Комплексные занятия с нравственно-ценностным содержанием

Разделы: Работа с дошкольниками


Комплексное занятие по грамоте в старшей группе «Рыбка».

Программное содержание:
  1. Развитие способности проводить звуковой анализ слов и качественно характеризовать звуки.
  2. Называние слов с заданным звуком.
  3. Проведение графических линий в рабочей тетради.
  4. Развитие нравственного отношения к окружающей природе родного края.

Материал:

  • фишки красного, синего, зеленого цвета,
  • рабочие тетради,
  • простые карандаши,
  • силуэты рыбок,
  • картинки с разными видами рыб,
  • карточки с изображением различных предметов,
  • капельки.

Ход занятия

Дети встают в круг, закрывают глаза.

Воспитатель. Мы сейчас будем превращаться. Я – мама-туча, а вы мои добрые дождинки. Откройте глаза. У меня в руках чашечка с волшебной водой доброты.

(Звучит веселая музыка, и все «дождинки» танцуют и кружатся вокруг мамы-тучи. Музыка обрывается, «дождинки» останавливаются. Мама-туча по очереди брызгает «водой» из чашечки на каждую дождинку и спрашивает, кому она помогла.)

Например: Я напоила цветочек, я помыла грязную машину, я развеселила детей, я напоила грибочек…

Воспитатель:

Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды –
Жить нельзя нам без…(воды)

Воспитатель: А я сегодня видела на берегу нашей реки много рыб, им нужна вода. Мы поможем рыбам? Тогда отправляемся на берег. (Идут к берегу, звучит музыка дождя.)

Воспитатель:

Случается, случается беда
Река вдруг обрывается.
Куда ж она девается?
Быть может испаряется?

Вот и здесь была засуха, вода испарилась. Рыба оказалась на суше. Чтобы помочь рыбкам, нам нужно выполнить задания. Возьмите каждый по рыбке. (Присаживаются в круг.)

  1. Названия каких рыб вы знаете?
  2. Где живут рыбы?
  3. Если они живут в море, - они какие? – морские;
  • В озере – озерные;
  • В океане – океанические;
  • В реке – речные.

Все они обитают в воде, им нужна вода.

Воспитатель: Возьмите картинку, что вы увидели? (карась, щука, окунь…)

Произнесите по очереди, возьмите в руку столько ракушек, сколько слогов в слове. (Например: У меня одна ракушка, потому что в слове один слог.)

Звучит музыка дождя, дети отправляются в путь.

Воспитатель: За стол садятся только те дети, которые придумают слово со звуком Р.

Воспитатель: Следующие задание: звуковой анализ слова РЫБА.

  1. Сколько слогов в слове РЫБА?
  2. Какие бывают звуки?
  3. Какой первый звук в слове РЫБА?
  4. Какой второй звук в слове?
  5. Какой третий звук в слове?
  6. Какой четвертый звук в слове?
  7. Сколько звуков в слове? Какой первый звук, третий…

Физминутка

Воспитатель: Следующее задание: обвести по точкам и заштриховать рисунок.

Открываем тетрадь и повторяем за мной:

Я тетрадь свою открою и наклонно положу.
Я от вас друзья не скрою, карандашик так держу.
(Показываю, как правильно держать карандаш).
Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь.

А для того, чтобы ваши пальчики слушались, их надо разогреть.

Пальчиковая гимнастика.

Звучит музыка дождя, дети отправляются в путь.

На ковре игра «Добрые дела».

Воспитатель раздает карточки с рисунками любых предметов или явлений окружающего мира, например: солнце, вода, корова, деревья, дом, посуда. Каждый ребенок должен сказать о доброте того, что изображено на карточке, не называя его. Дети должны угадать, о ком (или о чем) рассказали их друзья.

Например: поит (вода), защищает от непогоды (дом)…

Воспитатель: «Доброе дело, что дождь в засуху».

Звучит музыка дождя, дети берут своих рыбок и несут их отпускать в воду.

Воспитатель:

Рыбка в воздухе блеснула, шлеп, нырнула…
Улизнула

Звучит магнитофонная запись, где рыбка благодарит детей за помощь.

Воспитатель: Закройте глазки, превратились в деток.

ИТОГ. Призы добрым дождинкам от тучи (капельки).

Комплексное занятие «Путешествие по стране сказок».

Цель занятия: дать детям представление о дружбе.

Программное содержание:

  • приобщать детей к истокам русского народного творчества,
  • осваивать действия ориентировки в сказках, загадках,
  • воспитывать дружелюбие, отзывчивость,
  • учить решать нравственно-смысловые задачи.

Оборудование:

  • камень,
  • кочки,
  • разрезная картина,
  • дерево с загадками,
  • сундук,
  • большое сердце,
  • поговорки,
  • загадки,
  • сказки.

Ход занятия

Дети входят в группу. Встали в круг, взявшись за руки.

- Посмотрите в глаза друг другу и улыбнитесь. Давайте сегодня поздороваемся, передавая друг другу рукопожатия. Я передам вам свою дружбу, доброту, она идет от меня к Маше, (каждый называет свое имя и имя товарища, которому передает рукопожатие).

- Ребята, а я знаю вашу мечту: вы давно мечтаете найти настоящих друзей. А так как мы давно уже подружились со сказкой, то, наверное, каждый из вас хочет хоть на чуть-чуть очутиться в сказке. Скажу вам по секрету – этого хотят даже взрослые. Ведь так здорово иметь волшебную палочку, цветик-семицветик, шапку-невидимку. А еще, сесть на ковер-самолет или одеть сапоги-скороходы и быстро оказаться в нужном месте. Сегодня я предлагаю отправиться в Тридевятое царство, в Тридесятое государство и поискать там друзей. Вы согласны? Вот вам моя рука! (дети кладут свои ладони на ладонь воспитателя).

