Урок литературы в 7-м классе по теме "Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "Ангел"

Разделы: Литература


Если мы хотим достичь настоящего мира
Во всем мире, то начинать надо с детей.

Махатма Ганди.

Почему дети иногда бывают бездушные? Почему жестоко относятся к своим товарищам и взрослым? Почему остаются безучастными к жизни своих сверстников? А веди «равнодушие – паралич души, преждевременная смерть», как говорил А.П.Чехов. Верят ли наши дети (я имею в виду искренно, а не на словах) в Бога? Могут ли наши ребята прощать и быть гуманными, как Бог?  Эти и другие вопросы обсуждаем мы на уроках литературы. И помогают нам стихотворения наших великих поэтов, например, огромное поле для диспутов таится в разгадке стихотворения М.Ю.Лермонтова «Ангел».

Учитель читает стихотворение «Ангел».

– Стихотворение написано в 1831 году, когда писателю было 17 лет. Вспомните страницы биографии поэта. (Мальчика воспитывала бабушка, т.к. мама будущего поэта умерла в 22 года, когда её сыну было всего 3 года) (см.1, 5)
– Почему именно в это время поэт пишет стихотворение «Ангел»? (Видимо, он или влюбился, или были какие-то неприятности в жизни. Как хочется юноше поделиться с родным человеком своими мыслями, попросить совета. Не все можно сказать бабушке, вряд ли она его поняла, с папой он практически не виделся. Как было бы хорошо поделиться с мамой. Увы, мама давно умерла.)
– А при чем здесь ангел? (Не может человек исчезнуть вовсе. Ангелы приносят на землю души людей, а после смерти человека ангелы снова уносят в рай душу умершего. Но разве молодая мама, уйдя на тот свет так рано, не может беспокоиться о маленьком сынишке?! Как может она все время не думать о маленьком создании?)
– О чем стихотворение Лермонтова?

Семиклассников так захватило это стихотворение, что они даже стали словесно рисовать образ ангела и «душу младую», а одна девочка сделала иллюстрацию к этому стихотворению (Приложение 1). Как же нынешние дети представляют себе образ ангела? Одни считают, что это красивое творение Бога, белого цвета, с голубыми и добрыми глазами, с милой улыбкой, потому что душа у ангела чистая. Не знаю, но мне почему-то ангел представляется розовым, хотя семиклассникам он видится белым, как невеста, как чистый снег.
Чтобы понять смысл стихотворения, надо читать его не просто очень внимательно, а между строк. Задача сложная, но как интересно слышать точки зрения детей! Они ведь еще непосредственные, доверчивые, наивные. Это прекрасно, что дети размышляют, не боясь, что их засмеют, не поверят им! Я выслушиваю разные точки зрения ребят, спорю с ними. Они раскрывают свою душу. И как хорошо звучит фраза: Литература языком сердца. Горячее сердце маленького человечка зажигает огнем добра другие сердечки, и ребячьи сердца начинают биться в унисон, отдавая другим добро и свет. Правильно У. Черчилль говорил: «Школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать». Это власть души, власть добра, доверия.
– О чем рассказывается в 1-й строфе стихотворения? (По ночному небу летит ангел и поет «тихую песню». Видимо, песня так прекрасна, что даже «и месяц, и звезды, и тучи толпой внимали той песне святой».)
– О чем эта песня? И как ее поет ангел? (Он поет «о блаженстве безгрешных духов», которые живут в райских садах. Ангел поет хвалу о «Боге великом»)
– Что мы можем сказать о характере ангела? (Он благодарен, в отличие от дьявола, великому Богу за наличие рая, за ту счастливую жизнь, которую дал Бог духам. Ангел поет хвалу Богу искренне: «хвала его непритворна была». Значит, он честный, добрый, благодарный Богу, с чувством собственного достоинства)
Здесь как раз время поговорить о гуманном отношении детей друг к другу. Как важно, чтобы подростки росли добрыми, относились терпимо к другим, т.е. были толерантными.
– Как автор показывает, что песня, которую поет ангел, святая? (Лермонтов использует для этого разные способы. Автор употребляет старославянское слово «внимали». «Внимать» можно только Богу, а ангел – это посредник между Богом и человеком. Значит, о чем-то великом поет ангел, раз все слушают ангела. Автор использует многосоюзие – он повторяет союз И, как в Библии.)
– Куда направляется ангел в стихотворении? (Он несет «душу младую» «для мира печали и слез», т.е. на землю)
Говорят, когда душа вселяется в тело, она забывает тот мир, в котором пребывала. Лишь грудные дети помнят о том блаженном свете, но сказать взрослым ничего не могут. И все-таки дети очень умны, не зря говорят: Устами младенца глаголет истина.
– Что говорит лирический герой о «младой душе»? (Душа не помнит, о чем пел ангел в раю, но музыку он все-таки помнит:
И звук его песни в душе молодой
Остался – без слов, но живой.)
– Как живет душа на земле? (Душа «томится» в этом «мире печали и слез»: ей скучны песни земли, т.е.  злоба людей, недоброжелательность, зависть, бездушие. Душа слышит «звук небес», где царит любовь, доброта, где не существует проблем и ссор, поэтому душа мечтает поскорее вернуться «под кущи райских садов».)

