"Как фантазия учителя и ученика помогает изучать грамматику". (О лингвистических сказках-миниатюрах на уроках русского языка)

Разделы: Русский язык


Не секрет, что ученикам зачастую не нравятся уроки русского языка потому, что они излишне теоретичны. Многие термины детям непонятны, так как не все ученики систематически читают теоретическую часть параграфа, не все учат правила. Учителя же, следуя традиции, боятся отступить от «буквы методического закона». В одном из пособий для педагогов о формировании орфографических навыков читаю: «Учитель требует, чтобы школьники запомнили формулировки соответствующих правил. Тогда орфографические правила будут руководством к действию учащихся.» Требует… И ученик старается запомнить. А если ему не удаётся? Если многое непонятно?

Да, работа с правилами рассчитана на серьёзную, активную мыслительную деятельность ученика, но ведь не всякий ребёнок способен логически мыслить. Зато почти каждому свойственно фантазировать, то есть мыслить образно. Моя же задача как учителя заключается в том, чтобы разбудить фантазию детей, активизировать их творческие способности, помочь им сначала понять, а потом запомнить самое трудное правило орфографии.

Как и мои коллеги, готовясь к уроку, я думаю о том, как сделать теоретический часто трудный материал более доступным, как воспитать у учащихся интерес к родному языку, как превратить обычный урок в яркий и запоминающийся.

Вот уже много лет на уроках русского языка использую сказки на лингвистические темы. Одни из них беру у писателей, другие сочиняю сама. Включаю сказки в урок

  • в качестве дидактического материала;
  • как средство, помогающее организовать объяснение новой темы или воспроизвести ранее изученную;
  • как вид работы по развитию устной и письменной речи учащихся после изучения темы.

Считаю, что на любом этапе урока сказка вызывает живой отклик у учеников, помогает им быстрее и лучше запомнить теорию предмета. Хорошо сознаю, что главное на уроке – слово учителя. Оно должно быть ярким, образным, должно побуждать учащихся внимательно слушать и создавать в своем воображении четкие картины. Рассказ учителя должен вызвать не только интерес, но и желание у детей самим попробовать сочинить сказку о части речи, о морфеме, о предложении…

Покажу на примерах, как я использую лингвистические сказки собственного сочинения на уроках объяснения нового материала.

Тема урока: «Суффиксы действительных причастий настоящего времени».

Цель: познакомить учеников со способом образования действительных причастий, правописанием гласных букв в суффиксах причастий.

В некотором царстве, в некотором государстве у папы Глагола и мамы Прилагательного родился сынок, и назвали его Причастием.

Многое сын унаследовал от родителей, но вот характер у него выработался свой, ни на какой другой не похожий. Уж такой энергичный, «действующий» получился ребёнок, ни минуты не сидит на месте. Стали называть его Действительным Причастием. Да и черты характера его – суффиксы – не отстают от хозяина: на каждом шагу ставят условия.

- Мы, - говорят суффиксы – ущ – и – ющ -, - готовы образовать Причастие только от глаголов I спряжения : скач[ут] → скачущие, по[ют] → поющие.

- А мы, - говорят суффиксы – ащ – и – ящ -, - готовы образовать Причастие только от глаголов II спряжения : слыш[ат] → слышащие, крас[ят] → красящие.

Причастие и радо: чем больше у его суффиксов условий-капризов, тем больше внимания со стороны отца Глагола. Так-то вот!

В качестве домашнего задания к следующему уроку предлагаю ученикам придумать продолжение сказки (по аналогии) о суффиксах действительных причастий прошедшего времени. На уроке выслушиваю детей, редактирую их сочинения. В результате коллективной работы получается следующее продолжение:

По примеру суффиксов настоящего времени начали капризничать и суффиксы прошедшего времени. Суффикс – вш – говорил:

-Я такой неблагозвучный, просто плакать хочется. Поэтому очень хочу стоять рядом с гласными буквами. Их соседство утешает и радует. Присоединяйте меня только к основе инфинитива, оканчивающейся на гласную: обидеть → обидевший, посеять → посеявший.

-А я, - сказал суффикс – ш –, – так и быть, буду присоединяться к согласным: везти → вёзший, нести → нёсший.

Когда мы изучаем страдательное причастие, продолжаем сочинять сказки.

В некотором царстве, в некотором государстве появился на свет еще один ребенок Причастие. Но по характеру он был более спокойный, чем первый, мало того, постоянно «страдал», жаловался: «Ну почему меня все обижают?» И назвали его Страдательным Причастием. Но вот незадача: черты характера (суффиксы), хоть и покладистые, а условия выдвигают.

- Мы, - говорят – ем – и – ом - , – суффиксы настоящего времени, можем образовать Причастие только от глаголов I спряжения : охранять → охраняемый, вести → ведомый , а суффикс -им - – только от глаголов II спряжения : слышать → слышимый.

Так и повелось: каждый суффикс – со своим условием. И в прошедшем времени то же самое. Суффикс – нн – заявляет:

- Мне нравятся только гласные А и Я, А – так как это первая буква алфавита, Я - так как это последняя буква. Вот к ним-то я и хочу присоединяться: сделать → сделанный; засеять → засеянный.

- А я, - сказал – енн – ( - ённ - ), - вообще не люблю гласные буквы, мне подавайте усечённую основу глагола: построить → построенный; увидеть→ увиденный).

