Особенности изображения жизни человека в народной сказке "Гуси-лебеди". Осмысление взаимоотношений между родными людьми (2-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели урока:

  1. Формирование представлений учащихся об особенностях изображения жизни человека в народной сказке. Знакомство с традиционными условностями народной сказки и сказочной речи.
  2. Продолжение осмысления проблемы семьи, взаимоотношений родных и близких людей.
  3. Обучение детей умению анализировать поступки героев, связывать их поведение с мотивами и последствиями.
  4. Учить детей показывать грозное и тревожное состояние на рисунке с помощью красок.

Оборудование урока:

  1. Иллюстрация к сказке «Гуси-лебеди».
  2. Репродукция картины К. Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы».
  3. У детей: иллюстрация к эпизоду сказки «Гуси-лебеди», краски (гуашь), кисти.

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания — чтение отрывка сказки по ролям.

III. Новый материал.

Учитель:      

— Дома вы должны были подобрать другие русские народные сказки, где героям помогают добрые силы. Какие сказки вы подобрали?

— А теперь давайте посмотрим, как начинаются эти сказки? С каких слов? (Жили-были, В некотором царстве, в некотором государстве жил..., Жил да был...).

— Как начинается сказка «Гуси-лебеди»? Прочитайте.

— Что вы заметили? (Почти одинаково).

Русская народная сказка — это особое художественное произведение, которое отличается от рассказов и стихотворений. Они сочинялись по-своему, язык сказки тоже особый. Мы уже начали разговор о сказочных условностях, которые можно найти в русских народных сказках. Сегодня нашли ещё одну условность — это традиционное начало: «Жили-были...».

Какие ещё особенности характерные для русской народной сказки и отличающие её от других художественных произведений вы знаете?

  1. Повторы. Приведите примеры (кликала она кликала; сама виновата, сама и найти должна; печка-печка; яблоня-яблоня, бежала-бежала).
    — В обычной речи мы стараемся избегать повторов, а в сказке их много. Как вы думаете, для чего их употребляли сказочники? (продолжительность действия по времени, что-то важное).
  2. В русских сказках повторяются ещё и действия, события. Как правило таких повторов три (3 раза девочка помогала яблоньке, печке, речке; 3 раза она пряталась от гусей-лебедей).
  3. В русских сказках много слов, которые являются постоянными сказочными выражениями, общими для многих сказок. Найдите в тексте примеры (лес — дремучий, тёмный; избушка на курьих ножках; золотые яблочки; крутой бережок).

— Они придают повествованию сказки плавность, певучесть, поэтичность, выразительность.

— А теперь давайте обратимся к иллюстрации. Мы с вами уже начали рисовать иллюстрацию к нашей сказке и сегодня продолжим эту работу.

— Давайте вспомним, как художнику удалось передать, что иллюстрация отражает содержание именно русской народной сказки (одежда детей, длинная светлая коса, дети босиком, лента в косе и т.д.)

— А теперь найдите в сказке момент, изображённый на иллюстрации. Давайте прочитаем его (чтение).

— Я нашла репродукцию, которая очень близка по содержанию к нашей сказке и иллюстрации. Это репродукция картины Константина Егоровича Маковского «Дети, бегущие от грозы». (Повесить на доску).

— Рассмотрим эту репродукцию. А вы найдёте что-нибудь общее между репродукцией картины и нашей иллюстрацией?

— Чем они похожи? (Похожи герои и ситуации: старшая девочка несёт братца, дети убегают от беды).

–– А какие подробности из жизни крестьянской семьи одинаково отражены в сказке, на иллюстрации и на картине Маковского? (Забота старших о младших).

–– Обратите внимание на лица детей. Какие они на иллюстрации и на картине? (На иллюстрации — не настоящие, словно кукольные, а Маковский изобразил и лица и фигуры детей очень точно, как в жизни).

— А вы сможете определить, где сказочная картина, а где реальная? Какие детали изображенные художниками помогут вам это сделать? (Природа у Маковского — настоящая, реальная. Всё как в жизни — поле вдали, растения, надвигающиеся тучи, ветер, качающий траву. На иллюстрации природа сказочная, деревья необыкновенные, затейливой формы. На иллюстрации дети убегают от сказочных сил, а на картине Маковского от природной стихии).

–– А в сказке есть описание природы? (Нет).

— А как художник нарисовал иллюстрацию? (Условно).

ФИЗКУЛЬМИНУТКА

Утром встал гусак на лапки, (встали) Приготовился к зарядке (наклоны) Повернулся влево, вправо, Приседанье сделал справно. Клювиком почистил пух И скорей за парту плюх!

Учитель: — А вы знаете, что у природы, как и у человека может быть разное настроение? Природа может быть радостной или грустной, спокойной или грозной. Художник умеет чувствовать и передавать настроение, состояние природы.

— Какое состояние природы передает Константин Маковский в своей картине? Воспользуйтесь словарём настроений и подберите нужные слова дляэтого состояния природы. (Грозное, мрачное, тяжёлое, хмурое, сердитое, боязливое, беспокойное, жуткое).

— Какая краска помогает художнику передать такое состояние природы? (Чёрная).

— Что она делает с каждым цветом? (Может затемнить, сделать тяжелым, мрачным).

— А теперь давайте и мы поработаем художниками и закончим нашу иллюстрацию. Дляэтого возьмите свои работы, приготовьте кисти, откройте краски.

— Помните, что черную краску добавлять нужно очень аккуратно.

(Рисование)

Рисунки детей.

Учитель: — А теперь посмотрите на свои работы и скажите: какими красками мы рисовали силы зла и силы добра?

(Учитель отбирает работы и вывешивает их на доску).

IV. ИТОГ УРОКА

Учитель: — Посмотрите, какие хорошие иллюстрации у вас получились. Вы, как и художники, нарисовали их точно по сказке. Сравнивая картину с иллюстрацией и, нарисовав свою, мы ещё раз увидели сказочные условности и особенности, которые отличают сказки от других художественных произведений, отражающих реальную действительность.

— А какими средствами мы учились изображать жизненные ситуации? (Красками, словами).

— А мы, как читатели, с помощью чего изображаем действительность? (Выразительным чтением).

— Мы закончили разговор о русских народных сказках. Вернемся к словам А. С. Пушкина, с которых начали. (Чтение хором).

— Какие уроки мы извлекли из этой сказки? (Быть послушным, честно и добросовестно выполнять свои обязанности в семье; если допустили ошибку, то не плакать а самостоятельно её исправить; уважительно относиться к окружающим, не забывать благодарить людей за помощь и услуги; быть решительным, сообразительным и находчивым). Вот сколько уроков мы извлекли мы из русской народной сказки!

— А теперь мы будем работать над сказками других народов.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Дома вы познакомитесь с татарской народной сказкой «Три дочери» и сравните её с русскими народными сказками.