Урок русского языка в 4-м классе по теме: "Упражнение в правописании слов с разделительными ъ и ь для обозначения мягкости согласных звуков на письме"

Разделы: Русский язык


1. Организационный момент (психологический настрой).

-Прежде чем мы начнём урок, на минутку закройте глаза и пожелайте себе и своим близким самого хорошего.

-Что украшает человека? (улыбка). Улыбнитесь друг другу.

-А что облагораживает человека? (труд).

Давайте проверим, всё ли на месте, всё в порядке: ручки, книжки и тетрадки.

И так мы начинаем наш урок.

2. Актуализация знаний.

а) Разминка “ Да” или “ Нет” - В алфавите 33 буквы

-Слово щука пишется с буквой Ю - Гласный звук образует слог -В слове конь- 3 буквы -В слове словарь - букв больше, чем звуков. О чём будем говорить на уроке?

б) Тренировочные упражнения (о чём моё правило в стихах) что за буква, кто узнает? Звука не обозначает, Может только подсказать Как согласную читать (ь как показатель мягкости согласного) Слева от меня - согласный Справа - е, ё, и, ю, я Чтобы не было слиянья Разделил их ловко я (разделительный ь)

3. Сообщение темы урока

-Сегодня на уроке мы продолжим работать над правописанием слов с разделительным Ь и Ъ для обозначения мягкости согласных.

4. Минутка - чистописания.

- А сейчас мы совершим воображаемое путешествие в мир звуков “Пишу красиво” - спишите аккуратно, не спеша, правильно соединяя элементы букв.

5. Словарная работа (работа в парах)

-Выпишите из словаря слова с ь, но только, чтобы они отвечали на вопросы Кто? Что? т.е. являлись именем существительным.

Мальчик, тетрадь, учитель, учительница.

-Подчеркните безударную гласную, поставьте ударение.

-В стране звуков и букв, каждый звук имеет свой “костюмчик”, а каждая буква свою “одежду”.

Так, что в этой стране “костюмчики” - звуковые, а “одежды” - буквенные.

-Звуко - буквенный анализ слова

в) Составьте предложение с этими словами Мальчик радуется приходу весны. - Найдите основу предложения.

6. Систематизация и повторение.

а) Игра “Доскажи словечко” Раскрывает почки в зелёные листочки Деревья одевает, посевы поливает Движения полна

Зовут меня - весна.

-Весна - замечательное и прекрасное время года. В это время природа просыпается и оживает от зимнего сна. Недаром поэты называют весну “утром года”, а композиторы воспевают её в своей музыке. Вы слышите музыку, которую написал замечательный, великий композитор П.И. Чайковский и назвал “Времена года”.

-Весна: Я пришла к вам не одна, а со своими друзьями.

Угадайте, кто они

б) Загадки о месяцах

Март

Замер лес в прозрачной дымке, На деревьях тают льдинки. С веток падает капель, И слышна синицы трель.

Апрель

Снег сошёл, запахло трелью, Прокатился в небе гром. Муравьи под старой елью, Всем семейством строят дом.

Май

Дружно лопаются почки, Распускаются листочки. На траве роса дрожит, Лось за радугой бежит.

-Подумайте и скажите, какое слово может быть лишним?

Почему?

в)Чтение стихотворения о месяце (апрель).

Апрель! Апрель!
На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.

(На какие правила встретились слова в стихотворении?)

г) Выборочное списывание (работа в парах) выпиши слова с ь Апрель, капель, ручьи, муравьи.

-подчеркните орфограмму - допишите по одному слову

д) Игра “Найди лишнее” (устно). Почему? Веселье, радость, здоровье, любовь, счастье, жизнь.

7. Творческая работа.

а) Прочитайте слова:(почки, солнце, грачи, соловьи, ручьи) вы должны составить мини-сочинения о весне, используя опорные слова.

б) Чтение сочинений учащихся

8. Рефлексия.

-Я так радуюсь, видя, как вы замечательно справились со своими заданиями. Что мы испытываем, когда радостно и хорошо?

(счастье)

-Назовите слова, в которых встречается Ь.

Семья, друзья.

Приложение