Урок-экспедиция по лесной природной зоне (региональный компонент)

Разделы: Начальная школа


Цель урока:

  • сформировать у учащихся представление о лесной зоне;
  • познакомить с географическим положением зоны лесов, с частями этой зоны:
    тайгой, смешанным и широколиственным лесом; познакомить с растительным и животным миром.

Задачи урока:

  1. Повторить: природные зоны России.
  2. Знать: основные стороны горизонта.
  3. Уметь: работать с дополнительной литературой по предмету, работать с картой, определять стороны горизонта по природным признакам
  4. Развивать: внимание, зрительную и слуховую память, познавательную активность, навыки коллективной работы, умение анализировать, делать выводы, творческие способности, кругозор.
  5. Воспитывать: дисциплинированность, ответственность, интерес к предмету, самостоятельность.

Оборудование:

  • карта природных зон России,
  • учебники, атласы Кемеровской области,
  • атласы-определители, гербарий, картины,
  • запись голосов птиц, карточки – названия команд:
    1-я группа ботаников, 2-я группа ботаников,
  • зоологи, экологи, карточки с кроссвордами для каждой команды,
  • карточки с цифрами от 1 до 4, фотографии растений и животных, изучаемых в данной теме,
  • компьютер, мультимедийный проектор, экран,
  • презентация (Приложение)

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель: Ребята, какое сегодня прекрасное утро! Я рада вас всех видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне.

(На слайде изображение улыбающегося солнца.)


Рис. 1

Дыхательная гимнастика:

Поглядело солнце вправо (поворот головы направо, глубокий вдох и выдох),
А потом налево (поворот налево, глубокий вдох и выдох).
учи свои расправило (руки вверх, потянулись)
И нас теплом согрело (пальчиками пошевелили).

Дети присаживаются на места.

2. Сообщение темы и целей урока.

– Послушайте стихотворение и скажите, в какую природную зону отправится сегодня наша экспедиция. Слайд 1. Приложение

Здравствуй лес, дремучий лес, полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою ночью темной, грозовою? (Слайд 2)
Что там шепчешь на заре, весь в росе как в серебре? (Слайд 3)
Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица? (Слайд 4)
Все открой, не утаи: ты же видишь – мы свои!
С. Погореловский

– Куда отправляемся в путешествие? (В стихотворении говорится о лесе, значит, мы отправимся в лесную зону)

– А что мы будем там изучать? (Какие в лесу есть растения? Какие живут звери и птицы?)

– Ребята, а как вы понимаете слово “дремучий”? (“Дремучий” – это значит темный, страшный, как в сказке.)

– А есть ли леса, в которых не темно и не страшно? (Да, например, в березовой роще светло и весело.)

– Да, правильно. И сегодня наша экспедиция в составе четырех команд (2 группы ботаников, зоологи и экологи) должна найти ответ на вопрос: почему одни леса темные, а другие – светлые. (Слайд 5)

Но мы не можем отправляться в новую экспедицию, пока не обобщим знания, которыми обогатились в предыдущие путешествия.

3. Повторение пройденного.

А) Угадайте, о какой природной зоне идет речь?

– В этой природной зоне полярная ночь длится полгода, а земля покрыта льдом. Растительность бедная.

(Зона арктических пустынь) СЛАЙД 6

Б) О какой природной зоне идет речь?

– В этой природной зоне долгая холодная зима и короткое прохладное лето. Растения низкорослые со стелющимися корнями и мелкими листьями.

(Зона тундры) Слайд 7

В) Угадайте, какое животное лишнее и почему? (Слайд 8)

– Молодцы, ребята! Но прежде чем отправиться в путешествие, мы должны собраться и взять с собой в дорогу только те вещи, которые нам пригодятся. В этом поможет кроссворд, который лежит на столах у каждой группы.

Зарядка для ума, которую предлагает выполнить умная сова.

Кроссворд.

  1. Прибор для определения сторон света. (Компас)
  2. Емкость для приготовления пищи в походе (Котелок)
  3. Сумка туриста. (Рюкзак)
  4. С их помощью можно разжечь костер. (Спички)

– Разгадав кроссворд правильно, вы узнаете, как называется вид временного укрытия. (Палатка)

– Давайте проверим, как справились команды с заданием. Как называется ключевое слово в кроссворде? (Слайд 9)

(Капитаны команд выбирают правильный ответ и показывают его с помощью карточек с цифрами от 1 до 4.)

