Система работы с одарёнными детьми как одно из направлений личностно ориентированного обучения

Разделы: Начальная школа, Классное руководство


Вступление

У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для этого, чтобы они могли проявить свои дарования — это умелое руководство со стороны взрослых.
В настоящее время выявления способных детей и работа с ними являются актуальной задачей школы. Тесты на творческую активность, проводимые психо­логами, показывают, что нестандартно мыслящих людей среди взрослых 2%, среди подростков - 11%, среди 7-летних - 17%, а среди 6-летних - 37%. Отсюда и видна роль школы и учителя в развитии одаренности.
В своей практике я стараюсь развивать общую одаренность, которая представляет собой широкий диапазон творческих способностей, лежащих в основе успешного освоения, а затем успехов во многих видах деятельности.

Основная часть

Процесс выявления способных детей достаточно сложный. В школе в основном учатся дети, способные при благоприятных условиях обучения достичь хороших результатов в видах деятельности, соответствующих их склонностям и интересам. В этой связи мне представляется наиболее значимым трехэтапный комплекс мероприятий для работы со способными детьми.

На первом этапе я выявляю сведения об успехах ребёнка в какой-либо деятельности, полученные от родителей с помощью группового тестирования. Для опросника предлагаю примерно такие задания:

  1. Замечали ли вы у своего ребенка проявление каких-либо способностей?
  2. В каком это произошло возрасте?
  3. Что вы предприняли тогда?
  4. Поощряете ли вы интересы своего ребенка?
  5. Какими способами вы поддерживаете интерес к творчеству у ребенка?   и т.д.

Таким образом, черты характера, способствующие творческой продуктивности, можно обнаружить достаточно рано. В какой степени творческие импульсы ребенка превратятся в творческий характер, зависит больше от влияния родителей и учителей. После проведения опроса объясняю родителям роль семьи в развитии творческого ребенка: при поддержке родителей способности развиваются, без нее - нивелируются. По окончании первого этапа повожу итог: кто из детей, по мнению родителей, обладает какими способностями. Прихожу к выводу, что у большинства детей имеются способности к разному виду деятельности.

На втором этапе провожу диагностику детей с помощью психологических тестов для выявления творческих способностей у детей как одного из главных показателей творческой одаренности. Использую тесты для изучения различных видов мышления («Обведи контур», «Лишний предмет», «Нелепица», «Раздели на группы», «Определи понятия» и другие), различных свойств памяти, развитости воображения, развитости интеллекта, речевой готовности, математических способностей.
Однако высокие показатели теста не гарантируют творческих достижений, а лишь свидетельствуют о высокой вероятности их проявления. При отсутствии творческой мотивации и высокий уровень творческих способностей не может га­рантировать творческих достижений. И наоборот.
После прохождения ребенком второго этапа отмечаю детей с высоким уровнем умственного развития при прочих равных условиях, учитывая, что на определенном этапе могут быть проявлены признаки одаренности далеко не все и не у всех по ряду каких - либо причин.

На третьем этапе начинаю работу по развитию творческих способностей учащихся как фактора проявления творческой одаренности. Эти способности называют «генеральным фактором интеллекта», «базальным фактором одаренности».
При планировании уроков я предусматриваю развитие продуктивного мышления и навыков его практического применения, большое внимание уделяю возможности детям постоянно приобщаться к новому, непрерывно развивающемуся потоку информации. На уроках дети обучаются рациональным приемам применения знания на практике, переносу своих знаний и умений, как в аналогичные, так и в измененные условия. На творческом уровне развития способностей ученик способен при помощи самостоятельной деятельности создавать новое, оригинальное. Творческие способности проявляются в умении продолжать мыслительную деятельность за пределами требуемого, за пределами решения задачи, которая ставится перед учеником. Приведу примеры из собственной практики.

На уроке русского языка надо было выполнить логически-поисковое задание, назвав лишнее слово из следующего ряда: Москва, Украина, Армения, Узбекистан. Этот вопрос предполагает однозначный ответ: лишнее слово Москва, т. к. это название города, а остальные - названия государств. Ученики же, уже приученные видеть много аспектов одной и той же однозначной задачи, увидели, что лишним может быть и Узбекистан (это существительное 2 склонения, а остальные - первого), и Москва, т.к. в этом слове два слога, а в остальных - 4.

На уроке математики учащимся предлагаю задания поискового характера, задания с наращиванием условия. «К Новому году вырезали 102 снежинки. 10 мальчиков вырезали по 3 снежинки каждый». Предлагаю дополнить условие и поставить вопрос.

1. «А остальные снежинки вырезали девочки. Сколько снежинок вырезали девочки? На сколько больше снежинок вырезали девочки, чем мальчики?»
2. «Сколько снежинок вырезала каждая из девочек?» (Количество девочек может быть разным. Главное, дети должны найти второе число, на которое бы делилось 72. Это может быть и 8, и 9, и 2, и 12, и 6, и 36 ).
3. «А 5 девочек вырезали по 12 снежинок каждая. Сколько снежинок вырезали взрослые?» (Дополненная так задача уже будет решаться четырьмя действиями).

Таким образом, дети не только находятся в творческом поиске условия задачи, но усложняют задачу. Такая работа позволяет детям быстрее научиться решать любые задачи.

