Окончание Смутного времени

Разделы: История и обществознание


Цели урока:

  • обучающая: продолжить знакомство учащихся с событиями Смутного времени; рассказать об этапах освобождения страны от захватчиков; показать мудрость Земского собора, избравшего на царствование Михаила Романова, значение для России воцарения новой династии; выявить итоги и последствия Смуты для русского народа.
  • развивающая: развивать навыки работы с исторической картой, умение работать с документами, тестами; строить развернутый ответ на вопрос, анализировать происходящие события;
  • воспитательная: раскрыть решающую роль народных масс в борьбе против интервенции и в освобождении страны на примерах К.Минина, Д.Пожарского и И.Сусанина, воспитывать патриотические чувства.

Основные понятия: патриотизм, национальное самосознание, гражданская война, Семибоярщина, народное ополчение.

Важные даты: лето – осень 1612 г. – осада Москвы; 1613 г. – Земский собор; 1613–1645 гг. – царствование Михаила Романова

Выдающиеся личности: Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский, Иван Сусанин, монахи Троице-Сергиева монастыря – Дионисий и Авраамий Палицын, патриарх Гермоген (Ермоген).

Оборудование урока: карта учебника, карта “Россия в 17 веке”.

Ход урока

1. Повторение пройденного.

а) Ответить на вопросы:

– Как называется время конца ХУ1 – начало ХУП в. в истории России?

– Назовите причины Смуты?

– дайте определение понятий: гражданская война, интервенция, народное ополчение.

– Можно ли считать события, захлестнувшие Россию в начале ХУП в., гражданской войной? (Приведите аргументы.)

– Какие страны оказались втянутыми во внутренний конфликт?

– Что такое Семибоярщина?

– Какие цели преследовали польские и шведские власти, вмешиваясь во внутренние дела России?

– Где было создано Первое ополчение? Выполнило ли оно задачу по освобождению Москвы от поляков? Почему?

б) Работа с тестами. Контрольный тест

Вариант 1.

1. Соотнесите имена исторических деятелей и их характеристики:

1) Станислав Жолкевский
2) Федор Мстиславский,
3) Владислав
4) Карл-Филипп
5) Кузьма Минин
6) Филарет
7) Дмитрий Пожарский
а) организатор сбора средств
б) польский королевич
в) тушинский патриарх
г) польский полководец
д) глава Семибоярщины
е) шведский принц
 ж) предводитель народного ополчения

План. Контрольный тест

Вариант 2

1. Соотнесите даты и события:

1)1610 г.
2) 1606–1607 гг.
3) 1611 г.
4) 1608 г.
5) 1613 г.
6) 1603 г.
7) 1609 г.
а)Шуйский заключил договор со Швецией
б)тушинский вор
в) восстание Хлопка
г) начало Семибоярщины
д) восстание Болотникова
е) первое народное ополчение
ж) избрание на царство М. Романова

Обобщение. Единственной силой, способной спасти страну, был народ. Благодаря православной церкви дух народа не был сломлен. Из Троицкого монастыря рассылались грамоты о единении во имя защиты православной веры и Отечества. Передовые сыны Отечества стали на защиту страны.

2. Изучение нового материала.

План.

  1. Второе ополчение
  2. Осада и освобождение Москвы
  3. Земский Собор 1613 г. Воцарение М.Романова.
  4. Последствия и уроки Смуты.

Эпиграф:

Добрый памятник поставлен
Двум героям всей страной
В знак того, что был избавлен
От несчастья край родной.
Н.Кончаловская

1. Учитель. Страшное время пришло для Руси, ужасное время, которое россияне прозвали лихолетьем, потому что тогда на русской земле была такая беда, какой не было от начала мира. Казалось, пришел конец Русскому государству. Ни верховной власти, ни сильного войска, ни общей казны – ничего не было. Но остался народ с его неистребимой волей отстоять Отечество. Нужно было дать толчок патриотическому движению.

