Разработка классного часа по теме "Мы и мир профессий"

Разделы: Классное руководство


Цель:

  • Расширить знания учащихся о профессиях;
  • Помочь в определении своих интересов и способностей;
  • Воспитать интерес и чувство ответственности к выбору профессии;
  • Информировать их о качествах , присущих людям тех или иных профессий.

Ход классного часа

Учитель: Сегодня мы поговорим о том, что такое профессия. (Слайд 1).

Каждое утро вы приходите в школу учиться - это ваш главный труд, а ваши родители идут на работу. Они выполняют разные дела и поручения, имеют разные обязанности или как говорят ещё, имеют разные профессии. Давайте посмотрим, кем работают, например, ваши мамы? (Слайды 2-6)

Мир профессий – огромен, их насчитывается более 50 тысяч, причем ежегодно появляется около пятисот новых и столько же исчезает и видоизменяется. Легко ли разобраться в этом многообразии и правильно сделать свой выбор? Некоторые профессии кокетливо меняют названия, прикидываясь современными. Не сразу поймешь, что бармен – это буфетчик, а менеджер – управляющий.

В следующем году вы девятиклассники. Не все из вас после окончания девятого класса пойдут в десятый. Как вы думаете, а сможете ли вы устроиться на работу? Почему? (Ответы ребят).

Верно. Сначала нужно приобрести профессию. Профессия должна быть выбрана по душе, должна интересовать человека, тогда она будет приносить человеку радость, да и дело будет спориться.

II. Так что же такое профессия? Может ли человек получить профессию сразу, без подготовки?

Правильно, сначала надо учиться в техникуме, институте или других учебных заведениях. Обратимся сначала к толковому словарю, чтобы найти ответ на вопрос : Что такое профессия? (Слайд 7).

Слово “профессия” происходит от двух латинских слов: “professio” – официально указанное занятие, специальность и “рrofitero” – объявляю своим делом. Слово это, как, впрочем, и многие другие термины, многозначно.

Профессия – род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником существования.

III. Сегодня мы с вами не только познакомимся с конкретными профессиями , но и постараемся узнать и выявить ваши склонности к тем или иным профессиям. Но для начала проведем игровую разминку в виде игры.

Игра “Угадай профессию” (Слайд 8)

(О каких профессиях идет речь?)

  1. Куй железо, пока горячо. (Кузнец).
  2. Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть. (Рыбак).
  3. Не игла шьет, а руки. (Портной, швея).
  4. Не бравшись за топор, избы не срубишь. (Плотник).
  5. Кто пахать не лениться, у того и хлеб родится. (Пахарь).
  6. Не надевай хомут с хвоста, не начинай дела с конца. (Конюх).

Учитель:

Играя, мы освежили свою память и вспомнили множество разнообразных профессий и специальностей. (Слайд 9).Чтобы выбрать профессию, нужно узнать , какие профессии существуют. Это первый шаг, нам помогут сделать наши товарищи .

Выступления учащихся о профессиях.

А вы хотели бы узнать , к каким профессиям вы склонны?

Существует много разных профессий и специальностей, и " найти для себя работу по душе довольно сложно.

Что же нужно учитывать при выборе профессии?

Первое – это интерес. Одному интересно путешествовать , другому - программировать что-либо на компьютере, третьему - исполнять музыкальные произведения на фортепиано. Чтобы профессия не была обузой, нужно выбирать ее в сфере ваших интересов. Интересы могут меняться.

Второе, на что нужно обращать внимание, – это склонности. Склонности зависят от развития левого и правого полушарий головного мозга. Кто-то из вас

- Технарь, кто-то гуманитарии, а кто-то одинаково относится к техническим и гуманитарным дисциплинам.Чтобы выявить склонности, можно ответить на вопросы дифференциально-диагностического опросника. (Слайд 10)

Этим мы сейчас и займемся. Я буду зачитывать примеры видов деятельности, а вы в листах ответов - ставить напротив номеров этих видов деятельности знаки “+” или “-“.

  • “+” нравиться;
  • “++” очень нравиться;
  • “-” не нравиться;
  • “- - ” очень не нравиться.

