Лингвистическая игра для 6–8-х классов по теме: "Его Величество Русское Слово"

Разделы: Внеклассная работа


Цель мероприятия: привить любовь к родному русскому языку; повысить общую языковую культуру школьников; развить интерес к русскому языку как учебному предмету; пробудить любознательность и интерес ребят  к  чтению произведений литературы.

Оборудование: оформление актового зала высказываниями известных людей о русском языке; творческие работы учеников; книжная выставка; музыкальное сопровождение.

Ход мероприятия

Ведущий.

Здравствуйте, уважаемые гости и участники игры! Мы  пригласили вас на заключительное мероприятие Декады русского языка, литературы и детской книги. Это лингвистическая игра «Его Величество Русское Слово», в которой примут участие ребята из 6,7,8 классов.

С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком .  Через слова мы впервые узнаем о том, чего еще не видели  и, возможно, никогда не увидим. Через слова мы узнаем, какие мысли были у наших предков. А слова составляют язык.  Ребята, а как бы вы ответили на вопрос: «Что же такое слово»? (Единица речи, служащая для выражения отдельного понятия).  А по определению В.И Даля, удивительного человека, посвятившего всю жизнь составлению своего знаменитого словаря: «Слово - исключительная способность человека выражать свои мысли и чувства». И сегодня мы будем  познавать  наш богатый русский язык,  учиться  выражать свои мысли.

Итак, я хочу представить команды, которые сегодня будут состязаться в знании языка и литературы.  А оценивать соревнование ребят будет жюри -  учащиеся 10 класса.

Конкурс «Приветствие команд» (5 баллов).

Конкурс «Блиц - турнир» (1балл  за каждый правильный ответ).

«Блиц» означает быстрый. Вы должны ответить на вопросы быстро, не совещаясь.

Вопросы первой команде.

  1. Что у цапли впереди, а у зайца позади?(буква Ц).
  2. Как перечислить по порядку 5 дней недели, не называя при этом ни числа, ни названия дней? (позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра).
  3. В каком слове отрицание нет слышится 100 раз? (стонет).
  4. Что общего у дня и ночи? (мягкий знак).
  5. Что находится между горой и оврагом? (буква и).
  6. Какая обувь в огне не  рождается, огнем закаляется, долго носится, никак не сносится? (подкова).
  7. Каким гребнем не расчешешь голову? (петушиным).
  8. Весь мир одевает, а сама нагишом? (иголка).
  9. Сложишь – клин, разложишь - блин? (зонт ).
  10. Какая одежда согревает душу? (душегрейка).

Вопросы второй команде.

  1. Название какого города образовано из названия дерева и минерала? (Мел и тополь – Мелитополь).
  2. Какой город может парить в воздухе? (Орел).
  3. Соединив название ноты с согласной буквой, мы получим название реки в России? (Дон).
  4. Какой месяц самый короткий? (Май).
  5. Отгадайте загадку: «Книзу – вершком, кверху – корешком».Что это такое? (Сосульки).
  6. Какое название острова говорит о его величине? (Я - Мал).
  7. «Крыша Мира».  Где она находится? (Памир в переводе на русский язык  означает «Крыша Мира»).
  8. Название какого города говорит , что он «сердитый»?  (Грозный).
  9. Какая страна в Центральной Америке носит такое же название ,что и головной убор? (Панама).
  10. Какого цвета белый свет? (Белый свет состоит из ряда разноцветных  лучей: красного, оранжевого ,желтого, зеленого , голубого, синего, фиолетового)

Оценка жюри.

Конкурс  «Знатоков ударений» (6 баллов).

Приглашаются по 1 участнику от каждой команды . Задание: В словах  нужно правильно расставить ударения  и дать объяснение.

1.Агeнт, гусеница, тoрты, балуюсь, комбайнер, тефтели.

2.Мельком, мусоропровод, вахтер, щавель, силос, квартал.

Ведущий.

Пока ребята справляются с ударениями, мы посмотрим , насколько хорошо вы знаете поговорки и  пословицы.

Конкурс « Знатоков поговорок» (3 балла).

