Внедрение информационных технологий и интернет-технологий на уроках математики при подготовке к ЕГЭ

Разделы: Математика


Глобальная информатизация общества является одной из доминирующих тенденций ХХI века. Возникает новая информационная среда обитания и жизнедеятельности. Поэтому важно подготовить подрастающее поколение к самостоятельному принятию решений и ответственному действию, к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде.

Обучение в школе должно обеспечить формирование у людей новых компетентностей, знаний и умений, способов деятельности, которые им потребуются в новой информационной среде обитания, в том числе и для получения образования в условиях широкого использования современных информационных технологий обучения.

Формирование компетентностей и новых способов деятельности возможны только в результате самостоятельной деятельности учащихся. Основными критериями деятельности являются: личностно значимые приобретаемые знания и умения, использование личного опыта и знаний учащихся, возможность выбора (задания, способа, последовательности и т.д.).

Заветная мечта каждого творчески работающего педагога – научить ребенка видеть необычное в обычном, чтобы вся дальнейшая жизнь каждого ребенка стала непрерывным открытием. И если ты учитель математики, то гораздо ближе находишься к исполнению этой мечты. У нас есть возможность создавать условия для познания математики как уникального языка, описывающего все явления окружающего мира и одновременно являющегося инструментарием, способствующим описанию математической модели любого проекта. Подтверждение можно найти в федеральном компоненте государственного образования, в котором определены цели математического образования учащихся:

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин;
  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  • воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.

Формируя информационную культуру учащихся, добиваясь от них понимания того, что без системы понятий невозможно успешное освоение курса математики, возможен переход на новое качество образования. Когда каждый обучающийся сознательно использует в своей учебной деятельности принципы информационного взаимодействия, тогда использование информационных технологий в образовательном процессе позволяет расширить возможности его эффективности, делает обучение более содержательным, зрелищным, способствует развитию самостоятельности и творческих способностей обучаемого, существенно повышает уровень индивидуализации обучения. Данные технологии позволяют ребенку работать в своем собственном режиме, не создавая дискомфорта: не успел, не услышал и т.д. Ученикам, обладающим высокими учебными возможностями, они создают условия за то же самое время получить углубленные или расширенные знания, что значительно экономит время ребенка и учителя. Причем ребенок сам выбирает и уровень учебного материала, который может (а главное хочет) усвоить.

Компьютер позволяет усилить мотивацию ребенка. Не только новизна работы с компьютером, которая сама по себе способствует повышению интереса к учебе, но и возможность регулировать предъявление учебных задач по степени трудности, оперативное поощрение правильных решений позитивно сказываются на мотивации. Кроме того, компьютер позволяет полностью устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе – неуспех, обусловленный непониманием, значительными пробелами в знаниях. Работая на компьютере, ученик получает возможность довести решение задачи до конца, опираясь на необходимую помощь. Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения.

При анализе целесообразности использования компьютера в учебном процессе учитываю следующие дидактические возможности компьютера:

  • расширение возможности для самостоятельной творческой деятельности учащихся, особенно при исследовании и систематизации учебного материала;
  • привитие навыков самоконтроля и самостоятельного исправления собственных ошибок;
  • развитие познавательных способностей учащихся;
  • интегрированное обучение предмету;
  • развитие мотивации у учащихся.

При этом компьютер может представлять: источник учебной информации; наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа); тренажер; средство диагностики и контроля.

Проведение уроков с использованием информационных технологий – это мощный стимул в обучении. Посредством таких уроков активизируются психические процессы учащихся: восприятие, внимание, память, мышление; гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса. Человек по своей природе больше доверяет глазам, и более 80% информации воспринимается и запоминается им через зрительный анализатор. Дидактические достоинства уроков с использованием информационных технологий – создание эффекта присутствия («Я это видел!»), у учащихся появляется интерес, желание узнать и увидеть больше.

