Урок экологии по теме "Вода – среда обитания"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • дать понятие «среда обитания»;
  • познакомить с некоторыми видами водных растений и животных и их приспособленностью к жизни именно в водной среде.

ХОД УРОКА

1. Что такое природный комплекс?

– Что мы относим к природному комплексу? (Лес, луг, озеро, болото)

– Какие части (компоненты) природного комплекса вы знаете? (Растения, животные, воздух, вода, почва). Все они между собой взаимосвязаны.

Главную роль в этом комплексе играет конечно вода.

2.

– Где в природе можно встретить воду? (В реке, ручье, озере, море, океане)
Все живые организмы обитают среди других организмов и неживой природы.
Все, что окружает живой организм, называют окружающей средой или средой обитания.
– Какие реки Томской области вы знаете?  (Гомь, Ушайка. Басандайка, Кеть, Васюган, Шегарка.)
– Вода является средой обитания для множества живых организмов. Какие водные растения вы знаете? (См. Атлас для начальных классов) А удобно ли этим растениям жить в воде? (См. учебник Экология – 3 кл. В. Г. Рудсюiй.)

Растениям в воде жить удобно, правда, только тем, которые приспособились жить в воде. Удобно, потому что не нужно заботиться о воде для питья, как наземным растениям, и не нужно укрепляться в почве, потому что в воде не бывает ветра, их не сломят и не унесет. Некоторые растения вовсе не прикрепляются, свободно плавают. Но где есть течение, растения укрепляются корнями на дне водоема.
Растениям для жизни также необходим воздух. Но у растений нет специальных органов дыхания, воздух из воды они впитывают всем телом, каждой клеточкой.  
Кроме растений на водоеме можно встретить различных животных, которые тоже приспособились жить в воде: одни в воде, другие около воды.

Живут перловицы в реках с быстрым течением. Тело их покрьгго двумя раковинами. Раскрываются они, когда перловица  ползет  по дну. Из раскрытой раковины высовывается нога. Медленно ползет перловица,  оставляя  на песке легкий след. Питается перловица тем, что попадает вместе с водой в середину раковины. В речной воде много грязи, вредных бактерий. Пропуская через свое тело такую воду, перловица выпускает ее чистой. Много пользы приносят  перловицы, очищая воду, поэтому их нужно беречь.

Во влажных местностях, около прудов, озер и рек живут лягушки. Кожа у них всегда влажная. Зеленый с черными крапинками цвет кожи помогает ей бьггь малозаметной среди прибрежных растений, легко скрываться от врагов .Задние ноги лягушки длиннее передних, что позволяет ей далеко прыгать. Питаются лягушки, в основном, насекомыми и их личинками Зимуют лягушки на дне водоемов в иле. Лягушка – полезное животное. Она уничтожает вредных насекомых.

– Удобно ли животным жить в воде?
Многое животные (ондатра, бобр, выдра) набирают в легкие много воздуха и плавают под водой, пока он не кончится. Потом вынырнут, снова наберут воздуха до следующего раза. Это не очень удобно, зато решаются многие другие проблемы этих животных: под водой у них меньше врагов, чем на суше, достаточно пищи в любое время года, теплое жилье.
А вот рыбы дышат жабрами, воздух для дыхания могут брать прямо из воды. В воде ведь есть растворенный воздух. Жабрами дышат не только рыбы, но и другие водные животные :черви, насекомые и их личинки .Им. как и рыбам, не нужно выныривать из воды, чтобы глотнуть порцию воздуха.
Мы познакомимся с некоторыми представителями ВОДНЫХ растений.

 С начала лета и до осени у берегов озер, прудов и рек цветет сусак. Его нежные бело-розовые цветки собраны зонтиком. Чем больше цветов, тем красивее зонтик. Листья у сусака продолговатые, с острыми концами, как сабельками. Очень красивы берега водоемов, заросшие сусаком. Из корневищ сусака можно делать муку, а из его листьев – плести корзинки.

В народе  кувшинку называют королевой водоемов. В ясные летние дни на голубом зеркале воды можно увидеть величавые снежно-белые цветы с золотистой серединкой. Открываются   кувшинки, когда  солнышко  ярко светит, а начнет заходить, сомкнут кувшинки свои лепестки, и спрячется цветок под воду до следующего дня. Возле каждого цветка плавают на воде большие круглые листки. Сверху они зеленые, блестящие, будто лакированные .Если заглянуть в прозрачную воду, можно увидеть длинные гибкие, прикрепленные к толстому корневищу черешки листков. Когда цветок кувшинки отцветает, он сворачивается и опускается в воду, где и созревают плоды семенами .Кувшинки –  украшение наших водоемов.

Вода – их дом (среда обитания), без которого они не могут жить. Там, где нет воды, нет и таких растений.

3. Охрана

В нашей стране проводится большая работа по охране водных растений и животных. Это прежде всего начинается с охраны водоемов от загрязнения .Нельзя рвать растения т. к. они все равно быстро гибнут и с каждым днем их становится все меньше и меньше Многие растения занесены в Красную книгу: кубышка, рогоз, водяной орех .
В реках, озерах живут животные, непохожие на обитателей суши. Все они устроены так, чтобы им было удобно жить в воде: у них особые глаза, нос, хвост, лапы, особая форма тела, помогающая плавать. Без воды они погибнут. Нам необходимо бережно относиться ко всем водным обитателям, охранять их «дома», в которых они проживают: моря, океаны, реки и озера.

Все доброе на Земле – от Солнца, от воды, от человека.