Классный час на тему "Труд, любовь и взаимопонимание в синичьей семье"

Разделы: Классное руководство


Цель: Воспитывать бережное отношение к природе.

Задачи:

  • воспитывать стремление к познанию окружающей природы;
  • учиться у братьев наших меньших трудолюбию, взаимопониманию между взрослыми и детьми;
  • уважать старших и не обижать младших;
  • формировать ответственность за воспитание своих детей;
  • развивать устную речь, мышление, память, любознательность;
  • обогащать словарный запас детей.

Оборудование: Магнитофон, кассета с записью « Голоса птиц», музыка грустная и весёлая, рисунки с изображением птиц, деревьев, карточки.

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

Звучит музыка: «Голоса птиц».

Учитель: Сегодня, ребята, мы отправляемся в гости в лес. Какие правила в лесу каждый из нас должен соблюдать?

Ученики: Нельзя шуметь в лесу. Нельзя рвать цветы, надо помнить, что каждый цветок – это дом для насекомых. Ходить только по тропинкам, нельзя топтать растения.
Нельзя оставлять горящими костры.

Вывод: Лес – это дом, где живут животные. Люди в лесу – гости.

Стихотворение.

Ученик:

Мы безмерно богаты.
В наших чащах и рощах
Столько всяких пернатых –
Просто диву даёшься.
Но спросите иного,
Что он знает о птицах,
Пусть ответит толково –
И, гляди, удивится.
– Как же, наше богатство –
На полях, в перелесках,
Так сказать, птичье царство...

Учитель: А вы, ребята, что знаете о птицах? (Ответы детей)

Загадка.

Ученик 1:

Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата.
Чёрненькая шапочка,
И полоска шарфика. (Синица )

(Выходят дети в костюмах.)

Ученик 1: Я – синичка-мама.

Ученик 2: Я – синичка-папа.

Ученик 3: Я – синичка-дочка.

(Синицы летают, осматривают деревья, поедают насекомых)

Ученик 4: Синицы, пожалуй, самые полезные из птиц, обитающих в России. Проделывать разнообразные акробатические трюки в поисках насекомых синицам помогают острые, цепкие коготки, про которые даже сложена пословица: «Мала синица, да коготок остёр».

Ученик 5: Сколько ни рассматривай эту птичку, нет в её наряде ничего синего. Почему же – синица? Существует вполне научная версия, которая в основу слова всё же ставит цвет! Явно синего у птицы нет, а вот отлив – синий и лапки голубые. И слова: сивый, синий означают сиять! Сторонники же звукоподражательной теории, происхождения этого слова утверждают, что имя синичье родилось от её песенки – «зинь-зинь». Когда-то звали синицу «зиницей» и даже «зинзивером».

Учитель: Ребята, как вы думаете, что означает слово «версия»? (Ответы детей)

Версия – это гипотеза, т. е. учёные выдвигают свои суждения о происхождении этого слова.

(В это время в классе за одной партой сидят два ученика и рассуждают)

Ученик 6: Не встречал я синицу вялой, вечно она в движении, в работе.

Ученик 7: Осмотрит каждую веточку, каждый гнилой сучок в заснеженном саду, обследует кусты смородины. Такая маленькая, а трудится весь день.

Ученик 6: А ты знаешь, что синицу называют «зимним кузнечиком?»

Ученик 7: Нет! Расскажи!

Ученик 6: А вот смотри. Нашла в коре дерева уснувшего на зиму жучка, звонко затенькала, обрадовалась, теперь смотри, что она делает клювом, Точно молоточком по наковальне стучит. Вот поэтому её и прозвали кузнечиком. (Синички – мама и папа инсценируют)

Ученик 7: Ой, смотри, папа угощает маму червячком, мама ласкает дочку. Какие они дружные? Как заботятся друг о друге? Интересно!

Ученик 6: Вот поэтому они всегда весёлые, жизнерадостные, потому что живут в мире и согласии.

Ученик 7: Как интересно за ними наблюдать! Они такие маленькие, а сколько творят добра друг для друга, да и для нас, для людей.

(Синичка-мама, синичка-папа строят гнездо, мама высиживает яйца, а папа заботливо кормит и охраняет маму, затем родители учат своих детей)

Учитель: Гнездо синицы строят вместе, собирают только сухой строительный материал. Отложив яйца, синица-мама садится высиживать, а синица-папа заботливо охраняет синицу-маму и своих будущих детей. Синицы воспитывают 16 птенцов. Покинув гнездовье, семейство синиц кочуют с места на место, путешествуя по садам, паркам, лесам... Дети учатся у взрослых птиц отыскивать в коре жучков, личинок, распознавать опасность, – словом, постигают все премудрости жизни в лесном царстве.
– Каким качествам, нам людям, можно поучиться у братьев наших меньших. (Дети высказывают свое мнение по этому вопросу)
– А сейчас, ребята, давайте посмотрим, а все ли синицы одинаковы?

Ученик 8: Лазоревка. Эта синичка окрашена в голубые тона. Отсюда и нежное, как весеннее небо, название– лазоревка. Лазурью отливают крылья, хвост и шапочка. Спинка – изумрудная, а грудь и спинка – золотистые. Особую яркость синичкиному наряду придаёт чередование чёрного и белого цветов на щёчках. Лазоревка живёт в дубовых лесах. Так как её тупые коготки не удерживают на гладкой коре берёзы и липы, но прекрасно подходят для корявой дубовой коры.