Анализируя свою работу по проблеме развития творческих способностей учащихся в начальный период обучения, выявила основные показатели  творческих способностей младших школьников:

  1. Наличие определённого фонда знаний и умений, их количество (верные или неверные, твёрдые или нетвёрдые) и степень обобщённости.
  2. Уровень развития психических механизмов, лежащих в основе развития творческих способностей учащихся: внимания,  памяти,  воображения.
    Ведь именно эти качества являются основой продуктивного мышления.
    Начинаю эту работу с первых дней 1 класса. Специально для этого составила план работы по развитию творческих способностей учащихся 6-7 лет. Уровень развития мышления ученика, который определяется главным образом степенью сложности умственных действий и операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, классификация).
  3. Владение приёмами поисковой и творческой деятельности. Так, на уроках окружающего мира учащиеся выполняют творческие работы, включающие в себя задания также из области русского языка, чтения, математики. К литературным произведениям готовят свои вопросы, что активи­зируют стремление детей к творчеству. При изучении «Поучения Владимира Мономаха детям» учащиеся составляли свои поучения: это были поучения сестре, брату, одноклассникам и даже самому себе.

В составлении рассказов - загадок, задач выражается первое пробуждение мысли ученика. Это и есть исходное звено познавательного, поискового и творческого процесса. При этом я обращаю большое внимание на содержание задач, характер и форму вопросов, их место в системе урока. Так, в понедельник ученикам делается сообщение о том, что на уроках в пятницу будем говорить о воде и о том, что с ней связано. Дети в течение недели подбирают стихи, песни, загадки, другие сведения, связанные с водой. В четверг мы отбираем тот материал, который можно использовать на уроке русского языка, математики и окружающего мира. В пятницу почти каждый ученик на уроке активный. Дети ждут этих уроков с нетерпением: ведь какое-то задание придумано им самим. Это, конечно, для учащихся новая форма работы с материалом, в которой воплощается их активность, тяга к самостоятельности.
Большой интерес представляют для учащихся наметившиеся формы задавания вопросов на уроке. Вопросов, требующих однозначного ответа, не бывает. Так, при работе над предложением «Зеленеют все опушки, зеленеет старый пруд, а зелёные весёлые лягушки песенки поют» можно задать такой вопрос: «Что вы можете сказать об этом предложении?» Ответы могут быть различными: «Это предложение сложное. Оно состоит из трёх частей. В нём есть однородные члены. Есть однокоренные слова. Оно повествовательное и невосклицательное. Каждая часть распространена. В нём три глагола и четыре имени существительных». Именно о падежах имён существительных будет говориться на данном уроке. Дети указывают падеж, но кроме этого получили более полную характеристику этого предложения.

Заключение

Урок, направленный на развитие творческих способностей, может включать три этапа.

I этап - «Разминка». На этом этапе преобладают репродуктивные задачи, хотя доля репродукции снижается за счёт ограничения времени на ответ, применения «обманных» заданий. Это придаёт дух соревновательности, контролирует внимание, развивает умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. Все эти умения в совокупности войдут в структуру заданий творческого характера.

Приведу пример простой репродуктивной задачи интенсивного характера:

«Прочитать числа, обращая внимание на знаки препинания: 21, 22, 23... 24? 25! 26?! 27, 28, 29. Сосчитать их сумму рациональным способом, уменьшить её на 25 и разделить на 2. Сколько у вас получилось? (100). Как это звучит по-английски? С какими постоянными величинами в математике оно у вас ассоциируется? В названия, каких литературных произведений входит это число?»
Большинство учащихся на этом этапе стараются работать, используя все свои возможности и способности.

II этап - «Развитие психических механизмов как основы РТС (памяти, воображения, внимания).

Следует отметить, что тренировка памяти не заменяет обучения, а способствует повышению его эффективности. Целенаправленная работа по развитию творческих способностей показывает, что существует прямая связь между ними и уровнем развития памяти и внимания. Те ученики, которые быстрее решали зада­чи творческого характера, успешнее выполняли и задания, определяющие степень развития названных познавательных процессов. Это говорит о том, что специальные задания, формирующие приёмы рационального запоминания, тренирующие внимание, особенно произвольное, необходимо постоянно включать в уроки, приучая детей всегда быть собранными, готовыми в любой момент к неожидан­ному повороту событий, что даёт им уверенность в собственных силах и ведёт к повышению эффективности обучения в целом.

III этап - «Решение частично-поисковых задач разного уровня».

Интеллектуальное творчество проявляется в умении человека в нужный момент «достать» из своей памяти тот или иной алгоритм рассуждения. Задачи этого этапа являются выражением именно такого подхода к проблеме развития творческих способностей. К конкретным частично-поисковым задачам можно отнести, например, такие: «В какие группы можно объединить слова: шкаф, конфе­ты, астра, ромашка, пряник, стол, шоколад, тюльпан, диван, роза, варенье? Найти из них слова с парными согласными, требующими проверки». «По какому принципу объединены следующие слова: духи, орган, хлопок, замок?» (Это двухсложные слова, ударение может падать на гласную и в первом слоге, и во втором).
Решая творческие, нестандартные задачи, дети испытывают радость приобщения к творческому мышлению. Задания творческого характера должны даваться всему классу. При их выполнении оценивать следует только успех.
Постоянное, целенаправленное внимание к проблеме развития творческой одарённости формирует беглость мысли (количество идей, возникающих за единицу времени), гибкость ума (способность переключаться с одной мысли на другую), оригинальность (способность находить решения, отличающиеся от общепринятых), любознательность (чувствительность к проблемам в окружающем мире), умение выдвигать и развивать гипотезы.