Практикую в своей работе для оптимизации образовательного процесса объяснение нового материала с использованием компьютерной презентации как источника учебной информации и наглядного пособия. На своих уроках использую презентации, которые составляю сама или учащиеся классов. За неделю до урока ребята разбиваются на группы и получают проблему. Проблемой может быть вопрос, который будет разбираться на уроке, задача, решения которой нужно найти и оформить. С помощью учебника, дополнительной литературы, Интернета учащиеся самостоятельно решают, находят нужную информацию. Каждый из нас знает, как трудно заставить себя читать незнакомый текст, добывая, таким образом, новую информацию, обрабатывать ее, тем самым, решая свою, пусть небольшую проблему. Принципиальное новшество, вносимое компьютером, позволяет развивать активно – деятельные формы обучения. Именно это новое качество позволяет надеяться на эффективное, реальное, полезное расширение сектора самостоятельной учебной работы. Кроме того, при проведении уроков с использованием презентаций обеспечивается существенная экономия учебного времени. В отработанных моделях такого использования время, затрачиваемое учеником на освоение этих технологий, окупается за счет эффективности учебного процесса по дисциплинам, где они применяются, в дополнении к этому идет освоение новых, приоритетных моделей деятельности и переходом от количества полученной информации в качество образования. Необходимо заметить, что при подготовке уроков использование информационных технологий возникает сотрудничество естественной средой общения ученика и учителя, так как создавать презентации в большом количестве самому учителю не реально из-за нехватки времени, а учащиеся делают это с удовольствием, тем самым, приобщаясь не только к предмету «информационные технологии», но и к математике.

Эмоциональный настрой урока совсем иной, нежели при использовании традиционных наглядных пособий, результативность изучения темы значительно повышается, что свидетельствует о необходимости внедрения информационных технологий в образовательный процесс при изучении математики.

В своей практике применяю использование обучающих и контролирующих программ по отдельным темам курса математики для работы с учащимися, способными достаточно быстро усваивать учебный материал на обязательном уровне. Такие ученики поочередно работают в индивидуальном режиме за компьютером и после успешного выполнения заданий переходят к упражнениям более высокого уровня сложности. В это время с классом отрабатываю материал обязательного уровня обучения. Такая деятельность позволяет этой группе учащихся не скучать, не расслабляться, а быть занятыми собственным делом, в результате которого они заинтересованы.

Также использую обучающие программы в качестве тренажера при коррекции знаний отдельных учеников. Эта работа хороша тем, что ученик самостоятельно при помощи компьютера повторяет практически весь материал по теме. Предъявляемые учебные задачи разнятся по степени трудности, учащимся дается возможность запросить определенную форму помощи, предусмотреть изложение учебного материала с иллюстрациями, графиками, примерами и т.д. Это устраняет одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе – неуспех, обусловленный непониманием, значительными пробелами в знаниях. В ходе решения задач ученик может убедиться в правильности своего решения или узнать о допущенной им ошибке визуальным путем, получив соответствующую «картинку» на экране. Работая с обучающейся программой, ученик получает возможность довести решение задачи до конца, опираясь на необходимую помощь. Создается благоприятный психологический климат, так как ученик не комплексует из-за незнания темы, а самостоятельно добывает знания при помощи обучающей программы.

Задача учителя математики на современном этапе состоит не только в том, чтобы вооружить детей знаниями по предмету, научить их решать определенные типы задач и выполнять определенные действия по выученному заранее алгоритму, но и в том, чтобы развить их творческие способности, развить их внимание, восприятие, память, речь, мышление, воображение. Весь школьный материал в жизни пригодится не каждому, а развитая речь, логическое мышление и память нужны всегда.

Услугами сети Интернет учащиеся чаще пользуются в домашних условиях при подготовке к семинарам, в работе над выполнением творческих заданий, при подготовке к ЕГЭ. Так, выйдя на сайт Uztest, посвященный ЕГЭ, наши выпускники 2008 года смогли проверить и оценить свои возможности, выполняя задания демонстрационного варианта в интерактивном режиме. Выпускники 2009 года, зарегистрировавшись на данном сайте, выполняли тематические тесты и тесты демонстрационной версии. Тестовый контроль с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание обучающихся. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработке информации. Практически по любому разделу математики составлены тесты, которые входят в обучающие программы. Такой вид работы развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность, способствует приобретению навыков, которые могут оказаться весьма полезными в жизни.