Вопросы по опроснику: (Слайды-11-13)

1а. Ухаживать за животными. 16. Обслуживать машины, приборы, составлять программы для ЭВМ.
2а.Помогать больным людям. 26. Составлять таблицы, схемы, программы вычислительных машин.
За. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов. 36. Следить за состоянием, развитием растений.
4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл). 46. Рекламировать, продавать товары.
5а. Обсуждать научно-популярные статьи. 56. Осуждать пьесы, концерты.
6а. Выращивать животных. 6б. Помогать товарищам в работе, спорте.
7а. Настраивать музыкальные инструменты. 76. Управлять трактором, тепловозом и т.д.
8а. Давать людям информацию (в справочном бюро, на экскурсии) 86. Оформлять выставки, участвовать в подготовке концертов.
9а. Ремонтировать вещи, изделия. 96. Искать и исправлять ошибки в текстах, в рисунках.
10а. Лечить животных. 106. Выполнять вычисления, расчеты.
11а. Выводить новые сорта растений. 116. Конструировать машины, проектировать дома.
12а. Разбирать споры между людьми убеждать, разъяснять 126. Разбираться в чертежах, схемах.
13а. Наблюдать за работой художественной самодеятельности. 136. Изучать жизнь микробов.
14а. Налаживать медицинские приборы. 146. Оказывать людям медицинскую помощь.
15а. Составлять отчеты о наблюдаемых явлениях. 156. Художественно описывать события.
16а. Делать лабораторные анализы в больнице. 166. Осматривать больных, назначать лечение.
17а. Красить стены, расписывать изделия. 176. Монтировать здания, собирать машины.
18а. Организовывать культпоходы, экскурсии 186. Участвовать в концертах, спектаклях.
19а. Изготовлять детали, строить здания. 196. Чертить, копировать карты
20а. Бороться с болезнями растений. 206. Работать на пишущей машинке.

Обработка результатов. Теперь надо посчитать в каждом столбце таблицы количество плюсов и минусов. Выберите столбик , в котором больше всего плюсов и меньше минусов. Наибольшая сумма плюсов укажет на предпочитаемую Вами группу интересов, и возможно, склонностей к тем или иным областям профессиональной деятельности. Каждый из 5 столбцов соответствует определенному типу профессий. (Учащиеся сами подсчитывают результат).

П Т Ч ЗС ХО
10а 10б
11а 11б 12а 12б 13а
13б 14а 14б 15а 15б
16а 17б 16б 19б 17а
20а 19а 18а 20б 18б

Подведем итоги тестирования.

- К какому типу профессий по вашим интересам вы относитесь? (Слайд 14).

“Человек – природа” все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством ( агрономы, животноводы, собаководы, работники зоопарков, лесопитомников и т.д.)

“Человек – техника” все технические профессии (строители, машинисты, пилоты, водители всех видов транспорта, работники текстильной, химической деревообрабатывающей).

Человек – “Знаковая система” – профессии, связанные с расчетами, цифровыми и буквенными знаками (программисты, операторы ЭВМ, почтальоны, библиотекари, лингвисты, экономисты и др.)

Человек – “Художественный образ” Это архитекторы, художники, певцы, музыканты, композиторы, модельеры, дизайнеры артисты театра, кино, цирка, визажисты, и стилисты.

Итак, вы смогли определить , к какому типу профессии вы имеете склонности. Но кроме интереса и склонностей, нужно ещё иметь способности к профессии. Способности - это индивидуально-психологические особенности человека, помогающие достичь успеха в какой-либо деятельности. Выбрав профессию, нужно прочитать о ней, расспросить взрослых, а лучше представителей этой профессии, какие способности нужны дл работы , а затем сопоставить свои способности с необходимыми для выбранной профессии. Необходимые способности можно развивать.

Также можно выявить непригодность к выбранной профессии. Например, отклонения в здоровье, несовместимые с данной профессией ( человек, имеющий аллергию на пыльцу растений, вряд ли должен становиться цветоводом), особенности темперамента ( меланхолик не должен выбирать профессию, когда нужно быстро ориентироваться в изменяющихся условиях; флегматик вряд ли будет успешно работать там, где требуется мгновенная реакция).

IV. Игра “ Самая- самая” (Слайд 15)

Попробуйте ответить на вопросы с элементами юмора.

Назовите профессию:

  1. Самая сладкая (кондитер, продавец в кондитерском отделе);
  2. Самая денежная (банкир, модель,....);
  3. Самая волосатая (парикмахер, ....);
  4. Самая смешная (клоун, пародист, юморист);
  5. Самая зеленая (садовод, лесник, цветовод...);
  6. Самая детская (воспитатель, педиатр, учитель...);
  7. Самая серьезная (сапер, хирург, психолог...).