Каждый человек, читая художественное произведение, особенно поэтическое, видит свой смысл в стихотворении. Так и мои ученики, прочитав последние 2 строфы, подумали, что это душа мамы не может покинуть землю, потому что здесь находится ее сын, который в ней нуждается. И она поет ему песню. Он, правда, не помнит слов «Колыбельной», но зато сыночек помнит  музыку и звук песни. Все дети уверены, что души родных людей всегда будут помогать оставшимся на земле. Ребята поделились своими мыслями о взаимоотношениях со своими родителями. Конечно, у них с родителями возникают прения, ссоры, иногда они обижаются на маму и папу, которые, с их точки зрения, не понимают современных детей. А потом все ребята сказали, как хорошо, что у них есть родители. Они помогут им в трудную минуту, всегда посоветуют, никогда не предадут своих детей.

– Какие художественно-выразительные средства использует автор? И зачем? (Лермонтов использует прием олицетворения: «И месяц, и звезды, и тучи толпой внимали…песне». Песня до такой степени красива, очаровательна, удивительна, что даже неживые месяц, звезды и тучи слушают её. Чтобы показать красоту песни, ее величавость, святость, описать блаженство рая, автор использует эпитеты и прием инверсии («о Боге великом», «хвала его», «песне святой», «желанием чудным»).
– Каким размером написано стихотворение? Почему  именно этот размер выбрал автор?
(Чередование четырехстопного и трехстопного амфибрахия. Этот размер напоминает полет ангела: два крыла – это безударные слоги, а в середине – ударный слог, т.е. бьющееся сердце)
Передать полет ангела помогает и рифма, мужская и парная.
– Использует Лермонтов звукопись? (Да, есть и прием аллитерации, и ассонанс. Например, в 1-й строке 1-й строфы и 2-й строфы автор повторяет звуки Е, О. Эти звуки передают нежный и тихий полет ангела, который спокойно поет песню. В этих же строчках мы видим употребление сонорных согласных, которые помогают представить умиротворяющую картину рая)
– Какое настроение остается у вас после прочтения стихотворения? Какие ассоциации у вас возникли? (Остается чувство грусти, потому что поэт хочет увидеть маму, услышать ее голос, ее песни, прижаться к ней, попросить совета. Лермонтов был этого лишен. Поэтому его жалко.)

После этих уроков я дала задание написать письменный анализ стихотворения. Вот несколько примеров сочинений.

М.Ю.Лермонтов написал стихотворение «Ангел» в 1831 году, когда был еще совсем юным (ему исполнилось 17 лет). Оно. Возможно, это стихотворение – воспоминания поэта о его любимой, рано ушедшей из жизни матери и о песнях, которые он слышал, когда был совсем маленьким.
О чем же мы узнаем из стихотворения? Ангел летит по ночному небу, поет нежную, мелодичную песню  и в объятьях несет «душу младую». Песню ангела внимательно слушают звезды, тучи и месяц:

И месяц, и звезды, и тучи толпой
Внимали той песне святой.

