Готовность к школьному обучению

Разделы: Школьная психологическая служба


Подготовка к школьному обучению – задача комплексная, многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка, следовательно, и реализация этой задачи должна осуществляться в этом ключе.

Конечно же важно, чтобы ребёнок пошёл в школу физически крепким, здоровым. Учёными подсчитано, что около 25% детей испытывают значительные трудности в обучении именно в связи с состоянием здоровья. Как на тревожный сигнал медики указывают на то, что больной ребёнок усваивает программу за счёт “сверхнапряжений”, перегрузок, которые впоследствии самым негативным образом сказываются не только на физическом, но и на психическом здоровье ребёнка. Поэтому особое внимание в подготовительный период к школе требует здоровье детей, их закаливание, охрана зрения, голоса, слуха, формирование правильной осанки. Уверенными, ловкими и красивыми и достаточно разнообразными должны быть их движения.

Однако когда речь идёт о подготовке детей к школе, в первую очередь необходимо серьёзно позаботиться о психологической готовности. Одной из наиболее распространенных причин школьной неуспеваемости является то, что многие дети”малы” психологически, т.е. не готовы к школьному типу обучения.

Требования, которые предъявляет школа ребенку, значительно отличается от требований, к которым он привык в детском саду и дома. Эти требования связаны, в первую очередь с изменением социальной позиции ребенка, с тем новым местом, которое он начал занимать в обществе с поступлением в школу, а также с особенностями ведущей деятельностью первоклассника – учебной. Первоклассник должен быть самостоятельным и организованным (не опаздывать на уроки, выполнять домашнее задание), должен уметь управлять своим поведение (не отвлекаться во время урока, не перебивать других, не вставать с места без разрешения, направлять свое внимание на решение учебных задач), т.е. для того, чтобы начало школьного обучения стало благополучным стартом нового этапа развития, ребёнок должен быть готовым к новым формам сотрудничества с взрослым. Неготовность ребёнка к школе обычно запоздало обнаруживается в фактах неуспеваемости, в школьной дезадаптации и неврозах, повышенной школьной тревожности.

Школьная готовность состоит из (приложение №1):

физической – физическое здоровье является фундаментом для формирования произвольного поведения, а также помогают наладить взаимоотношения с другими детьми. Если ребенок физически ослаблен, ему трудно сохранить осанку до конца урока, он не может долгое время работать на уроке из-за быстрой утомляемости. Для овладение руки письмом важно развитие мелких групп мышц. Описки, пропуски букв, различная высота букв – результат недостаточного развития “ловкости мышц”. Хорошо развивают ручную умелость рисование карандашом, кистью, красками, лепка, игры с мелкими предметами;

педагогической – навыки чтения, счёта, письма, рисования, чистая речь, общая осведомленность;

психологической:

  • Интеллектуальная. Необходимо формировать у детей знания, умения, навыки.

Но этого еще не достаточно для того, чтобы ребёнок овладел программой современной школы. Стремление родителей повысить уровень умственного развития своего ребёнка за счёт “натаскивания”, напичкивания их всевозможными знаниями зачастую ведёт к совершенно обратному результату. У такого “энцеклопедически” развитого ребёнка чаще всего отсутствует сформированность элементарных понятий, снижена знаковая функция мышления, недостаточно развито воображение. Следовательно, преждевременные знания могут не только помогать, но, чаще всего, мешать психическому развитию детей. Чрезмерное внимание к формальному интеллекту в раннем и дошкольном возрасте препятствует развитию воображения, которое, как установлено исследователями, является генетически исходным по отношению к мышлению и тем самым служит наиболее важным показателем уровня личностного созревания.

Интеллектуальная готовность к учению выражается в общем уровне развития познавательной деятельности. Быть готовым к обучению в школе – значит иметь дифференцированное творческое воображение, уметь сравнивать, обобщать предметы и явления, владеть анализом, синтезом, уметь самостоятельно делать выводы (умозаключения), действовать по намеченному плану, достигать намеченной цели, контролировать свои слова и действия на основе указаний, проявлять активный умственный интерес, инициативу и организованность, достигать определенных результатов в своей работе, действовать самостоятельно.