Ученик 9: Аполлоновки. С ветки на ветку перепархивают две небольшие птицы, похожие на пушистые белоснежные одуванчики с длинными хвостами, – длиннохвостые синицы, или аполлоновки. Они живут в берёзовых лесах. Аполлоновки вьют гнёзда на берёзах. В гнезде у них 7-10 птенцов. Родители выкармливают их насекомыми. Чтобы прокормить прожорливое семейство, родители работают с рассвета до сумерек. Аполлоновки оберегают леса от насекомых.

Ученик 10: Московка. На головке чёрный берет, белоснежные щёчки. Она очень похожа на большую синицу, но гораздо меньше её, да и грудка у неё не лимонно – жёлтая, а светло – серая, без нарядного белого галстука. Живут московки в хвойных лесах, отыскивая в коре сонных жучков, личинок, так они спасают хвойные леса от вредителей.

Ученик 11: Королёк – самая маленькая птица в нашем лесу. Весит всего пять граммов. А какой проворный! Ни секунды без дела не посидит: всякую щёлку и трещинку в коре проверит, мохнатый лишайник потеребит острым клювом. В народе его зовут лесной гвоздик, а ещё королька называют санитаром леса. Учёные подсчитали, что за год он съедает около миллиона насекомых вредителей.

Учитель: Птицы трудолюбивые, нежные, ласковые, помогают друг другу, Детей своих воспитывают, не бросают до тех пор пока они не станут взрослыми. А давайте мы с вами проведём игру и узнаем, умеем ли мы уважать друг друга, жить в мире и согласии.

Игра «Не ошибись»

Класс делится на три команды. На карточках написаны названия птиц.

I команда – собирают карточки, где написаны названия перелётных птиц. (Ласточка, скворец, лебедь, стриж, журавль, утки и т. д.)
II команда – собирают карточки, где написаны названия зимующих птиц (Сорока, воробей, синица, ворона, дятел, и т. д.)
III команда – собирает карточки, где написаны названия прилетающих птиц к нам на зиму. (Чечётки, снегири, свиристели, клесты, щеглы, чижи.)

Айыраа; Гренадёрка – это сильные духом синицы, как бы не было трудно, они всегда веселые, жизнерадостные. Холодно, слякотно в обнажённых лесах. А вот синицам поздняя осень не страшна. Стайками перелетают по просекам (Дорога, узкая полоса в лесу, очищенная от деревьев), по опушкам леса. Свист, щебет, весёлый гомон. Неужели не страшит их зима? Страшит, как же! Поэтому и заняты осенью заготовками бойкие синицы. Гренадёрки про запас прячут гусениц, коконы, яички бабочек. Вот отсюда и пошла пословица: « Запас – он кармана не тянет».3имой, в лютую стужу и бескормицу, гренадёрки и крохотному яичку рады.

Игра «Совушка»

Звучит музыка: П. Чайковский «Времена года. Октябрь», А. Островский «Школьная полька», Марш.
– Какая музыка по характеру соответствует поведению наших героев? – А. Островский «Школьная полька» (Звучит весёлая музыка, дети изображая птиц летают, играют, веселятся.
Музыка кончается, дети замирают. Повторить 3-4 раза)

Стихотворение.

Ученик 12:

Спозаранок скачут птицы
По заснеженным ветвям –
Желтогрудые синицы
Прилетают в гости к нам.

Ученик 13:

«Тинь-тень, тили-тень»,
Все короче зимний день –
Не успеешь пообедать,
Солнце сядет за плетень.

Ученик 7:

Не раз зимой голодным птицам
Приснятся россыпи зерна...
И грустно тенькает синица
У занесенного окна.

Ученик 8:

Ни комарика, ни мушки.
Всюду только снег да снег.
Хорошо, что нам кормушки
Сделал добрый человек.

Сценка.

Ученик 14: А, вы, друзья не будьте равнодушны. Угостите синичку кусочком сала.

Ученик 1: Сало я люблю. Только соленым салом меня не угощайте.

Ученик 15: Насыпьте в кормушку зерна.

Ученик 2: Я буду очень рада. А вот хлебных крошек мне зимой не давай. Хлеб на морозе замерзает, а в горлышке он растает, разбухнет и я не смогу дышать.

Ученик 14: Мы поможем птицам, а они наши сады и огороды очистят от насекомых.

Ученик 15: Исполняет частушки.

Посмотрите на меня.
Не красавица ли я.
С утра до вечера скачу
Все букашек я ищу.
Хороша синица-птица
И в певицы я гожусь.
Я в оркестре занимаюсь
С утра до вечера тружусь.

Песня «Птичий ужин»
Литовская народная песня.

(Исполняется всеми детьми)

Птички-синички птиц созывали.
Вай-вай, джюм-джюм, птиц созывали.
Филина, Фильку не пригласили.
Вай-вай, джюм-джюм, не пригласили.
Был у синичек ужин хороший
Вай-вай, джюм-джюм, ужин хороший.
Филин явился гостем незваным
Вай-вай, джюм-джюм, гостем незваным.
Все угощенье гости склевали
Вай-вай, джюм-джюм, гости склевали.
Фильке досталось лишь полватрушки,
Вай-вай, джюм-джюм, лишь полватрушки.

Викторина

1. Самая маленькая птица? (Королек)
2. Назовите синицу, которая живёт в дубовых лесах? (Лазоревка)
3. Длиннохвостые синицы – это?... (Аполлоновка)
4. Какие нравственные качества присущи синицам? (Вежливость, уважение друг друга, забота друг о друге, трудолюбие)
5. Какую из синиц называют гвоздиком? (Королёк)
6. Какую из синиц называют кузнечиком? (Большая синица)
7. Какое качество необходимо каждому человеку для хорошей учёбы в школе? (Трудолюбие)

– Молодцы!

Литература.

1. Журнал «Мурзилка»
2. А. Барков. «На ранней зорьке».