Методическая разработка урока математики в 1-м классе по теме "Длина. Нахождение суммы длин всех сторон многоугольников" (периметр)

Разделы: Начальная школа


Цель урока: закрепить знания о величинах и их измерении, полученные на предыдущих уроках.

Задачи:

  1. Научить измерять длины сторон многоугольников и вычислять периметр закрепление знаний о величинах и их измерении;
  2. Совершенствование вычислительных навыков, решение задачи по теме “Периметр”;

Учебник Л.Г. Петерсон “Математика для 1 класса”

Ход урока

Поздороваться с гостями!

Чтобы хорошо считать, нужно ум тренировать. Торопись, беги, спеши на урок математики.

1. Сегодня, ребята, мы отправимся в путешествие в удивительную страну ГЕОМЕТРИЮ.

– Как вы думаете, какие жители населяют эту страну? (Точки, отрезки, геометрические тела и фигуры, прямые, лучи, линии, углы…).

Путешествовать будем на паровозике.

(На доске прикреплён паровоз с вагонами).

– Кто будет путешествовать вместе с нами? (Буратино, Винни-Пух, Петушок – Золотой гребешок, Колобок).

Буратино, как вы помните, не дошёл до школы и не научился как следует считать.

Давайте, покажем ему, как вы умеете это делать. Мы поможем Буратино собрать геометрическую фигуру.

2. Устный счёт (с пособиями для счёта)

  1. Назвать число, последующее 3 (– 4)
  2. 4 уменьшить на половину (– 2)
  3. Первое слагаемое – 2, второе – 3. Чему равна сумма? (– 5)
  4. Уменьшаемое – 5, вычитаемое – 4. Найти разность? (– 1)
  5. Сколько надо прибавить к 1, чтобы получить 7 (– 6)
  6. Из каких двух одинаковых слагаемых состоит 6 (– 3)
  7. На сколько 3 меньше 10 (– 7)

(На доске учитель выкладывает геометрическую фигуру).

 – Какая фигура у нас получилась? (прямоугольник, многоугольник, 4-х угольник)
– А какую фигуру напоминают наши вагончики?

На уроке мы встретимся с разными фигурами и узнаем о них что-то новое.

3. Поработает с другим многоугольником.

Тетрадь: стр. 4 №1 (Поможем птичкам разобраться в их споре).

– Рассмотрите многоугольник.
– Как он называется? (АБВГ)
– Как вы думаете: являются ли стороны многоугольника ОТРЕЗКАМИ? (выслушать выводы учащихся)
– А сейчас я покажу фокус – кто из вас прав (модель из полосок 4-х угольника).

– Кто же был прав? (Кто считал, что стороны являются отрезками).
– Давайте измерим стороны.
– Какую величину измерения длины вы знаете? (СМ)

Измеряем стороны и записываем в тетрадях и на доске:

АБ = 1 см
БВ = 5 см
ВГ = 3 см
АГ = 4 см.

– Сравните длины сторон. Что о них можете сказать?

4. Теперь назовите фигуры, которые вы видите в задании № 2.

Квадрат, 4-х угольник, прямоугольник

Треугольник

Многоугольник, 6-ти угольник

– Измерьте стороны квадрата (3 см)
– Что заметили?
– Измерьте стороны треугольника (4 см)
– Что получилось?
– Измерьте стороны последней фигуры (2 см)
– Что заметили сейчас?
– Какой вывод можем сделать? (правильные многоугольники, одинаковой длины стороны)
– А какой вывод можем сделать по 1 и 2 заданию?

5. Итак, мы познакомились с многоугольниками, имеющими разные длины сторон и многоугольниками, имеющими равные длины сторон.

Чтобы продолжить дальше наше путешествие, нам надо немного отдохнуть. А в этом нам поможет тот, кто еде в 3-ем вагоне. (Винни-Пух). Он сочиняет песни и поёт их.

Физкультурная пауза (под музыку).

