Урок "Крещение Руси". 6-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 6


Форма урока – урок коллективного исследования исторических источников.

Тип урока - урок изучения нового материала.

Цели и задачи урока:

  1. Определить предпосылки, причины и значение принятия Русью христианства, объяснить, почему на Руси установилось двоеверие, сохранившееся до наших дней.
  2. Продолжить формирование умения анализировать исторический источник, работать с картой, схемами, определять ход, последовательность событий, связанных с крещением Руси.
  3. Развивать монологическую речь учащихся, формировать умение составлять «Я – высказывание».
  4. Развивать умение давать оценку исторических событий, явлений.
  5. Продолжить работу над формированием у учащихся чувства патриотизма и уважения к прошлому своей Родины.

Оборудование урока: карта «Древнерусское государство в IX –XI вв.», исторические картины по теме «Крещение Руси», магнитофон, аудиозаписи «Колокола», М.П. Мусоргский «Ночь на Лысой горе», П.И. Чайковский «Отче наш» из «Литургии Иоанна Златоуста», слайд-проектор, ноутбук, экран

Методические материалы для учащихся: тексты из «Повести временных лет» - «Выбор веры» (Приложение 1) и «Крещение Руси» (Приложение 2), плакаты с опорными сигналами «Этапы крещения Руси» (Приложение 3).

Ход урока

Компьютерная презентация

1. Вводное слово учителя.

Здравствуйте, дети. На сегодняшнем уроке мы узнаем о том, как Древняя Русь приняла христианскую веру – веру в одного Бога, почему из нескольких подобных (монотеистических) религий Русь выбрала именно православие. Нам предстоит работа с историческим источником, созданным в XII веке –«Повестью временных лет». Надеюсь услышать ваше мнение по ряду вопросов и проблем.

2. Опрос по домашнему материалу
  • Что такое государство? (Особая форма организации политической власти)
  • Каковы причины возникновения государства? (Необходимость защиты от внешних врагов; регулирования, упорядочения отношений между людьми, стремление богатой верхушки удержать власть над массой бедных соплеменников)
  • Что делали первые русские князья от Олега до Ярослава Мудрого для укрепления государства? (Князь Олег Вещий объединил Киев и Новгород, собрав под своей властью окрестные союзы племён, он создал Древнерусское государство с центром в Киеве. Княгиня Ольга ввела «уроки» и «погосты», упорядочив сбор дани. Князь Владимир укрепил свою власть, крестив Русь. Ярослав Мудрый принял первый на Руси свод законов «Русскую Правду»).

Запись в тетради новой темы – «Крещение Руси»

3. Изучение нового материала

Учитель: Итак, мы отправляемся в Х век во времена Владимира Святославича.

Звучит музыкальный фрагмент «Колокола»

Учитель: Памятники Владимиру, крестителю Руси, стоят в Киеве и в Новгороде (памятник «1000-летие России»). Святой, равноапостольный князь держит в руке крест, знак новой, истинной веры. А с чего же всё началось?

  • Какую веру исповедовали жители Древней Руси до правления князя Владимира? (Язычество – многобожие)
  • Какие народы Европы и Азии в развитии своих взглядов на мир тоже прошли через стадию язычества? (Все народы сначала исповедовали многобожие)
  • В какой момент времени они принимали веру в одного Бога? В каких целях? (В основном в эпоху становления государственности для укрепления власти правителя и объединения многочисленных племён в единое государство)
  • Какие вы знаете религии, исповедующие веру в одного Бога? (Христианство, ислам, иудаизм)

Учитель: Русь не стала исключением. Вопрос стоял лишь о том, какую веру принять. Среди соседей Руси были языческие племена балтов и финно-угров, но были и государства, исповедовавшие веру в одного Бога.

Работа у доски с картой.

Вопрос – «Назвать и показать места проживания соседей славян.

Какие верования были у них?»

