Природные зоны Евразии

Разделы: География


Цели урока:

  • Обучающая: рассмотрение общих особенностей размещения природных зон Евразии, подтвердить проявление широтной зональности; ознакомление учащихся с особенностями природы и типичными представителями растительного и животного мира арктического, субарктического и умеренного поясов; повышение компьютерной грамотности учащихся.
  • Развивающая: совершенствование умения раскрывать связи и взаимосвязи между компонентами природы отдельных зон, составление образного описания зон, развивать монологическую речь, навыки работы с различными источниками информации, умения анализировать и передавать информацию.
  • Воспитывающая: формирование эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира.

Методы: словесные, наглядные, практические

Программное обеспечение: мультимедийная презентация учителя (на базе учебного электронного пособия “География 6-10 класс”), мультимедийный проектор и экран, компьютеры, карты физические и природных зон Евразии; атласы, таблицы природных зон, контурные карты, набор открыток.

Техническая помощь: лаборант.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

Сегодня ребята, у нас очень сложная работа. Мы с вами должны вспомнить, что мы уже изучили по материку Евразии. Познакомиться с особенностями растительного и животного мира некоторых природных зон.

Для этого давайте вспомним некоторые моменты изученного.

2. Всесторонняя проверка знаний.

1. Электронный тест (4 человека) (Приложение № 1)

2. Индивидуальные задания: по контурной карте определить названия отмеченных рек и озер (Каспийское море-озеро, река Дунай, р. Амур, Ладожское озеро, р. Меконг, р. Янцзы, р. Обь, р. Лена, р. Инд, озеро Байкал). (1-2 человека)

3. Игра “Знаешь ли ты Евразию” (с остальными учащимися)

А) Скандинавские горы находятся на западе или северо-западе?

Б) Какие горы лежат севернее Уральские или Карпаты?

В) Какой полуостров расположен восточнее – Аппенинский или Балканский?

Г) Какое море не замерзает благодаря притоку теплых вод Северо-Атлантического течения – Карское или Баренцево?

Д) Самая высокая вершина Альп – гора Монблан или гора Сен-Бернар?

Е) Индия находится на полуострове Индокитай или Индостан?

Ж) Пустыня Руб-эль-Хали находится на полуострове Аравийском или Пиренейском?

З) Самое влажное место на Земле находится в Европе или Азии?

И) На климат Европы самое большое влияние оказывает океан Атлантический или Северный Ледовитый?

К) Где в Евразии сосредоточены большие запасы нефти и газа в Западной Сибири или на Памире?

3. Подготовка к усвоению нового материала.

1. Беседа с учениками:

  • А) Ребята, какие природные зоны располагаются на территории Евразии?
  • Б) Укажите черты сходства и различия в расположении и составе природных зон Евразии и Северной Америки?
  • В) Чем отличается такой природный комплекс, как природная зона, от природного комплекса овраг?
  • Г) Что является важным условием образования или смены природных зон?

2. Анализ карт.

Учитель: Давайте убедимся в этом. На карте видно, что на западе и востоке материка расположены зоны широколиственных лесов, а внутри материка появляются зоны лесостепей и степей, полупустынь и пустынь. Такое расположение объясняется уменьшением количества осадков от окраин материка к внутренним частям. На севере материка природные зоны тянутся сплошной полосой, а южнее тайги они сменяются не только с севера на юг, но и с запада на восток. Широтная зональность наиболее заметно выражена на огромных пространствах Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнин.

(Ученики работают с атласами, обсуждение и комментирование полученных результатов.)

3. Усвоение новых знаний.

1. Мультимедийная презентация. (Приложение № 2)

2. Самостоятельная работа.

Задание: описать смены зон при движении с севера на юг по меридиану 80 в.д.

(учащиеся работают в атласах с картой “Природные зоны”, делают записи в тетрадях по плану описания природных зон (географическое положение, климат, почвы). Обсуждение полученных результатов.)

3. Работа в группах.

Задание для группы № 1: составить описание и характеристику зоны арктической пустыни.

Задание для группы № 2: составить описание и характеристику зоны тундры.

Задание для группы № 3: составить описание и характеристику зон тайги, широколиственных лесов.

Задание для группы № 4: составить описание и характеристику зоны степей,

Задание для группы № 5: составить описание и характеристику зон полупустыни и пустыни.

Физминутка (попробуем дары тайги – бруснику, восполним организм витаминами. Звучит музыка голосов птиц).

4. Сообщение учащихся о растительном и животном мире природных зон. (Раннее подготовленные по заданию учителя. Демонстрация открыток животного и растительного мира)

5. Закрепление новых знаний.

Учитель: А теперь давайте проверим, что у нас осталось в памяти.

1. Укажите черты сходства и различия в расположении и составе природных зон арктических пустынь и тундры Евразии и Северной Америки.

2. Чем различаются и чем схожи по расположению и составу леса умеренного пояса Евразии и Северной Америки?

3. Определите, какие из этих растений и животных встречаются в Северной Америке, какие – в Евразии, а какие – и там, и там.

(медведь гризли, карликовая ива, сибирская сосна, койот, бобры, овцебык, лиственница, скунс, белый медведь, карибу, росомаха, гикория, зубр, тюльпановое дерево, уссурийский тигр). (слайд № 15 мультимедийной презентации)

4. В какой природной зоне расположена наша местность?

6. Выставление оценок учащимся.

7. Домашнее задание:

Составить прогноз антропогенных изменений в каждой зоне, предложите меры по охране ее природы.