У нас получилось крепкое рукопожатие, узел дружбы и согласия, которое никому не разжать. Но как и многим сказочным героям, нам предстоят испытания. Запомните правило: видеть можно не только глазами. (Закрывают глаза, считают до трех, открывают глаза и оказываются в сказке).

Находят камень.

- Вот камень лежит у дороги, посмотрим, что здесь написано…

(На камне надпись: «Налево пойдешь – дружбу найдешь, направо пойдешь – богатство найдешь, прямо пойдешь – дружбу потеряешь»).

- Куда же нам идти? (Ответы детей).

- А вот и первое испытание, нам нужно перейти болото. Идти надо аккуратно, не намочив ног и помогать друг другу. Первым пойдет тот, кто закончит поговорку про дружбу.

  • Сам пропадай, а товарища выручай.
  • Нет друга – ищи, а нашел – береги.
  • Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
  • Без друга, в жизни туго.
  • Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
  • Старый друг лучше новых двух.
  • Человек без друзей, что дерево без корней.
  • Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
  • Один за всех и все за одного.

- Вы молодцы, справились с заданием. За это вы получаете ключ, а зачем он – узнаете позже.

- Мы оказались на сказочной поляне, какая красивая, сколько здесь сказочных цветов. Возьмите по цветочку и посмотрите, что там нарисовано (ответы детей - сказочные герои). А из каких они сказок? (ответы). А теперь переверните картинки, что вы видите? Да, это осколки картины. Давайте соберем ее и узнаем, что там нарисовано. (Дети собирают картину). Из какой сказки картина? О чем эта сказка? Назовите героев этой сказки. Кем они были? (Сказка «Зимовье зверей»).

- Справились и с этим заданием, получайте ключ.

Воспитатель делает вид, что они заблудились.

- Ой, а куда же идти дальше, кто нам поможет? (увидели деревце) Вот деревце, давайте спросим у него.

- Деревце, помоги, путь-дорогу укажи.

Деревце отвечает, что помогу, только выполните мою просьбу, отгадайте загадки. (На листочках написаны загадки).

Не лежалось на окошке, покатился по дорожке.
(«Колобок»)

А дорога далека, а корзинка нелегка,
Сесть бы на пенек, съесть бы пирожок.
(«Маша и медведь»)

Нет ни речки, ни пруда, где воды напиться,
Очень вкусная вода в ямке от копытца.
(«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)

Красна девица грустна, ей не нравиться весна.
Ей на солнце тяжко, слезы льет бедняжка.
(«Снегурочка»)

Ах ты, Петя-простота, сплоховал немножко!
Не послушался кота, выглянул в окошко.
(«Кот, петух и лиса»)

По тропе шагают бодро, сами воду тащат ведра.
(«По щучьему веленью»)

Отворили дверь козлята, и… пропали все куда-то.
(«Волк и семеро козлят»)

Мышка дом себе нашла, мышка добрая была.
В доме том, в конце концов, стало множество жильцов.
«Теремок»).

- А вот и подсказка деревца – волшебный клубочек, он и укажет нам дорогу. Ой, да это клубочек сказок. Ребята, в клубочке запутались сказки, они все перепутались, наша задача: узнать, какие сказки перепутались и сосчитать их. Садитесь рядком и слушайте ладком.

«Клубок сказок»

- Жили-были дед да баба и была у них курочка Ряба. Раз снесла курочка яичко – не простое, а золотое. Положила его баба на окошко студиться. А лиса его ам - и съела. Дед тянет-потянет – вытащить не может. Плачет Дед, плачет Баба. Да слезами горю не поможешь. Дед и говорит: «Я поеду в город на ярмарку, а ты дома сиди, братца береги». День проходит, два проходит. Баба взяла пирожок и горшочек масла и пошла по длинной дороге. Долго ли, коротко ли, смотрит: стоит избушка на курьих ножках об одном окошке, вокруг себя поворачивается. Она и спрашивает:

- Кто, кто в теремочке живет? Кто, в невысоком живет?

- Я, Волчок – серый бочок.

- Пусти меня к себе жить.

- Дерни за веревочку, дверь и откроется!

 Вошла она в избушку, Волк и говорит:

- Бабушка, бабушка! Почему у тебя такие большие зубы?

- Это чтобы тебя скорее съесть!

- Не ешь меня, я тебе песенку спою!

Я - веселый Серый Волк, в поросятах знаю толк!

Тут дед с ярмарки вернулся. Обрадовались они и стали жить-поживать и добра наживать.

(Воспитатель рассказывает и завязывает узелки).

- Сколько сказок свернулось в клубок? (Называют, считают и развязывают узелки).

- Вот и привел нас клубочек к сундуку. Как же нам его открыть (ответы детей). Достают ключи и подбирают нужный по рисунку. Посмотрите, что здесь (большое сердце). Положите руку на сердце и послушайте как оно бьется. Оно полно жизни, добра и любви.

Дид. игра «Верни слово» (сердце, добрый, смелый…).

- Преодолевая много опасностей и приключений вместе с героями сказок, чему научились ваши сердца? (ответы детей). Потому что «главного глазами не увидишь, зорко одно лишь сердце».

- Закрываем глазки, считаем до трех и возвращаемся.

Итог.