И только суффикс – т – посмотрел, послушал, да и говорит:

- Присоединяйте меня к любой гласной букве, лишь бы красивое слово получалось : отбить → отбитый; отнять → отнятый; открыть → открытый.

Делать нечего. Как Причастию обойтись без суффиксов? Придётся их капризы выполнять.

Чтобы легче было запомнить суффиксы причастий, мы на заключительном уроке составляем таблицу.

Смотрите и запоминайте.

Действительные причастия Страдательные причастия
настоящее время настоящее время
- ущ-,-ющ- ( от глаголов 1спр.) -ем-(-ом-) (от глаголов 1спр.)
-ащ-,-ящ- ( от глаголов 2спр.) -им- (от глаголов 2 спр.)
прошедшее время прошедшее время
основа инфинитива (г.б.) + -вш-     основа инфинитива (а,я) + - нн-
основа инфинитива (с.б.) + -ш- основа инфинитива без суф.+ -енн-(-ённ-)
  основа инфинитива + -т-

Такая поэтапная работа, в которой чередуются сказочные элементы и теоретический материал, вымысел и реальность, позволяет ученикам лучше запомнить и сами суффиксы, и условия их применения для образования причастий.

Очень трудная тема, на мой взгляд, - «Производные предлоги». Учащимся предстоит запомнить много слов. Поэтому без сказки не обойтись.

Тема урока: «Непроизводные и производные предлоги».

Цель: познакомить учеников с непроизводными и производными предлогами.

На этапе объяснения новой темы рассказываю сказку.

Жили- были в стране «Части речи» Предлоги. И было их много-много: одни красивые, нежные (у, о, на, по), а другие - не очень (из, с, через, об). И вдруг стало не хватать Предлогов. Пошли они к Великому Русскому Языку, взмолились:

- О Великий Могучий Русский Язык, помоги нам, дай еще слова для предлогов!

- Нет у меня лишних слов, все раздал,- отвечает Русский Язык.

- Что же нам делать?- спрашивают Предлоги.

- А вы идите к другим частям речи, попросите, может, кто-то и откликнется на вашу просьбу.

Пришли Предлоги к Глаголу.

- Нет, не могу, самому слов недостает,- сказал Глагол.

Пришли к Имени Прилагательному.

- Я то же не дам слова, они у меня такие красивые, жалко,- промолвило Прилагательное.

Как вы думаете, дети, какие части речи откликнулись на просьбу Предлогов? Какие части речи оказались добрыми и отзывчивыми?

Во-первых, это имя существительное. Оно подарило предлогам свои слова. Так появились следующие предлоги: в течение, в продолжение, вследствие, наряду, насчет и другие.

Во- вторых, не поскупилось наречие: появились предлоги около, впереди, позади и другие. Деепричастие, само не очень богатое словами, и то выделило предлоги благодаря, спустя, несмотря на …

И возник вопрос: «Как различать «старичков» и «новичков»? И придумали: те предлоги, которые существовали издревле, будут называться «непроизводными», а те, которые появились позже, - «производными», так как они произведены из других частей речи (из существительных, наречий и деепричастий). Вот такая сказка.

Учителю важно помнить, что в момент рассказа следует записывать на доске примеры, демонстрировать слайды, страницы презентации и т.д. Ученики в этот момент и слушают, и пишут в тетрадях. Запоминание теоретического материала осуществляется быстрее, так как одновременно работают виды зрительной, слуховой и моторной памяти. Для достижения большего эффекта можно дать задание детям рассказать только что прослушанную сказку соседу по парте, то есть организовать работу в парах. Учеников, умеющих рисовать, можно попросить проиллюстрировать сказку, умеющих работать на компьютере – создать презентацию (домашнее задание), а на следующем уроке прокомментировать свою работу.

Таким образом, в творческий процесс вовлекается большое количество учащихся, осуществляется запоминание трудного теоретического материала и воспитывается интерес к родному языку. Благодаря лингвистическим сказкам на уроках русского языка дети становятся более чуткими к слову и более любознательными.

В течение учебного года мы с детьми отбираем самые удачные ученические миниатюры и составляем сборник « Как фантазия помогает нам изучать грамматику». В сборнике есть такие детские сочинения: «Почему мы говорим «носков» и «чулок»?» , «Как поссорились беглые гласные О и Е», «Как подружились частицы НЕ и НИ»…

 Почему мы говорим «носков» и «чулок»?

Жили - были носки и чулки. И вдруг начали они спорить: кто главнее?

- Мы, - говорят носки.

- Нет, мы,- возражают чулки.- Мы длиннее, значит, нужнее людям.

Спорили, спорили, пока их не услышал сам Русский Язык и не сказал:

- Носкам я дам длинное окончание - ов, а чулкам - короткое – нулевое. Они станут одинаковыми по длине при морфемном разборе и перестанут спорить.

Так Русский Язык помирил носки с чулками.

(Автор миниатюры – Усков Сергей, кадет 8 б класса .)

Таким образом, я стараюсь не исключать работу воображения детей из учебной деятельности, а активизировать, как это делали в своё время Я.Корчак, Ф. Кривин, С.Бондаренко и другие педагоги. Лингвистические миниатюры, как игры, инсценировки, любые другие творческие формы, «оживляют» сухие грамматические правила, делают процесс их усвоения более лёгким, интересным и эффективным. Значит, изучать русский язык можно и должно с увлечением!