Изобразительное искусство эпохи Возрождения

Разделы: МХК и ИЗО


Цель урока:

  1. Познакомить учащихся с биографией и творчеством величайшего художника эпохи Возрождения - Леонардо да Винчи;
  2. Развивать умение анализировать произведения изобразительного искусства, отмечая особенности композиции, светотени, линейной и воздушной перспективы, колорита;
  3. Развивать устную речь;
  4. Воспитывать интерес к искусству.

Оборудование:

Слайд – презентация “Леонардо да Винчи” (“Благовещение”, около 1474, Уффици; “Крещение Христа”, около 1472-1475, Лувр; “Мадонна Бенуа”, около 1478, Эрмитаж; “Мадонна в скалах”, 1483, Лувр; “Портрет Джинервы Деи Бенчи”; этюд к “Портрету Бенчи”; Портреты молодых девушек; “Дама с горностаем”; “Портрет музыканта”; “Джоконда” (портрет Моны Лизы); “Тайная вечеря” (Трапезная церкви Санта Мария делле Грацие, Милан); “Этюд женских голов”; “Анна Мария и младенец Иисус”; “Святая Анна с Марией, младенцем Христом и Иоанном Крестителем”, 1500-1507, Лувр; “Святой Иоанн Креститель””, около 1515 – 1517, Лувр).

Ход урока.

1. Организация урока.

Приветствие.

Проверка готовности учащихся к уроку.

2. Сообщение нового материала.

Учитель. Кто не слышал об эпохе Возрождения? Я думаю, вы не раз встречались с этим понятием.

Характеристика эпохи Возрождения:

Колыбелью искусства эпохи Возрождения принято считать Италию. Именно Итальянские мастера вновь открыли искусство Древней Греции и Древнего Рима, Откуда и происходит само название – Возрождение. Итальянцы жили среди руин Римских памятников, ходили по той же земле и дышали тем же воздухом, что и древние римляне. Искусство Возрождения возникло на основе гуманизма (“человечный”).

Гуманистов вдохновляла античность, служившая для них источником знаний и образцом художественного творчества. Великое прошлое, постоянно напоминавшее о себе в Италии, воспринималось, в то время как высшее совершенство, тогда как искусство средних веков казалось неумелым, варварским.

Возникший в 16 в. термин “возрождение” означал появление нового искусства, возрождающего классическое античное искусство.

При всем творческом многообразии и богатстве истоков искусство Возрождения – явление, отмеченное глубокой и принципиальной новизной. Оно заложило основы европейской культуры Нового времени.

Искусство еще не совсем оторвалось от ремесла, но на первое место уже выступила творческая индивидуальность художника, деятельность которого в то время была на редкость многообразна. Поразительная универсальная одаренность мастеров – они часто работали в области архитектуры, скульптуры, живописи совмещали увлечение литературой.

Характерные особенности этого периода (запись в тетрадях).

  • вдохновляла итальянских мастеров античность (искусство Др. Греции и Др. Рима), она служила источником знаний и образцом художественного творчества.
  • возникло течение общественной мысли – гуманизм, при котором человек имеет право свободно развиваться как личность, реализуя свои способности.
  • это период романтики, поиска индивидуальности, борьбы с предрассудками
  • главная идея – прекрасный, гармонически развитый человек, обладающий неограниченными духовными и творческими возможностями.

Учитель:

Основателем искусства Высокого Возрождения по праву считается поистине гениальная личность – Леонардо да Винчи (1452-1519).

Леонардо да Винчи – родился 15 апреля 1452, близ Флоренции. Умер 2 мая 1519, замок Клу, близ Амбуаза, Франция.Итальянский живописец, скульптор, архитектор, учёный, инженер (слайд 1).

Всеобъемлющий характер деятельности этого великого художника и ученого стал ясен только тогда, когда были исследованы разрозненные рукописи из его наследия. И тем не менее многое в его творчестве остается загадочным и продолжает будоражить умы людей до сих пор.

Леонардо родился в семье богатого нотариуса. Обучался у великого мастера-живописца того времени – Верроккьо в 1467-1472 годах. Методы работы во флорентийской мастерской способствовали зарождению научных интересов юного Леонардо. Во время учёбы он работает над различными техническими экспериментами, знакомится с астрономом П.Тосканелли (слайд 2).

Ранние произведения Леонардо:

В ранних произведениях (“Благовещение”, около 1474, Уффици; “Крещение Христа”, около 1472-1475, Лувр; “Мадонна Бенуа”, около 1478, Эрмитаж) Леонардо обогащает традиции живописи кватроченто, подчёркивая плавную объёмность форм мягкой светотенью, оживляя лица тонкой, едва уловимой улыбкой (слайды 3,4,5,6).

Первое произведение, полностью написанное Леонардо, - это “Благовещение”. Многие критики сомневаются в авторстве Леонардо из-за неуклюжей композиции и вымученной перспективы картины, однако следовало бы говорить о чуде, если бы художник двадцати лет от роду создал шедевр с первой попытки. Картину дорисовывали другие руки: крылья архангела, к примеру, были гротескно увеличены, - однако некоторые её элементы несомненно свидетельствуют о произведении Леонардо. Например, драпировка фигур.

Творческий расцвет художника:

Леонардо использует излюбленную тончайшую светотень (“сфумато”), которая заменяет средневековый нимб. Его живопись в равной мере божественно – человеческая. Огромное значение придаёт изображению пейзажа (слайд 7).