Требования, предъявляемые профессиями к человеку.

Когда молодой человек выбирает себе профессию, его интересует, чтобы его профессия пользовалась популярностью у работодателей не только сегодня, но и через 10-20 лет. Это называется стабильностью спроса на профессию. Наряду с "вечными" профессиями – строитель, врач, учитель и т.п., актуальными становятся транспортная, химическая индустрия, высокие технологии, связь, коммуникации, новые профессии на стыке традиционных, управление экономикой, социальная сфера. Одновременно для профессиональной успешности на современном этапе развития общества приобретают большее значение личностные качества, умения, трудолюбие человека, готовность к непрерывному повышению своего профессионализма. Показателем стабильности спроса на профессию является количество рабочих мест по той или иной специальности, имеющихся на разных предприятиях района и области. Достижение цели зависит от желания человека, целеустремленности и воли.

Основные факторы или условия выбора профессии являются аспектами обоснованного профессионального плана, в котором учтены интересы, способности, состояние здоровья, способности выбирающего профессию и потребности общества в кадрах.

Условно, эти составляющие формулы профессий можно обозначить как “хочу” , “могу”, “надо”. Коротко формулу “хорошего выбора” можно выразить тремя словами (Слайд 16).

Хороший выбор

надо хочу могу

(Беседа с учащимися):

- Как вы понимаете формулу “хороший выбор”?

(Ответы учащихся).

Вывод классного руководителя:

"Хочу" (интересы и склонности).

Интерес – стремление к познанию какого-либо предмета или явления, желание изучать его. Склонности – стремление заниматься какой-либо определенной деятельностью. Интересы и склонности могут совпадать и не совпадать друг с другом, могут быть направлены к одному, нескольким, многим видам деятельности.

"Могу" (человеческие возможности, способности, состояние здоровья).

Способности – индивидуальные способности человека, обеспечивающие успешность выполнения какой-либо деятельности, легкость усвоения и овладения данной деятельностью, творческие возможности человека.

"Надо" (потребности общества в кадрах).

Обществу нужны специалисты разных профессий. Выбирая профессию, нужно согласовывать свой выбор с потребностью общественного производства в кадрах. Сочетание этих трех важных факторов при обдумывании профессионального плана поможет определить оптимальные пути выбора профессии для каждого человека, что крайне важно для сложившихся на сегодняшний день условий рынка труда.

Общая структура профессионального образования (Слайд 17).

Профессию можно получить, в различного рода учебных заведениях, в зависимости от того, какой уровень профессионального образования вы выбираете:

Профессиональное образование бывает начальным, средним и высшим.

Начальное профессиональное образование – представлено лицеями, профессионально-техническими училищами, которые дают рабочую специальность.

Среднее профессиональное образование позволяет стать специалистом среднего звена по большинству профессий исполнительного или творческого класса. Среднее профессиональное образование можно получить, имея основное общее, среднее (полное) общее или начальное профессионально образование.

При этом, если человек уже имеет среднее (полное) общее или начальное профессиональное образование, то получить среднее профессиональное он может по сокращенным ускоренным программам.

Высшее профессиональное образование представлено государственными и негосударственными ВУЗами. При выборе негосударственного учебного заведения необходимо проверить лицензии, аккредитации и аттестации учебного заведения. Без указанных 3-х документов диплом учебного заведения не даёт общегосударственных гарантий трудоустройства.

Где можно получить информацию о профессиональных образовательных учреждениях (Слайд 18).

Сведения об учебных заведениях, осуществляющих профессиональное обучение, можно получить:

  • В справочниках для поступающих в учебные заведения;
  • В телефонных справочниках;
  • В компьютерных информационно-поисковых программах в сети
    INTERNET;
  • В рекламных объявлениях;
  • В библиотеках;
  • В ОППК;
  • В районных центрах занятости;
  • В беседах с представителями учебных заведений и преподавателями;
  • При встречах с учащимися и выпускниками;
  • При личных посещениях учебных заведений.

Типичные ошибки выбора профессии (Слайд 19).

