Обучение грамоте дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия


Программное содержание:

1. Познакомить детей с буквой [бэ] Б и с тем, что буква может обозначать два звука б – б’. Закрепить звуки  в слогах, словах.

2. Продолжить учить детей составлять предложения по схеме из двух слов со словом «буратино», продолжать учить детей звуковой анализ слова «буква» самостоятельно.

3. Совершенствовать навык чтения детей.

4. Развивать фонематический слух, внимание,  мелкую моторику.

5. Воспитывать любовь к сказкам.

Организация:

Оборудование:

Предметные картинки, колпачок Буратино, сигнальные карточки, звуковые линеечки, фишки разного цвета, ларец с ключиком, веер с гласными буквами, буква Б (шуточная), схема слов (в виде кроссворда) рабочие тетради, простые карандаши, схемы предложений.

Ход занятия:

1. Оргмомент

- Здравствуйте ребята!

Вы любите сказки? А какие сказки вы любите?

(ответы детей)

- Сегодня к нам в гости спешит один сказочный  герой из очень интересной сказки. Угадайте кто же это?

У отца есть мальчик странный

необычный деревянный.

На земле и под водой

ищет ключик золотой.

Всюду нос сует свой длинный

Кто же это? (Буратино)

(выбирает педагог по желанию ребенка одевает колпачок Буратино)

(садятся за столы)

2. Мимическая гимнастика

- А сейчас я хожу узнать о вашем настроении

Улыбается Мальвина
А Пьеро грустит.
Удивился Буратино,
Барабас сердит.

- А у вас какое настроение? (выберите картинку с ребенком, у которого такое же настроение, как у тебя).

(дети выбирают настроение)

3. Сообщение темы

- Буратино принес с собой картинки.

(выкладываются на мольберт)

белка, арбуз, рыба, батон, бант, барабан, бобы

- Ребята скажите какой одинаковый звук слышится в этих словах?

(ответы детей – звуки б – б’)

Сегодня мы будем называть много слов со звуками б – б’, а так же познакомимся с буквой [бэ] Б.

4. Схема артикуляционного аппарата

Характеристика звуков:

б – согласный  твердый звук синим цветом.

б’ – согласный мягкий звук зеленым цветом

5. Игра «Кто внимательней?»

(работа с сигнальными карточками)

- Поднимите синюю сигнальную карточку, если в словах услышите твердый – звук б, зеленую, если мягкий  звук б’.

бант, барабан, бигуди, бык, бинт, будильник, грибы, белка, бусы, брюки  (10 слов)

- Молодцы! Справились с заданием.

6. Доскажи словечко

- Выходит Карабас Барабас.

Мой народец странный
глупый деревянный
кукольный владыка
Грозный Карабас,
Славный Барабас.

Карабас Барабас:

А, вот где мои куклы. Вставайте давайте идите в театр работать.

Логопед

Нет, синьор, Карабас, им нужно учиться, они останутся здесь, мы их не отпустим.

Карабас Барабас:

Не отпустите? Тогда я вам ставлю такое условие, если вы справитесь с моим заданием, так и быть, пусть остаются, а если нет, заберу их с собой.

Логопед

Ну что, ребята, попробуем справиться  с заданием, поможем Буратино и Мальвине.

Карабас Барабас:

Тогда слушайте мое задание.

Зверек невеличка
на ветке, но не птичка.
Мех теплый но не грелка
Кто же это? (белка).

Шевелились у цветка
все четыре лепестка
Я сорвать его хотел,
он вспорхнул и улетел. (бабочка)

Стоит толстуха
Деревянное брюхо
Железный  поясок
Что это? (бочка)

Карабас Барабас:

Молодцы ребята!  Ладно сдержу слово, пусть останутся, ну а мне пора, искать других кукол для своего театра. До свиданья!

(уходит)

Воспитатель:

7. Звуковой Анализ слова

А где же мол помощница? (выходит девочка, в образе Мальвыны, загадывает загадку).

В белом поле синие
потянулись линии.
А по ним друзья идут
друг  друга за руки ведут.

Что это ребята? (буквы)

- самостоятельно проводим звуковой анализ слова «буква».

Кто первый справиться с заданием, выходит к доске.

Разбор слова   б – согласный звук  твердый  синяя фишка

у – гласный звук  красная фишка  ударный черная фишка

к – согласный  звук  твердый  синяя фишка

в – согласный  звук  твердый  синяя фишка

а – гласный  звук  красная фишка 

- Молодцы! Уберите фишки, отодвиньте звуковые линеечки на край стола.

 

8. Составление предложений

- У вас у всех есть схемы предложений. Пододвиньте их к себе. Нужно составить предложение по этой схеме со словом «Буратино».

 

 

- Кто составил предложение, поднимите руку.

Назовите свое предложение?

Назови первое слово в предложении? Назови второе слово?

(разбор 3-4  предложений)

Логопед:

9. Физкультминутка

А сейчас Буратино предлагает нам сделать разминку.

«Буратино»

Буратино потянулся,
раз нагнулся,
два нагнулся,
три нагнулся.
Руки в стороны развел
Ключик, видно не нашел.
Чтобы ключик нам достать.
Нужно на носочки встать. (2 раза)

Мальвина:

10. Знакомство с буквой [бэ] Б

Ребята, имя нашего героя начинается с буквы Б. Вот посмотрите, как выглядит буква.

Логопед:

А вот шуточная картинка

Буква [бэ] Б проснется рано,

Буква [бэ] Б бочонок с краном.

Умывайся будь здоров,

Богатырь Борис Бобров.

(В. Степанов)

На что похожа буква?

 

11. Печатные буквы в тетради

- А сейчас будем  учиться печатать букву [бэ] Б в тетрадях. Посмотрите, как печатается эта буква. Высота буквы – 2 клеточки. Ширина – клеточка. Расстояние между буквами 1 клеточка.

 

С левого верхнего угла внизу ведем прямую вертикальную линию высотой 2 клеточки. С левого верхнего угла вправо ведем прямую горизонтальную линию шириной 1 клетка. С середины вертикальной линии вправо рисуем полуовал шириной 1 клеточка.

(выполняют дети задания)

 

12. Чтение слогов

 

13. Чтение слов (в виде кроссворда)

Слово «ключик» - выделить

 

Слева направо, читаем, 6 слов, а сейчас читаем слово сверху вниз – красными буквами.

Ключевое слово «ключик».

Словарная работа: слово «бирка» - пластинка с надписью на товарах, грузах и багажах.

 

14. Анализ. Итог занятия

Выходят Буратино и Мальвина.

Буратино:

Мне очень понравилось у Вас, в гостях. Я дарю ларец с золотым ключиком. (Там угощение). Я  вспомнил, что меня ждет папа. А что я скажу ему: где был? что делал? (ответы детей)

Логопед:

Мальвина, а ты оцени кто как занимался, кто больше всего тебе понравился? (ответ)

Мальвина:

Молодцы: Ну, а нам пора возвращаться в сказку. До свиданья!

(дети прощаются)

Логопед:

На  этом занятие  подошло к концу. До свиданья! До новых встреч!