Теперь пассажир из 3-го вагона предлагает выполнить задание № 3 на стр. 4

– Какая это фигура?
– А попробуйте найти в окружающей обстановке предметы прямоугольной формы (парты, доска, книги, дверь, тетради, пеналы, линейки…)
– Измерим длины сторон этого прямоугольника
– Что заметили?
– Какие стороны равны? Чему равны?

Запишем в тетрадь и на доске

АБ = ВГ = 2 см
БВ = АГ = 4 см

(Ученики записывают на доске).

Физкультурная пауза.

Семья кенгуру хорошо прыгает, и нам предлагает попрыгать и отдохнуть под музыку.

– А теперь семья кенгуру подскажет, как называется Большая сторона и Меньшая сторона нашей фигуры.

Посмотрите в тетрадь. Как называется большая сторона?

Длина (табличка на доску под вагончики).

– Сколько у нас таких сторон?
– А как называется меньшая сторона?

Ширина (табличка на доску под вагончик).

– Сколько их?
– Как расположены 2 длины и 2 ширины по отношению друг к другу? (одна под другой, напротив)

Противоположные стороны (табличка).

– Повторите по табличкам (хорошо).

6. А давайте попробуем найти сумму длин всех сторон нашего прямоугольника.

– Кто догадался, что это значит “найти сумму длин?” (сложить все стороны).

Запишем на доске: 4 см + 2 см + 4 см + 2 см = 12 см

(По одному на доске).

– Хотите узнать: каким интересным коротким словом называется “сумма длин сторон многоугольника”.

В этом нам помогут пассажиры в вагончиках.

– Поменяйте местами одинаковые вагончики (открываем доску)

– Какое слово получилось? (Периметр)
– А кто запомнил, что это слово означает?

7. Молодцы, хорошо поработали. Можно немного отдохнуть.

Физкультурная минута для глаз.

Следим глазами по указке и произносим, не торопясь, слово “периметр”.

– А теперь закройте глаза, послушайте и доскажите словечко.

Он давно знакомый мой,
Каждый угол в нем прямой.
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад,
А зовут его…(квадрат)

– А видите ли вы на нашей пиктограмме квадрат? Покажите.
– Посмотрите на свои парты. У вас тоже есть квадраты.

(На партах лежат квадраты – красные, жёлтые, зелёные; цвет с 2-х сторон).

– Найдите периметр ваших квадратов. А что такое периметр? (работа в парах)
– Чему равен периметр?
– А как вы находили? (измеряли; 1 раз измеряли)
– А как же получилось, что у каждого ряда разный цвет квадрата,

А периметр одинаковый?

Вывод: цвет не важен, а важна длина стороны квадрата.

8.

– Можем ли мы сказать, что Периметр – это целое? (на доске модель квадрата)
– Тогда чем будет являться длина каждой стороны фигуры? (частью)
– А теперь займёмся решением геометрической задачи на нахождение части

Стр. 5, №5 (модель треугольника развернуть).

Решение геометрической задачи на нахождение части.

а)

- Работа с текстом задачи;
- Самостоятельное чтение задачи;
- Читает один учащийся.

б)

- Что известно в задаче?
-Чем является периметр в задаче?
- Какие части известны? Что находим? Как?

в) Заполняем схему в тетради и на доске.

г) Решение в тетрадях и на доске: 7-2-2=3 (см)

д) Запись ответа.

А есть другой способ решения 7-(2+2) = 3 (см)

9. Наш паровоз прибыл на конечную станцию. Давайте подведём итог нашего путешествия.

– В какой стране побывали?
– Что нового узнали на уроке? (открытия, выводы)
– Чему научились?

10. Герой путешествия, который похож на геометрическую фигуру, но у неё нельзя узнать периметр, что-то хочет сказать всем вам. (круг – Колобок)

Переворачиваю карточку с вагоном, в котором Колобок, за ним написано – ОТЛИЧНО.

Учитесь все на отлично.

Спасибо за урок!