Обладание этими умениями и обеспечивает ребенку высокий уровень обучаемости.

  • Мотивационная – желание узнать новое, уверенность в своих силах, стремление

освоить роль школьника, принятие системы требований, предъявляемых школой. Анализ анкет родителей показал, что не все родители готовы к поступлению их ребёнка в школу. Психологический настрой родителей – чрезмерная тревожность, а также беспечность взрослых отрицательно отражается на школьной готовности. Тяга ребёнка учиться в школе велика и естественна. Однако нередко встречаются дети, которые боятся идти в школу, причиной этому являются взрослые: “Ты же двух слов связать не сможешь. Как ты в школу пойдешь?”, “Ты снова ничего не знаешь. Как ты будешь учиться в школе? Одни двойки будешь получать”. Это очень опасно, особенно по отношению к тревожным, неуверенным в себе детям. У таких детей уже сложилась негативная установка: в школе их ждут одни неприятности и огорчения. И сколько терпения, внимания, времени придется уделять учителю, чтобы изменить эту установку, вселить веру в собственные силы, завоевать любовь. А это куда сложнее, чем сразу сформировать это. Если ребенок не готов к социальной позиции школьника даже при относительно высоком уровне интеллектуального развития он будет учиться очень не ровно (приложение №2).

  • Коммуникативная – умение устанавливать контакт с учителем, сохранение

чувства дистанции, умение войти в детский коллектив. С поступлением в школу изменяются и отношения ребенка с окружающими. Учитель обращается к нему, как правило строже, чем воспитатель. И дома к нему относятся уже по-другому: как к человеку, у которого есть своя “работа”, обязанности и права, с которыми семья считается. В классе много незнакомых детей, с которыми он будет учиться и проводить свободное время. Все это требует от первоклассника умения устанавливать с взрослыми и сверстниками соответствующие взаимоотношения.

Учёными доказано, что возможность принятия учебной задачи зависит от характера отношений ребенка к взрослому, точнее, от того, как ребенок воспринимает занимаемую взрослым позицию и какой смысл вкладывает в слова и действия обращающемуся к нему взрослому. Ребенок должен правильно воспринимать учителя, его действия и слова. Во многих случаях неуспеваемость учащихся объясняется односторонним восприятием учителя: дети либо относятся к нему примерно также, как к воспитателю или своей маме, либо воспринимают его исключительно как учителя и не замечают у него общечеловеческих свойств и качеств.

Подобно тому, как ребенок общается с взрослым, уровень произвольности в общении с сверстниками тоже должен присутствовать.

  • Эмоционально-волевая – умение управлять своим поведением, произвольная

регуляция внимания, эмоциональная устойчивость,. С поступление в школу ребенка ждет напряженный труд, ему придется долго сидеть на уроках, внимательно слушать учителя, работать в едином темпе со всем классом и при этом аккуратно выполнять задания, что не так-то и легко, когда на улице другие дети играют в мяч, в сумке лежит новая игрушка, нужно срочно поговорить с соседом по парте. А чтобы от этого отказаться нужно приложить волевое усилие, а это не легко.

Предпосылки адекватного отношения к учебной деятельности закладываются в играх по правилам. Они появляются к концу дошкольного детства и непосредственно предшествуют учебной деятельности. Именно в них ребенок учится сознательно подчиняться правилам, причём эти правила легко становятся для него внутренними, не принудительными. “Овладеть правилом значит овладеть своим поведением, научиться управлять им, научиться подчинять его определенной задаче” – Леонтьев А.Н. При переходе к школьному обучению эта способность делает возможным подчинение активности ребенка учебной задаче, учебным целям. Именно в играх по правилам ребенок впервые сознательно начинает обращать внимание на способ достижения результата, а не только на собственный результат.

Литература:

  1. О.А.Белобрыкина “Скоро в школу мы пойдем”, журнал “Психолог в детском саду”, №2, 2005 г., стр.3.
  2. Е.А.Резепина “Готовность детей к обучению в школе”, журнал “Психолог в детском саду”, №2, 2005 г., стр.3.

Приложение 1

Приложение 2