Учитель. Чтобы не заблудиться, мы должны хорошо ориентироваться в лесу. Какой прибор поможет нам в этом?

– Какие основные стороны горизонта вы знаете?

– А как без компаса определить стороны горизонта? (По солнцу)

– А по каким еще признакам можно определить стороны горизонта? (По природным признакам)

– Молодцы, ребята, вижу, к экспедиции вы готовы.

– Делаем привал и отправляемся в экспедицию. (Слайд 10)

4. Физкультминутка.

“По родному краю дружно мы шагаем…”

Дыхательная гимнастика.

Носом – вдох, (Поднимание рук на вдохе вверх).
А выдох – ртом, (Свободное опускание рук на выдохе)
Дышим глубже, а потом – марш на месте, не спеша,
Коль погода хороша!

5. Работа по новой теме.

– Чтобы иметь представление о том, куда направляется наша экспедиция, давайте поработаем по карте природных зон России. (Работа по карте.)

1) Каким цветом обозначена на карте природная зона лесов?

(На карте зона лесов обозначена зеленым цветом)

2) Где находится зона лесов относительно зоны тундры?

(Лесная зона находится южнее зоны тундры)

3) В каком климатическом поясе она лежит? Что характерно для этого пояса?

(Зона лесов расположена в умеренном поясе, поэтому здесь ярко выражены все четыре времени года, холодная зима и теплое лето)

4) Какая она в сравнении с другими природными зонами?

(Эта природная зона самая большая)

5) Какие части лесной зоны вы увидели? Сравните их по площади?

(Я увидел, что в этой природной зоне три части: самая большая часть – тайга, она закрашена темно– зеленым цветом, еще есть смешанные леса – тоже зеленый цвет, но светлее, и еще одна часть – широколиственные леса, зеленый цвет еще светлее)

6) Почему именно эта природная зона для нас родная? (Мы живем в Кемеровской области, а она расположена в зоне лесов. На карте это хорошо видно, т.к. большая часть закрашена зеленым цветом)

– Какие деревья растут у нас в тайге, поможет разобраться первая группа ботаников. Что растет в смешанных и широколиственных лесах нашего края, выяснит вторая группа ботаников. Зоологи изучат, кто живет в лесной зоне.

А группа экологов расскажет нам о редких и исчезающих видах растений и животных лесов нашего края.

Подготовиться к ответу вам помогут карточки – “помогайки”, которые есть у каждой группы.

(Организуется работа в группах. Каждая группа получает карточку – “помогайку”)

Карточка – “помогайка” для первой группы ботаников.

  1. Что называют тайгой?
  2. Природные условия тайги.
  3. Что общего у всех растений тайги?
  4. Какие растения растут в тайге?

Карточка – “помогайка” для второй группы ботаников.

  1. Природные условия в смешанных и широколиственных лесах.
  2. Что объединяет растения этих лесов?
  3. Какие растения растут в этих лесах?

Карточка – “помогайка” для зоологов.

  1. Животные и птицы тайги.
  2. Животный мир смешанного и широколиственного леса.

(Краткие рассказы о животных и птицах)

Карточка – “помогайка” для экологов.

  1. Рассказать о редких и исчезающих видах растений Кемеровской области.
  2. Рассказать о редких и исчезающих видах животных нашего края.

– Давайте послушаем рассказ ботаников, изучающих тайгу.

Рассказ первой группы ботаников

(Рассказывая, учащиеся на карту прикрепляют картинки с растениями и животными.)

Более половины территории области покрыто таежными лесами. Зима в тайге холодная, а лето теплее, чем в тундре, поэтому здесь растут деревья, которые не очень требовательны к теплу, – это хвойные деревья. Листья у них – хвоинки, и они всегда зеленые. В тайге господствуют (Слайд 11) сосна сибирская, ель сибирская. Это высокие деревья с мощными корнями. Кроны хвойных деревьев образуют сплошной зеленый шатер.