Перед вами фотография памятника. Стоит он в Москве, возле храма Василия Блаженного. На постаменте из красного гранита возвышаются бронзовые фигуры двух людей. Один сидит, опершись о круглый щит и вытянув раненую ногу. Другой, стоя перед ним с простертой рукой, вручает ему тяжелый меч. Так и застыли они в этих позах навечно – нижегородский земский староста Кузьма Минин и воевода князь Дмитрий Пожарский. Создал этот первый памятник в Москве, установленный в 1818 г., скульптор Иван Петрович Мартос. На гранитном постаменте бронзовыми буквами начертана надпись:

“Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия”. За что им благодарна Россия? Что они сделали, чтобы остаться в памяти народной? Кто эти люди, которые явились способными пожертвовать собой для блага Отечества?

Говорят, что истинная любовь к Отечеству, к своей Родине проявляется во время тяжелых испытаний. Это время настало для России. Кто же станет решающей силой в борьбе против иноземных захватчиков и создаст условия на воцарение на престол настоящего русского царя?

Многие доблестные люди думали о спасении родной земли. Игумен Троице-Сергиевского монастыря Дионисий и келарь Авраамий Палицын стали рассылать письма по всем русским городам, призывая народ на защиту Руси и православной веры от врагов. С такими же призывами обращался и патриарх Гермоген, заключенный в Чудовом монастыре Кремля.

В сентябре 1611 г. одно такое письмо пришло в город Нижний Новгород. Зазвонили в большой колокол, и весь народ собрался в главную церковь Святого Спаса. Здесь священники прочитали грамоту и народ плакал, слушая чтение.

Грамота Дионисия (учащиеся работают с текстом)

“Православные христиане, горе нам! Пришли дни конечной гибели нашей. Гибнет наше Московское государство, гибнет и православная вера. Литовские и польские люди умыслили Московское государство разорить и обратить истинную веру Христову в латинскую многопрелестную ересь. Стойте твердо за православную веру, обороняйте ее всеми силами, соединяйтесь с другими городами, изобличайте изменников и предателей...”

Вопрос классу. Какие чувства вы испытали после прочтения документа?

После службы на соборной площади было черно от народа. Протопоп Савва увещевал стать за веру. Толпа слушала его спокойно. Кто-то про себя, очевидно, размышлял: “Поляки-то в Москве, а мы-то за Волгой. Они сюда, может, и не дойдут”. Но тут вышел на паперть торговец Кузьма Минин, избранный земским старостой, и начал говорить.

Речь Кузьмы Минина

“Не за свой город, не за Нижний один, а за все государство Московское подымать надо ополчение. Неужто бесчинству да насилию и конца нет? Неужто у народа русского ни силы, ни управы нет на врагов? Граждане новгородские! Православные люди! Опомниться надо, начинать надо великое земское дело. По всем городам собирать ополчение дворян, по деревням и городам собирать простых ратных людей. И пойдет о нас добрая слава, и в других городах народ подымется! Пришла пора помочь родимой Руси! Спасем нашу веру и нашу землю. Не пожалеем своего имущества, продадим свои дома, отдадим последнее, что имеем, чтобы нанять войско. Рухлядишку свою жалеем, а землю родную не пожалеем? Жизнь свою отдадим. Поищем человека, который встал бы честно и храбро за родную землю. Тогда и другие города-все соединятся с нами, и, Бог даст, мы прогоним врагов”.

Вопросы классу.

  1. Какие события вызывали тревогу жителей Нижнего Новгорода?
  2. К каким чувствам сограждан взывал на сходе Кузьма Минин?
  3. Какую роль Минин сыграл в истории России?

Весь народ отозвался на эти слова: богатые люди приносили Минину все свое имущество, а каждый бедняк отдавал свою последнюю копейку на святое дело. Один крестьянин сел на ступеньку, быстро размотал онучу и протянул Минину монету:

“В онучах ее издалека нес! Били меня лихие люди да искали, а я не дал. А ему сам отдам. Давай шапку!” Минин сорвал шапку и поклонился.

Наняли войско, и начальствовать над ним поставили Дмитрия Пожарского, храброго и славного полководца, что бился в Москве в составе Первого ополчения.

