Урок литературного чтения. Рассказы и стихи о маме. Л.Воронкова. "Катин подарок", Ю.Коринец. "Март"

Разделы: Начальная школа


Цели: знакомство учащихся с произведениями Л.Воронковой и Ю.Коринца; формирование правильного выразительного чтения с соблюдением основных норм литературного чтения; развивать умение находить главную мысль произведения, наблюдательность, красивую выразительную речь, творческий и эмоциональный потенциал; воспитывать интерес к творчеству авторов, доброе отношение к семье, прежде всего, к матери, создать нравственное переживание.

Оборудование: учебник «Литературное чтение». 2 класс. Л. А. Ефросинина; М., «Вентана-Граф» , 2008г.; хрестоматия, рабочая тетрадь, отрывок из рассказа З.Воскресенской «Мама», листочки для моделирования обложки, мультимедийная презентация (приложение 1), выставка книг на тему «Рассказы и стихи о маме»

Ход урока

I. Оргмомент

  1. Долгожданный дан звонок
    Начинается урок.
    Ум и сердце в работу вложи,
    Каждой секундой в труде дорожи.
  2. Упражнение в тренировке дыхания.

- Кем мы с вами становимся на уроке чтения? (читателями, а еще чтецами)

- У чтеца есть инструменты, которые помогают радовать слушателя. Какие? (голос и дыхание)

Тренировка дыхания (стоя)

  • Стань прямо, спокойно
  • Положи одну руку на верхнюю часть живота, вторую – выше талии сбоку
  • Выдох. Вдох на счет (1-5)
  • Задержать воздух (1-3)
  • Выдох (плавно), как бы на звук [а] (3 раза)
  • Представьте торт с зажженными свечами. Погасим все свечи: фуфуфу…; каждую свечу фу, фу, фу, фу.
  • Держи дыхание до конца фразы: жжжж…, ж,ж,ж,ж,ж.
  • Выпустим воздух из мяча: ссссс, с,с,с,с,с.
  • Произносим: с-з, з-с, ш-ч-щ-ц; ж-ш-ц.

II. Проверка домашнего задания

- С каким произведением познакомились на прошлом уроке? (с легендой И.Панькина «Легенда о матерях»)

- Что такое легенда? (Ответы детей.)

Слайд I.

- Проверим?

- Назовите героев произведения (матери, сыновья, Нептун, его дочери - чайки).

Слайд II.

- Почему так названо произведение?

- Почему моряки сильны и непобедимы? (матери отдали им самое лучшее, что имели)

- Что лучшее отдали женщины далекой страны? (красоту, силу, зрение)

- Почему моряки так любят смотреть на чаек? (они носят красоту их матерей)

- В чем заключается главная мысль легенды?

Закончить предложение словами легенды.

Слайд III.

Ты видел, мой мальчик, слабых женщин?
Если, дорогой мальчик, ты увидишь когда-нибудь …

- Почему матери так поступили? (т.к. очень любят своих детей)

- Можно ли их поступок назвать героическим? (да, т.к. нужно было обладать силой духа, мужеством)

- Какие чувства вызвало у вас это произведение?

III Работа над изучением нового материала.

1. Вступительная беседа о мамах.

- Мама - это особое слово. Оно рождается как бы вместе с нами и сопровождает всю жизнь. Каждая мама несет в своем сердце материнскую любовь.

- А что для вас значит слово «Мама»? (Дети называют.)

Слайд IV. Мама – это …

2. - У многих писателей и поэтов есть произведения, посвященные маме. Прочитайте отрывок из рассказа З.Воскресенской «Мама». (Чтение цепочкой.)

Мама.

Самое прекрасное слово на земле – мама. Это первое слово, которое произносит человек, и оно звучит на всех языках мира одинаково нежно.

У мамы самые добрые и ласковые руки, они все умеют. У мамы самое верное и чуткое сердце – в нем никогда не гаснет любовь, оно ни к чему не остается равнодушным.

И сколько бы тебе ни было лет – пять или пятьдесят, тебе всегда нужна мать, ее ласка, ее взгляд. И чем больше твоя любовь к матери, тем радостнее и светлее жизнь.

- Почему это слово самое прекрасное на Земле? (мама – самый близкий человек)

- Почему каждому человеку нужна любовь матери?

- Какой праздник мы празднуем в марте?

Слайд V.

- Кто из вас поздравлял маму? А как же это сделали герои произведений, сегодня и узнаем на уроке.