Здесь автор использует прием олицетворения: вселяет душу в неживой предмет.
Первые две строфы посвящены «небу полуночи» и песне, которую поет ангел. Лермонтов употребил эпитеты, характеризующие слово «песня»: «святая» и «тихая». Святая – значит божественная, небесная.
О чем пел ангел? Он пел о том, как прекрасна жизнь у безгрешных духов, воспевал Бога. Ангел несет, скорее всего, душу умершей матери Лермонтова для «мира печали и слез», так как мама наверняка беспокоится и волнуется о сыне. Лирический герой слышит мелодию песни, которую, может быть, поет его мама. Он не помнит слов, но зато слышит голос: «Остался – без слов, но живой». Лирическому герою мила только мамина песня, его не устраивает жизнь, где всё окутано завистью и лестью.
В своем стихотворении автор использует эпитеты, чтобы показать красоту ангела, олицетворения, чтобы наделить предмет душой, и особый размер стихотворения – амфибрахий для передачи нежности, плавности, мелодичности полета ангела.
После первого прочтения этого мелодичного стихотворения я подумала, что оно очень похоже на песню. В этот момент я вспомнила себя малышкой, вспомнила, как мне было скучно и тоскливо, когда мама была на работе. Мне кажется, что стихотворение «Ангел» – это обращение поэта к читателям, чтобы они поняли, как это трудно в 17 лет не иметь человека, с которым можно посоветоваться.

Ксения Щёголева, 7 «А»

Стихотворение «Ангел» М.Ю.Лермонтов написал в 1831 году, когда ему было 17 лет. Скорее всего, лирический герой – сам Лермонтов.
Главный герой стихотворения – ангел. Он летит в полночь по небу и поет песню:

По небу полуночи ангел летел,
И тихую песню он пел…

Он поет о Боге, о духах, и делает это ангел без притворства:

Он пел о блаженстве безгрешных духов
Под кущами райских садов;
О Боге великом он пел, и хвала
Его непритворна была.

Ангел несет «душу младую» для «мира печали и слез» (наш мир). Звук песни остался в душе лирического героя, но не слова:

И звук его песни в душе молодой
Остался – без слов, но живой.

Наверное, мать Лермонтова пела сыну колыбельные, и он запомнил их мелодии.
«Скучные песни» земли не могли заменить душе песню ангела:

И звуков небес заменить не могли
Ей скучные песни земли.

Всю жизнь Лермонтова окружали ложь, лицемерие, ненависть, и только маму он представлял доброй, безгрешной.
«Песня святая», «безгрешных духов», «желанием чудным» – эти эпитеты помогают создать святой образ ангела, искренность в его песне. Лермонтов использует старославянизмы («внимали», «младую»), чтобы показать божественную сущность ангела. Еще автор употребляет олицетворения (месяц, звезды, тучи внимали) и метафоры («звезды толпой»), чтобы показать: песня ангела такая прекрасная, что делает живым всё. Чтобы передать плавность полета ангела, поэт использует трехстопный и четырехстопный амфибрахий и прием аллитерации (повторяются звуки Л и Н).
Это стихотворение, по-моему, о том, что в душе каждого человека остается частичка души его матери и что она никогда ее не покидает.

 Олег Сикорский, 7 «Б» класс

Но на этом изучение стихотворения не закончилось. Ребята захотели написать свои стихотворения.

Ангел

Ангел по небу летел,
Песню напевая.
И нежную душу матери поэта
В руках своих качая.
Несмотря на то что была мертва,
Она была красива и нежна.
И песнь её молодую чуть слышно
Было на небе тогда.
Вся суета земли ей надоела.
Нужна ей неземная красота.
Младая душа поэта
Томилась там, на земле.
И мать его знала об этом.
И звук её песни поэтому
Приходил к нему даже во сне.