Обратим свое внимание на памятник Минину и Пожарскому. Скульптор Мартос запечатлел момент, когда стоит перед раненым воеводой Кузьма Минин и говорит примерно такие слова: “Встань, храбрый князь, возглавь ополчение против польских панов, засевших в Кремле. А уж мы, простые люди, ничего не пожалеем, чтобы изгнать чужеземцев с Русской земли”.

2. Учитель. Слух о новом земском ополчении быстро распространялся в разных городах, из которых стали прибывать в Нижний Новгород ратные люди. Вновь поднималась Русская земля. В начале 1612 г. Второе ополчение перебралось в Ярославль, где было создало земское правительство, а 18 августа 1612 г. войско Минина и Пожарского по дошло к Москве. Ополченцам удалось разгромить отряд Ходкевича с обозом продовольствия. По призыву Минина ко Второму ополчению присоединилась часть казаков из Первого ополчения. В Кремле и Китай-городе начался сильный голод: “Осажденные переели лошадей, собак, кошек, мышей, грызли разваренную кожу с обуви...”

Решили действовать на противника измором и систематическим артиллерийским обстрелом. Во вражеском гарнизоне таяли силы. Наконец 26 октября (4 ноября по новому стилю) отворились все кремлевские ворота . Польско-литовский гарнизон сдался. Очищение московское свершилось.(отмечаем праздник)

По мосту через ров из кремлевских ворот выходили мрачные, отощавшие люди в полинявших кафтанах и потертых железных доспехах.

В воскресенье 1 ноября (по старому стилю) народ радостно приветствовал отряды Второго ополчения, сдержавшего клятву биться до смерти за стольный град России.

3. Учитель. Как только бьши приведены хоть немного в порядок кремлевские дела, стали думать о самом важном и неотложном деле. (Каком?)

Какой сословный орган нужно для этого было собрать?

Трудный стал вопрос перед россиянами , перед Земским Собором в 1613 году: кого избрать на русский престол? После долгих споров 21 февраля 1613 г. выборщики назвали имя Михаила Федоровича Романова. Почему выбор пал на него?

Смутное время закончилось. Избрание Михаила Романова положило конец политическому и династическому кризису.

Знаете ли вы , что за памятник стоит на центральной площади в Костроме? Есть такая легенда. Поляки задумали убить Михаила Романова , чтобы помочь своему королю в достижении русского престола. Предупрежденный об опасности , Михаил с матерью перебрались в Ипатьевский монастырь, близ Костромы. Именно к этим дням относится подвиг русского крестьянина, сельского старосты – Ивана Сусанина, заведшего польское войско ,которое замышляло убить царя Михаила, в дремучие леса и болота.

Здесь и нашли они свою погибель. Когда стали проваливаться в болото и увязать, польский пан схватил Сусанина за шиворот.

Куда ты ведешь нас, не видно ни зги, –
Сусанину с сердцем кричали враги, –
Мы вязнем и тонем в сугробах снега,
Нам, знать, не добраться с тобой до ночлега.

Тяжело дыша, Сусанин ответил: “Рубите, вороги! Не продам Русь! Все погибнете!”

“Рубите его!”– сотник взмахнул саблей.

В поэме К.Ф. Рылеева в уста народному герою И.Сусанину вложены слова:

Предателя, мнили, во мне вы нашли.
И нет, и не будет на русской земли!
В ней каждый отчизну с младенчества любит
И душу изменой свою не погубит.
(Опера М.Глинки “Иван Сусанин”)

4. Военные действия с интервентами закончились не сразу. В 1617 г.был заключен Столбовский мир со Швецией, а в 1618 г. – Деулинское перемирие с Речью Посполитой.

Вопрос классу. Какие территории утратила Россия в результате мирных соглашений со Швецией и Речью Посполитой? (Работа с картой).

Вывод по уроку. Главную и решающую роль в борьбе с интервентами сыграл русский народ, плечом к плечу с ними сражались другие народы многонациональной России. Все они были патриотами. А что такое патриотизм? (заключительная беседа с учащимися).