Учитель на карте после ответа ученика значками отмечает государства, исповедовавшие веру в одного Бога:

Волжская Болгария (ислам) – Z

Хазарское царство (иудаизм) – Y

Византийская империя (православие) –

Германская империя, Польша (католичество) – V

Учитель: Однако до принятия веры в одного Бога князь Владимир решил реформировать (обновить) язычество.

Звучит музыкальный фрагмент

(Музыкальная картина М. Мусоргского «Ночь на Лысой горе»)

Учитель: Из множества славянских богов Владимир выделил 6 главных. В Киеве были поставлены статуи этих богов (идолы) – Перуна, Даждьбога, Хороса, Симаргла, Стрибога, Мокоши. Главным богом стал Перун – бог войны, бог князя. Запылали костры, состоялись жертвоприношения, в том числе и человеческие.

Однако попытка превратить язычество в государственную религию, объединить различные верования и божества была неудачной.

Язычество регулировало отношения человека с природой, а не человека с властью, с правителем. Язычество разделяло людей.

  • А что было необходимо князю Владимиру? (Объединение племен и укрепление своей власти).

Учитель: Как рассказывает нам Нестор-летописец в «Повести временных лет», первоначально к Владимиру пришли послы из четырёх разных государств (см. карту), чтобы рассказать князю о своей вере. Владимир выслушал всех и задал вопросы. Однако сделать выбор князь не смог.

О том, что было дальше, мы узнаем из исторического источника – отрывка из «Повести временных лет» («Выбор веры» - Приложение 1).

  • Что это за вид исторических источников? (Письменный)
Слайд 1 «Тема урока»
Учащиеся работают с текстом «Выбор веры».

Один ученик читает одноименный раздел в учебнике.

После прочтения текста учащиеся отвечают на вопросы к источнику.

  • Куда и зачем отправил послов князь Владимир?
  • Почему было решено принять крещение от греков? Можно ли считать, что основную роль в выборе веры сыграла красота религиозных обрядов?
  • Чем руководствовался князь Владимир при выборе веры – личными или государственными соображениями?
  • Вопрос к ученику, работавшему с текстом учебника: «Что интересней и полней раскрывает суть события – исторический источник или учебник?»
  • Что же поразило бояр - послов в греческом храме?
Слайд 2 «Выбор веры»
Звучит музыкальный фрагмент «Отче наш» из «Литургии Иоанна Златоуста» П.И. Чайковского

Учитель показывает картинки с элементами церковного убранства православного храма

Учитель дополняет ответы учащихся на вопрос о причинах принятия крещения от греков (христианство проповедовало миролюбие, милосердие, гуманизм, равенство людей, свободу выбора, духовную самостоятельность личности. За свои поступки человек отвечал перед Богом. Христианство отличало благолепие. Идея «единое государство – единый князь – единый Бог». Требование международной обстановки. Помощь в развитии культуры. Вера не посягала на земные порядки и богоустановленную власть).

Учитель коротко рассказывает о крещении Владимира в Корсуни в 988 году.

Слайд 3,4 «Православный храм»
Работа учащихся с отрывком из «Повести временных лет» «Крещение киевлян»

Учащиеся отвечают на вопросы:

Слайд 5 («Крещение Владимира»)
  • Где и как крестили киевлян? (см. картину К.В. Лебедева «Крещение киевлян») Почему крещение происходит в воде?
  • Объясните слова князя Владимира: «Если не придет кто завтра на реку креститься – будь то богатый или бедный, или нищий, или раб, - будет мне врагом»,
  • Охотно ли расставались киевляне со старой верой?

Запись в тетради даты крещения киевлян – 988 год

Учитель: Киевляне были знакомы с христианской верой ещё со времен княгини Ольги. Да и торговые контакты с византийцами-греками были достаточно тесными. Иное дело – новгородцы, закоренелые язычник (в жизни Новгорода большую роль играли варяги. Князь Святослав - отец Владимира, воспитывавшийся в Новгороде в варяжской среде, так и не принял крещения, несмотря на уговоры матери – княгини Ольги).