Сыро и сумрачно под пологом хвойных деревьев. Почва, в основном, покрыта моховым ковром.

Богаты таежные леса орехами, ягодами, грибами.

– Спасибо, уважаемые ботаники. Сейчас слово предоставляется вашим коллегам, изучающим смешанный и широколиственный лес нашего края.

Рассказ второй группы ботаников

На смену тайге приходит смешанный лес. В нем наряду с хвойными деревьями растут осина и береза бородавчатая. (Слайд 12)

Зима в смешанных лесах мягче. У лиственных деревьев некрупные листья, которые они сбрасывают на зиму.

Березу можно узнать по белой коре, такой коры нет больше ни у одного дерева. Осина имеет округлые листья, и они дрожат при каждом дуновении ветра.

Смешанные леса светлые и сухие. В этих лесах много разнообразных кустарников и трав.

Среди лесных массивов сохранился представитель широколиственных лесов – липа сибирская, которая образует небольшие лесные массивы в долинах реки Кондомы и ее притоков, названные “Кузедеевским липовым островом” (Показ на карте).

– Спасибо вам, ботаники за проделанную работу. Прежде, чем мы заслушаем наших зоологов, немного отдохнем.

6. Физкультминутка.

Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем –
Крылья сложили назад.

7. Продолжение работы по теме урока.

– А сейчас мы заслушаем наших зоологов.

Рассказ группы зоологов

Разнообразен животный мир лесной зоны. Под своей кроной лес приютил и кормит многих зверей, птиц и насекомых.

Здесь живут лось, марал, медведь бурый, соболь, бурундук, (Слайд 13) Приложение
заяц-беляк, волк, лиса, белка обыкновенная. (Слайд 14)
Охраняют лес от насекомых-вредителей (Слайд 15) клесты, дятлы, мухоловки, иволги.
Кормом для них являются орехи, семена деревьев и трав, ягоды.

– Спасибо, ребята, за работу.

Заканчивают наше выступление группа экологов.

Рассказ группы экологов

Богатства природы исчерпаемы и часто невосполнимы, поэтому так необходимо их беречь и охранять.

Многие спрашивают: “А нужно ли это? Ведь лес такой большой, и, конечно, там много всяких растений и животных”.

Но в Кузбассе уже каждый 5 вид фауны и каждый 10 вид флоры требуют срочных мер охраны.

Как сигнал об опасности, которая угрожает редким и исчезающим видам растений и животных, и у нас в Кузбассе создана “Красная книга”.

В нее занесены такие виды животных и растений леса.

Балобан, черный аист, выдра, шмель обыкновенный, бабочка– аполлон.

Кандык сибирский, башмачок известняковый, адонис весенний, башмачок крупноцветковый, любка двулистная, липа сибирская, баранец обыкновенный.

– Вы хорошо, ребята, поработали в экспедиции.

Гуляя в лесу, вы должны помнить о ядовитых растениях.

Нужно быть очень внимательными и осторожными.

8. Закрепление. Подведение итогов.

А чтобы узнать, что вы запомнили, побывав в экспедиции, проведем блицтурнир “Я знаю лес”.

– Какой лес мы называем тайгой?

– Какие деревья растут у нас в тайге?

– Какое особое отличие есть у хвойных деревьев?

– Какие леса называются смешанными?

– Какие деревья растут в наших смешанных лесах?

– Какое дерево при цветении распространяет вокруг чудесный аромат?

– Узнай животное по описанию: “Любит темные леса. К жертве тихо подкрадывается, имеет пятнистый окрас и кисточки на ушах?”

– Молодцы, ребята! (Слайд 16)

9. Домашнее задание.

– Дома придумайте и нарисуйте знаки, которые отражают опасные для леса действия человека.

Использованная литература:

  1. Атлас Кемеровской области.
  2. Атлас-определитель.
  3. Учебник “Мир вокруг нас”. 4-й класс. Ч. 1, 2. Автор: Плешаков А.А., 2007 год, издательство “Просвещение”.
  4. В помощь школьному учителю. Поурочные разработки по курсу окружающий мир. 4-й класс. Авторы: Дмитриева О. И., Мокрушина О. А., 2004 год, издательство “Вако”.