Мы рассмотрим несколько произведений художника этого периода: “Мадонна в скалах”, 1483, Лувр; “Портрет Джинервы Деи Бенчи”; этюд к “Портрету Бенчи”; Портреты молодых девушек; “Дама с горностаем”; “Портрет музыканта” (слайды 8,9,10,11,12).

В “Мадонне в скалах” (1483-94, Лувр; второй вариант — 1487-1511, Национальная галерея, Лондон) излюбленная мастером тончайшая светотень (“сфумато”) предстает новым ореолом, который идет на смену средневековым нимбам: это в равной мере и божественно-человеческое, и природное таинство, где скалистый грот, отражая геологические наблюдения Леонардо, играет не меньшую драматическую роль, чем фигуры святых на переднем плане.

Портрет Джинервы де Бенчи, возможно был написан в 1473-1474 годах. Существовал обычай – делать портреты молодых дам перед свадьбой, которая у Джинервы состоялась в январе 1474 года. Картина повреждена, часть полотна снизу обрезана. Здесь были изображены руки дамы в положении. Возможно, Джинерва была по натуре холодна, или же житейские обстоятельства заставляли её вступить в брак без любви; во всяком случае, трудно избежать чувства, что Леонардо она не нравилась. Картина пронизана меланхоличным настроением, написана в тёмных тонах.

Учитель: О каком известном произведении Леонардо да Винчи мы ещё не вспомнили?

Самое известное произведение Леонардо да Винчи – “Джоконда” (портрет Моны Лизы)

Из всего огромного количества портретов в мире есть один, о котором знает практически каждый человек на земле. Портрет Моны Лизы (жены купца дель Джокондо) – загадка. Кто-то видит прекрасное и чистое лицо знатной дамы. Кто-то – беззащитную женщину, скрывающую свой незаурядный ум и знание жизни. Одно ясно – эта картина неповторима (слайд 13).

Джоконда. Это имя стало нарицательным. Вот уже пятьсот лет её загадку пытаются разгадать любители живописи, художники, искусствоведы. Это произведение уникально.

Картина всем настолько знакома (слайд 14), что трудно поверить, что когда-то она выглядела иначе. Тем не менее это факт: в наше время “Мона Лиза” выглядит не так, как тогда, когда вышла из рук Леонардо. Когда-то слева и справа на картине были нарисованы невысокие, теперь обрезанные деревья. Глядя на них, становится ясно, что дама сидит на балконе, а вовсе не подвешена в воздухе, как это иногда кажется. Что касается цветовой гаммыв лица, то малиновые тона, о которых упоминает Вазари, теперь совершенно не просматриваются, тёмная лакировка изменила соотношение цветов и создала смутный подводный эффект.

Мона Лиза произвела на Леонардо столь сильное впечатление, что он отказался от других выгодных предложений и в течение 3 лет работал над её портретом. Портрет отразил своеобразный человеческий характер. Мона Лиза была третьей женой флорентийского купца по имени Франческо ди Бартоломео, ей было около 24-ёх лет – по понятиям того времени, возраст, приближающийся к среднему. Портрет удался- это была точная копия натуры. Мона Лиза одновременно кажется сладострастной и холодной, прекрасной - и даже отвратительной. Картина невелика (доска размером 77 х 52 см), однако производит впечатление монументальности. Этот факт достигается с помощью соотношения фигуры и заднего плана.

Учитель: Кто знает картины Леонардо да Винчи, написанные на религиозную тему?

Религиозная тема в творчестве Леонардо да Винчи: “ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ” (Трапезная церкви Санта Мария делле Грацие, Милан)

На картине представлена бурная, разноречивая реакция учеников Христа на его слова о грядущем предательстве. Картина выражена в чётких математических закономерностях композиции. Ясная сценическая логика мимики и жестов (слайд 15,16).

Судьба этого прославленного произведения трагична. Ещё при жизни мастера краски стали осыпаться. В 17 в. в стене трапезной пробили дверь, уничтожившую часть композиции, а в 18в. помещение превратили в склад сена. Большой вред фреске нанесли неумелые реставрации. Во время Второй мировой войны потолок и южную стену трапезной разрушила бомба В1945 г. реставрация спасла роспись. Однако о великом творении мастера можно составить теперь только самое общее представление.

Поздние картины художника:

В последний период своей творческой деятельности Леонардо подводит итоги поискам в области свето-воздушной перспективы, тонального колорита (с преобладанием прохладных, зеленоватых оттенков) и гармонической пирамидальной композиции (слайд 17).

Мы рассмотрим несколько произведений художника этого периода: “Этюд женских голов”; “Анна Мария и младенец Иисус”; “Святая Анна с Марией, младенцем Христом и Иоанном Крестителем”, 1500-1507, Лувр (слайды 18,19,20).

Последняя картина в жизни великого художника – “Святой Иоанн Креститель””, около 1515 – 1517, Лувр (слайды 21, 22).

Учитель: И в конце нашего просмотра хочется сказать:

Леонардо да Винчи – основоположник стиля Высокого Возрождения в живописи.

Человек - эпоха, человек – загадка…

Ему принадлежат многочисленные открытия, проекты, экспериментальные исследования в области математики, естественных наук, механики (слайд 23).

3. Практическая работа.

Задание: занести в словарь информацию о художнике Леонардо да Винчи, его работах; сделать зарисовки наиболее понравившихся работ.

4. Итог урока.

  1. Закрепление изученного материала:
    С творчеством какого художника мы сегодня познакомились?Какие произведения художника Вам понравились больше всего? Почему?
  2. Домашнее задание: в письменной форме выразить своё отношение к творчеству Леонардо да Винчи и его картине “Джоконда”.