Обращаясь к сети Интернет, пополняю и свою методическую копилку. Много полезной информации получили, например, учителя математики нашей школы с Российского образовательного портала (school.edu.ru), крупнейшего в данный момент в России сайта, посвященного математическому образованию школьников. В разделе, посвященном математике, собрана вся информация, относящаяся к школьной математике. Весь раздел разбит на 4 части: база знаний, абитуриенту, страница учителя и библиотека. На "странице учителя" можно найти сведения о проходящих методических и научных конференциях и семинарах, прочитать интересные статьи и др. Воспользовавшись информационно - поисковой системой "Задачи" (zadachi.mccme. ru) можно получить по указанию темы перечень задач разного уровня сложности. И таких примеров можно привести много. Но интегрированные уроки и применение Интернет-технологий - дело не ежедневное.

На уроках математики компьютер может использоваться с самыми разными функциями. Возможности современного компьютера огромны, что и определяет его место в учебном процессе. Его можно подключать на любой стадии урока, к решению многих дидактических задач, как в коллективном, так и в индивидуальном режиме.

Компьютер как бы соединяет в себе ряд традиционных ТСО, которые всегда использовались, в основном, для усиления наглядности. Это активизирует познавательный процесс у обучаемых, развивает мышление (наглядно-действенное, наглядно-образное), повышает результативность учебного процесса. Использование ИКТ позволяет реализовать такие развивающие цели обучения, как развитие мышления (пространственного, алгоритмического, интуитивного, творческого, теоретического), формирование умений принимать оптимальное решение из возможных вариантов, развитие умений осуществлять экспериментально-исследовательскую деятельность (например, за счет реализации возможностей компьютерного моделирования), формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации. Это приводит к ускорению темпа обучения, высвобождает время, следовательно, интенсифицирует процесс обучения.

Таким образом, использование компьютерных технологий на уроках математики позволяет реализовывать следующие цели процесса обучения: повысить качество знаний, продолжить формирование информационной культуры, наиболее полно реализовать учебные возможности каждого ученика.

Мониторинг успеваемости, качества знаний и среднего балла по итогам ЕГЭ учителя МОУ Вязовской СОШ Газизовой Г.Х. за пять лет

Учебный год

Кол-во уч-ся

Кол-во участвовавших в ЕГЭ

Математика

Успев.

На“4”и “5”

Средняя оценка

Средний балл

2004-2005

4

3(75%)

100%

67%

3,7

61,7

2005-2006

7

7(100%)

100%

57%

3,7

56,4

2006-2007

5

4(80%)

100%

67%

3,7

64

2007-2008

9

9(100%)

100%

56%

3,8

48,7

2008-2009

6

6(100%)

100%

83%

4,2

53,2

С помощью редактора электронных таблиц Microsoft Excel можно строить графики функций и выполнять несложные вычисления.

Uztest -подготовка к тестированию ЕГЭ по математике.

school. еdu. ru. - Российский образовательный портал.

zadachi.mccme.ru - информационно-поисковая система.

matematica.agava.ru - сайт разнообразных математических задач для поступающих в вузы с решениями.

school. msu.ru - учебно- консультационный сайт для учащихся и преподавателей средних школ.

Мультимедийные учебные пособия: "Алгебра не для отличников", "Геометрия не для отличников", "Тригонометрия не для отличников", "Teach Pro Математика. Решение уравнений и неравенств", "Teach Pro Математика. Тригонометрия. Функция", Л.Боревский "Курс математики 2000", "Математика абитуриенту", "Все задачи школьной математики. Алгебра 7-9, Алгебра и начала анализа 10-11, итоговая аттестация выпускников", "Открытая математика. Планиметрия", "Открытая математика. Стереометрия", "Открытая математика. Функции и графики".