(Полина Ледовских, 7 «А» класс)

* * *

Когда я прочитал стихотворение «Ангел»,
Подумал я о тех, кто любит меня очень сильно.
И не погаснут мои чувства к ним, как факел,
Ведь это были мама, папа и сестра.
Я думал, что поэт переживал за мать.
Он вынужден из-за нее страдать.
Но, так как он ее любил,
Сей образ он боготворил.
Поэт отныне пребывал в унынье,
Писал стихи, поэмы, прозу.
Он, безусловно, был талант!
Его стихи тому гарант!

(Лев Игнатьев, 7 «А» класс)

* * *

Мама для Лермонтова всем была,
Пока она не умерла.
Потом, когда её не стало,
Вся жизнь его почти пропала.
Нужен был ему совет,
Но, увы, мамы рядом нет.
Его проблемы нарастали,
Стихи он начал сочинять.
Прекраснее стиха не сыскать!
Он написал про то, как ангел
Забрал на небо его мать,
Про то, что трудно было маме
На земле сына оставлять.
Колыбельная осталась
В памяти поэта.
Трудно было напевать:
Слова остались где-то.

(Алина Федотова, 7 «Б» класс)

Рай

Вот рай. И видишь ты песок горячий,
На море штиль,
И дует ветерок прозрачный.
И все равно тебе нехорошо.
Ведь там, внизу, все те, которых любишь,
Они сейчас, увы, не с тобой.
Ведь там, внизу, все те, которых в мыслях ты целуешь,
Но ты давно приобрела покой.
И разве на земле хоть кто-то будет думать,
Что вовсе не прекрасен этот рай?
Туда ведь попадает лучший.
А мне милее на земле, с тобой, ты знай…
Пройдут года, века, столетья…
И не забудут все меня.
Мой рай – это мой дом, моя семья!
Над нами, может, вовсе нет и рая…

(Анастасия Иванова, 7 «Б»)

Борьба

За одним плечом – ангел,
За другим – дьявол.
Они бьются вечность,
Но этого мало.
Слева слышу сердце,
Справа идет время,
Нам не жить вечность,
С нами это бремя.
На одной – наша вечность,
На другой – минута.
Не добьешься в вечности
Для себя уюта.
Один говорит «уверенность»,
Другой, что «всё предрешено»…
И завтрашний день
Уйдет в небытие.

(Юлия Хренова, 9 «Б» класс)

Ангел

Белая метель, опускаю руки.
Жизнь как колыбель, но дарует муки.
Пулю из свинца запускают в сердце.
Не твоя судьба, нет прохода к дверце.

Но живи, как есть, не жалея силы,
Но живи, как есть, все вокруг красивы.
Ангелам, паря, обрезают крылья.
Славу не сдержа, делают страхи былью…

Пуля из свинца разрывает быстро,
Ветром в высоте жизнь проходит быстро.

(Юлия Хренова, 9 «Б» класс)

Звезды-люди

В полете сказочном своем
Они приносят свет в наш дом.
Они прекрасны в небесах.
Но нет уж на земле того свеченья,
Они видны на полюсах,
Но люди не прочли знаменья.
Кто видит звезд круговороты,
Кто видит их паденье,
Пусть загадает наперед,
Что хочет в награжденье.
Желанья есть, загадано немало,
В последний свой миг звезда умоляла:
«Спаси, сохрани, пожила ведь так мало».
А звезды, как люди, сегодня сияют,
Рождаются, падают и умирают.

(Анастасия Сунцова, 9 «Б» класс)

Используемая литература:

1. Жизнь замечательных людей. В.Афанасьев. Лермонтов. – Москва: Молодая гвардия.1991 г.
2. М.Ю.Лермонтов. Собрание сочинений в четырёх томах. Том 4.–М.: Издательство «Правда», 1969 г. 
3. М.М.Гиршман. Анализ поэтических произведений А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Ф.И.Тютчева.– М.: Высшая школа. 1981.
4. З.Я.Рез. М.Ю.Лермонтов в школе. Издание второе, дополненное. – Л.: Издательство Министерства просвещения РСФСР. 1963.
5. С.А.Андреев-Кривич. Тарханская пора. – Саратов: Приволжское книжное издательство. 1981.