Итог классного часа:

Сегодняшний классный час я хочу закончить таким стихотворением:

Тысячи тропок готовит судьба,
Сотни загадок в запасе хранит.
Какой она будет - тропинка твоя
Это тебе предсказать предстоит.
Будешь ли ты водить корабли,
Или секреты веков узнавать,
Построишь ли мост от Луны до Земли
Может, ты станешь железо ковать.
Вырастешь клоуном – самым смешным –
И улыбками мир расцветет.
Клоуны тоже на свете нужны –
Они отправляют наши души в полет.
Выбрать какую тропинку себе –
Не узнаешь , пока не откроется дверь.
Человеком старайся пройти по тропе
Поверь в свои силы, в победу поверь.

Самоанализ классного часа “Мы и мир профессий”

Цели классного часа:

  1. Расширить знания учащихся о профессиях;
  2. Помочь в определении своих интересов и способностей;
  3. Воспитать интерес и чувство ответственности к выбору профессии;
  4. Информировать их о качествах , присущих людям тех или иных профессий.

Классный час структурно выдержан.

1. Начало классного часа: введение в тематику, озвучивание цели.

2. Воспитательная деятельность: началась с необычной формы: просмотр слайдов “путешествие” по местам работы родителей учащихся.

Уточнение понятия “профессия” как рода трудовой деятельности, требующей определенной подготовки являющейся обычно источником существования.

Также был проведен игровой момент, в ходе которого было определено, смогут ли учащиеся по пословице определить профессию, которой занимается человек. Большинство профессий учащимися были определены, за исключением профессии- конюха.

Учащиеся подготовили также информацию, которой поделились с одноклассниками, рассказав им о профессиях инженера-программиста, корреспондента, модельера, летчика.

Учителем было рассказано, что для выбора профессии нужно учитывать три составляющих: интерес, склонность, способность человека.

Дальше была проведена диагностическая работа, которая состояла: 1) из объяснения, как отвечать на вопросы дифференциально-диагностического опросника; 2). как обработать свои результаты и узнать предпочитаемую группу интересов.

По итогам тестирования было определено, что из 14 учащихся, присутствующих на классном часе:

  • 4 (29%) имеют склонности к типу “человек-природа” – все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством (агрономы, животноводы, собаководы, работники зоопарков, лесопитомников и т.д.);
  • 4 ( 29%) – к типу “человек-человек” – все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением (педагоги, врачи, продавцы, экскурсоводы, юристы, милиционеры , парикмахеры и т.д.);
  • 4( 29%) – “человек -техника” – все технические профессии (строители, машинисты, пилоты, водители всех видов транспорта, работники текстильной, химической деревообрабатывающей профессии, обувщики и т.д.);
  • 1(6,5%) – к типу “человек-знаковая система” – профессии, связанные с расчетами, цифровыми и буквенными знаками (программисты, операторы ЭВМ, почтальоны, библиотекари, лингвисты, экономисты, кассиры и т.д.);
  • 1( 6,5%) – человек – художественный образ”. Это архитекторы, художники, певцы, музыканты, композиторы, модельеры, дизайнеры артисты театра, кино, цирка, визажисты, и стилисты.

Во время обсуждения результатов тестирования внимание учащихся было обращено и на то, что необходимые способности при выборе профессии надо постоянно развивать. Однако случается то, что человек к выбранной профессии может быть профнепригоден (например, по здоровью, по темпераменту).

Игра “самая-самая” помогла закрепить знание профессий, специальностей учащимися, в ходе которой учащиеся с элементами юмора приводили свои примеры. Например, самая зеленая – садовод, лесник, и т.д. В заключении классного часа ученики были ознакомлены с основными факторами, условиями выбора профессии: “хочу”, “надо”, “могу”.

Проведенный классный час был первым из запланированных мероприятий по данной тематике.

3. Подведение итогов: Материал классного часа и предлагаемые формы работы (игры, беседа) подобраны с учетом психофизического развития учащихся данного возраста и рекомендациями методистов, психологов.

В ходе классного часа соблюдался методический принцип-коммуникативность.

Считаю, что цель классного часа достигнута, т.к. учащиеся смогли понять, что надо для выбора будущей профессии. Все ученики работали, высказывали свои мнения, идеи, мечту.

Из всего этого можно сделать следующий вывод: проводить дальнейшую работу (в 9 классе) по профориентации учащихся, расширить знания о профессиях, рекомендовать специальную литературу. (Приложение № 1)

Презентацию можно получить у автора статьи.