Физминутка. Упражнения для глаз

  • 15 движений глазами справа налево, слева направо.
  • 15 движений глазами вверх-вниз.
  • 15 вращательных движений глазами справа налево.
  • 15 вращательных движений глазами слева направо.

Крепко зажмурьте глаза. Откройте.

Закрыть глаза и представить большой белый экран. Мысленно раскрасить его, не допускать пробелов: желтым, зеленым, любимым цветом.

3. Работа по учебнику с.74.

- Назовите автора и название произведения

Слайд V.

- Краткое сообщение учителя.

Любовь Федоровна Воронкова родилась в Москве, но семья переселилась в подмосковную деревушку. Там, в деревне, у нее выработалась привычка к постоянному, терпеливому труду, открылась красота русской природы. И она потянулась к перу, чтобы в стихах и прозе выразить свою любовь к земле и людям. Много ездила по стране, работая журналисткой.

Краткий обзор книг.

4. Самостоятельное чтение рассказа

- Что вы прочитали?

- Какое чувство вызвал этот рассказ? Почему? (приятное, радостное, девочка поздравила родных, принесла им радость)

- Ответ на 1-2 вопросы учебника.

- Почему так назван рассказ? О каком подарке идет речь? (о вербе)

Слайд VI

- Прочитать описание вербы. Как называют цветы? Почему? (похоже на шерсть у барашка)

5. Дифференцированная работа.

1 гр. Разделить текст на части. Озаглавить каждую часть.

2 гр. Выполнить задания в рабочей тетради на с.44.

6. Самооценка. Оцените свою работу.

Учащиеся рисуют треугольники разного цвета:

  • зеленого (уверен в правильности выполнения задания)
  • синего (сомневаюсь в правильности выполнения задания)
  • желтого (не справился)
  • красного (испытывал трудности, но преодолел их)

7. Проверка выполненной работы.

1 гр. Примерный план

  1. За вербой
  2. Подарки бабушке и маме.
  3. Благодарность родных

2 гр. Комментируют выполненные задания.

ФМ. Упражнения под музыку. «Песенка о маме» муз. Т. Савина, ст. Е. Титова.

8. Работа над произведением Ю. Коринца «Март».

1) Самостоятельное чтение (с.75)

- Что вы прочитали?

- Какое настроение вызвало? Почему?

2) Прочитайте автора, название.

Слайд VII Юрий Иосифович Коринец

3) Рассказ учителя:

- Юрий Иосифович Коринец родился в Москве. В детстве увлекался рисованием и даже стал профессиональным художником. Работал в журнале, поступил в литературный институт. В его поэзии добро всегда побеждает зло, он умел увидеть чудо в обыденном, в любой предмет, вещь вдыхает как бы частицу своей души.

- Какое растение раньше всех расцвело?

-Как поздравил герой маму?

Слайд VIII

- Докажите, что это стихотворение (есть рифма)

- Назовите созвучные слова (рифмы)

4) Подготовка к выразительному чтению

а) Назовите инструменты выразительности.

Слайд IX

- Какой тон? (радостный)

- Темп? (умеренный)

- Паузы ( /, // )

- Логическое ударение.

б) Поработайте карандашом. Расставьте паузы, подчеркните слова (логические ударения). Работа в парах.

в) Выразительное чтение стихотворения (2-3 чел.)

III. Моделирование обложки и сравнение произведений

1 в. – к рассказу Л.Воронковой.

2 в. – к стихотворению Ю.Коринца.

а) Самопроверка. Слайд X

б) Сравнение.

- Что общего? (Тема о детях и маме)

- Отличие (Разные авторы, жанр, название)

- Что вы можете сказать о героях произведений? (Заботятся о маме, любят, поздравляют с Женским днем)

IV. Обобщение

- Для чего писательница и поэт написали эти произведения? (рассказать, как поздравлять маму, чтобы принести радость слушателю)

8) Стихотворение С.Богомолова « Красивые мамы». (Чтение ученика.)

V. Рефлексия

- Какие открытия сделали на уроке?

- О чем урок заставил задуматься?

- Кто доволен своей работой? Нарисуйте свое настроение (радость, спокойствие, досада, удивление).

Слайд XI

VI. Домашнее задание (по выбору)

- Кому захотелось выучить стихотворение наизусть?

- Кому захотелось сделать книжку-малышку?

- Кто хочет найти произведения о маме?

Рассматривание выставки у доски (книги о маме.)

Список использованной литературы

  1. Оморокова М.И. Учимся читать выразительно. Тетрадь-пособие. М.: Вентана-Граф, 2003.
  2. Материалы сети Интернет.