  1. В какой поговорке имеется в виду, что одни неприятности и несчастья обязательно повлекут за собой и другие? (Беда никогда не приходит одна).
  2. В какой поговорке говорится о недалеком,  неумном человеке? (Без царя в голове). 
  3. Какая поговорка учит нас, что своим добрым именем надо дорожить с малых лет? (Береги платье снову, а честь смолоду)
  4. Какая поговорка дает напутствие человеку,  стремящемуся к достижению высокой цели? (Большому кораблю – большое плавание).
  5. Эта поговорка бывает к месту, когда жизненные условия стеснены. (В тесноте, да не в обиде).
  6. Какая поговорка учит, что надо жить не только сегодняшним днем, необходимо помнить и о дне завтрашнем? (Готовь сани летом, а телегу  зимой).

Ведущий

Русский язык очень богат фразеологизмами. Это устойчивые сочетания слов, которые употребляются и в прямом  и в переносном значении. Источники фразеологизмов различны. Одни из них возникли на основе наблюдений человека над природными явлениями, другие появились в связи с историческими событиями, третьи вышли из песен, сказок и легенд.

Конкурс «Фразеологический» (2 балла за правильный ответ).

Давайте вспомним удивительные легенды Древней  Руси. Известно, что они  подарили нашему языку много ярких  словосочетаний. Что же означают некоторые из них?

  1. Происхождение этого выражения корнями уходит во времена царя Ивана Грозного. Московский митрополит Филипп, образованный и просвещенный человек, выступал против царской политики террора и насилия. Он неоднократно посылал царю письма с просьбой отменить опричнину. Царь ,не желая прислушиваться к строптивому митрополиту, презрительно называл его Филькой. С его именем связано выражение, которое укоренилось в русской речи, и до сих пор так называют документ, не имеющий юридической силы. (Филькина грамота).  
  2. На  Руси издавна был обычай в случае досады или разудалого веселья, перед тем как пуститься в пляс, с размаху бросать шапку на землю – такова была удалая русская душа.  Это выражение первоначально обозначало  численное преимущество  над противником, позже оно стало ироническим определением глупой самонадеянности. (Шапками закидать).
  3. До революции на Руси было много монастырей, и каждый из них имел свой свод правил, который назывался уставом. Все монахи, живущие в монастыре, следовали только своему уставу. Если они переходили в другой монастырь, то должны были подчиняться и его уставу. Монахи, тысячами бродившие по Руси, и разнесли эту поговорку по свету. Теперь человеку, который, следуя своим привычкам ,не подчиняется принятым нормам поведения, говорят… (В чужой монастырь со своим уставом не ходят).
  4. До 18 века, когда на Руси начали выращивать картофель, репа была основным овощем на столе крестьянина. Чтобы приготовить ее , не требовалось большого умения  - горшок с репой ставился в печку, где она на пару превращалась в мягкое сладковатое угощение. Простота приготовления этого кулинарного блюда стала символом очень простого дела. (Проще пареной репы).

Оценка конкурса  жюри.

Ведущий.

Рубеж, край, черта раздела - все это можно назвать одним словом – граница. Давайте поговорим о преодолении границ в общении, о том , как можно найти общий язык с самыми разными людьми в самых разных ситуациях.

Конкурс «Преодоление границ в общении» (5 баллов).

Задание: Не используя ни одного слова, передайте вопрос или просьбу зрителям.

Задание для 1 команды: «Где находится школа?»

Задание для 2 команды: «Я хотел бы съесть хот-дог».

Музыкальная пауза.

«Конкурс стихотворцев» (5 баллов).

Задание:  Восстановить пропущенные строки в предложенных стихотворениях и назвать автора, выразительно прочитать стихотворение. Командам предлагаются  строки из стихотворений А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова.

Ведущий.

В качестве домашнего задания нашим командам была предложена инсценировка басни.

Конкурс «Домашнее задание» (10 баллов).

Команды показывают свое мастерство в инсценировке басен И.А.Крылова «Ворона и Лисица»  и  «Стрекоза и Муравей».
Подведение итогов конкурса и всего мероприятия, награждение победителей.