После крещения киевлян настала роль новгородцев. Их, активно сопротивлявшихся крестили «огнём и мечом» воеводы Добрыня и Путята с дружинами. С большим трудом несли новую веру в землю вятичей. Нередко возникало противостояние между язычниками и христианами, заканчивавшееся применением силы.

Слайд 6 («Крещение киевлян»)

Учитель показывает детям картину С.В. Иванова «Христиане и язычники» и комментирует эпизод, запечатленный на картине, делая вывод, что за язычником-волхвом стоял народ, а за христианским священником – княжеская дружина и сам князь.

  • Нужна ли была народу новая вера?
  • Правомерно ли было применение насилия?

Учитель проводит параллели между крещением Руси, реформами Петра Первого и 1917 годом. «В России всегда все новшества принимаются вопреки мнению народа, именно с помощью насилия. Однако уничтожить то, что человек впитал с молоком матери, невозможно. Насильно навязать новые принципы, идеалы человеку, не проникшемуся ими, невозможно».

Учитель: Чтобы смягчить противостояние, церковь попыталась связать язычество и христианство: наряду с посещением храмов люди продолжали праздновать Масленицу, Колядки, день Ивана Купалы; наряду с почитанием икон люди продолжали верить в домовых, леших, водяных, в заговоры и обереги. Объединялись христианские и языческие праздники, языческие боги получали имена христианских святых (Перун – Илья Пророк, Велес – св. Власий и т.п.). Таким образом, на Руси установилось двоеверие, которое сохранилось до нашего времени.

Слайд 7,8. Картина «Христиане и язычники»
Запись в тетради: «Двоеверие= язычество+христианство»
  • В чем же значение крещения Руси?

Идет работа по записям на доске. Учащиеся заносят в тетрадь основные положения, объясненные учителем.

Запись на доске или на экране.

Значение крещения Руси

  • Объединение восточнославянских племен
  • Укрепление власти князя
  • Создание церковной организации
  • Развитие просвещения и культуры
  • Смягчение нравов

Учитель объясняет детям все положения схемы. Содержание пункта «Развитие просвещения и культуры» дети раскрывают самостоятельно, читая отрывок из «Повести временных лет вслух («Крещение Руси» со слов «… И повелел Владимир рубить церкви…» (Приложение 2)).

  • Что нового появилось в культурной жизни Руси?

О смягчении нравов учитель говорит на примере князя Владимира до и после крещения.

Учитель: Христианские принципы милосердия, любви к ближнему вступали в противоречие с методами принятия христианской веры – насилием и жестокостью.

  • Можно ли было на Руси принять христианство, не применяя жестокостей?
4. Закрепление изученного материала

Ученикам предлагается расположить плакаты с опорными сигналами «Этапы Крещения Руси» (см. Приложение 3) в порядке следования событий.

  1. Приход к князю Владимиру проповедников религий из разных стран
  2. Отправление Владимиром бояр-послов для выбора веры
  3. Крещение князя Владимира в Корсуни
  4. Крещение Руси

Домашнее задание

§ «Крещение Руси», вопросы к §

Творческое задание по вариантам: выскажетесь от имени язычника-новгородца (1 вариант) и православного княжеского дружинника (2 вариант), нужно ли было крестить Русь? Если да, то как, если нет – почему?

Подведение итогов.

  • Что на уроке было для вас новым? Что вы узнали? Чему научились?
  • Как вы оцениваете свою работу?

Учитель оценивает работу учащихся

  • Каковы ваши впечатления об уроке?
Слайд 9 «Значение крещения Руси»

Приложение 4 – компьютерная презентация к уроку

Литература к уроку:

    1. Рассказы начальной русской летописи (любое издание)
    2. История России с древнейших времён до конца XVIII века. 6-7 кл.: Дидактические материалы / В.В. Сухов, А.Ю. Морозов, Э.Н. Абдуллаев и др. – М.: Дрофа, 2000.
    3. История России с древнейших времен до конца XVII века. – М. ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2001. – (Научно-популярная энциклопедия).