Занятия по изготовлению "сказочных" шляп

Разделы: Работа с дошкольниками


Сказка входит в жизнь ребёнка с самого раннего возраста. Сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и с окружающим миром в целом. Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Одним из перспективных методов, способствующих решению проблемы, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе.

Конспект занятия по конструированию. /Старшая группа/ (слайд №7)

Тема: Колпачок для гномов

Программное содержание

Учить детей делать колпачки из бумаги, продолжать учить делать конус из полукруга. Познакомить с новым свойством бумаги (закручивание ножницами - резко провести нераскрытыми ножницами по полоске бумаги). Развивать мелкую моторику рук, воображение в украшении колпачка, познавательный интерес в работе с бумагой. Воспитывать аккуратность в работе.

Материал: полукруги разного цвета, полоски цветной бумаги, игрушки гномики, ножницы, схема изготовления конуса, схемы опытов с бумагой.

Ход занятия

1 часть

Приходят гномики и просят детей сделать им новогодние колпачки.

Предложить детям рассмотреть колпачки. Но прежде, чем мы будем делать колпачки, давайте вспомним, что с бумагой можно делать? Показ схем опыта. Сминать, сжечь, разрезать, порвать, намочить и т.д. А сегодня мы научимся её закручивать и делать завитушки из бумаги (воспитатель показывает и объясняет, как делать). Давайте вспомним, как из полукруга сделать конус. (Воспитатель обращает внимание детей на схему) Дети объясняют, как делать.

Сейчас давайте подготовим наши ручки.

Пальчиковая игра

Вот помощники мои           (показать ладони)
Их как хочешь, поверни.    (повернуть ладони, держа их горизонтально)
И вот так, и вот так (потирать руками)
Не обидятся никак   (хлопки)
Раз (1), 2, 3, 4, 5        (соединить пальчики)
Не сидится им опять           (встряхнуть кистями рук)
Постучали,    (постучать по коленям)
Повертели,    (круговые движения ладоней, держа их вертикально)
И работать захотели (потираем руками)

2 часть

Дети делают колпачки под музыку, воспитатель ведёт индивидуальную работу с детьми.

3 часть

Анализ занятия

Детям, которые справились раньше предложить померить колпачки на гномах, помочь другу.

Гномики хвалят детей, отмечая оригинальные, интересные украшения.

Ребята, давайте научим гномов играть в игру – хоровод «Колпачок»

Колпачок, колпачок            (ребёнок в колпаке в центре, а остальные водят хоровод)
Тоненькие ножки, яркие сапожки.
Мы тебя кормили, мы тебя поили,
На ноги поставили, танцевать заставили.
Танцуй, сколько хочешь, выбирай, кого захочешь.

(«Колпачок» выбирает партнера, и они танцуют, а остальные хлопают в ладоши)

Гномики хвалят детей, что они такие весёлые, умелые, дружные и предлагают детям изготовить колпачки вместе с родителями дома для игры «Мы Гномы».

Конспект занятия по конструированию /старшая группа/ (слайд №8)

Тема занятия: «Корона» (оригами)

Тема недели: Символика страны

Программное содержание

Учить детей делать корону из бумаги, путём складывания из 5 квадратов. Продолжать учить детей пользоваться схемой выполнения. Учить детей совместно трудиться, договариваться, как лучше украсить корону. Развивать глазомер, чувство цвета (сочетание цветов), мелкую моторику рук, познавательный интерес. Воспитывать партнёрские качества, умение общаться, интерес к истории Отечества, к сказкам.

Материал: по 5 квадратов для одной короны (размер квадрата из листа А4);схемы изготовления [1]; клей, цветная бумага для украшения; карта России, фото президента, картины сказочных королей и царей.

Ход занятия

1 часть

К нам на занятие пришёл гномик Вася. Он пришёл узнать:

Как называется государство, где мы живем?      (показать на карте)

Кто руководит нашей страной?     (показать фото)

Краткая беседа с детьми о том, как раньше жили.

Раньше наше государство было разделено на княжества, где правили князья, а во главе всей России был царь, как сейчас президент.

В старину люди сочиняли сказки о королях и царях. Вспомните сказки, в которых есть цари, короли. («Снежная королева», «По щучьему велению», «Сказка о царе Салтане», «Русалочка – царь Нептун» и др. Показ картин героев сказок)

Сегодня мы будем мастерить короны, а потом играть в игры «Царство – государство» (царство лесов, морей, цветов, снежное царство и др.)

Физкультурная пауза – игра

Дети встают в два круга один – мальчики, а другой девочки

Шёл король по лесу, по лесу          (идут по кругу в противоположные стороны)
Нашёл себе принцессу, принцессу           (останавливаются, подают друг другу рук)
Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем     (прыжки)
Ещё разок попрыгаем, попрыгаем
И ручками похлопаем, похлопаем            (хлопки)
И ножками потопаем, потопаем,   (топают ногами)

(Король провожает принцессу на место)

Посмотрите, какие короны мы будем делать. (Воспитатель показывает образцы, показывает способ их изготовления, обращая внимание на схемы)

Затем дети распределяются на группы, кто с кем будет мастерить.

2 часть

Изготовление корон под спокойную музыку. (Воспитатель ведёт индивидуальную работу с детьми).

3 часть

Анализ занятия

Понравились вам короны? Примерьте их. Для кого сказочного героя вы сделали корону? В какое царство – государство вы будете играть? Вы сегодня были партнёрами в работе. Что вам помогало трудиться? (дружба, помощь друг другу, взаимопомощь, умение договариваться, умение слушать друг друга)

Гномик предлагает вам смастерить корону дома и придумать сказку, где король или королева носит её.

Конспект занятия /с детьми старшей группы и родителями/ (слайд № 9)

Тема: «Шляпная мастерская».

Под девизом: «Мы партнёры»

Программное содержание

Учить детей совместно с родителями изготавливать шляпы из бумаги. Предоставить возможность самим выбирать вариант изготовления шляпы. Продолжать учить договариваться между собой, совместно трудиться. Закрепить умение детей делать разрезы точно по размеченным линиям. Развивать творчество, фантазию, воображение, глазомер, мелкую моторику рук. Воспитывать навыки культурного общения (вежливо просить схему, степлер и др.)

Подготовительная работа

Приготовить выкройку (дети тонируют бумагу, а воспитатель делает чертёж); подготовить выставку изготовленных шляп совместно с детьми; чтение рассказа Натальи Кончаловской «Дело в шляпе».

Материал: игрушка Карлсон; короб; шляпы /образцы/, изготовленные из формата бумаги А4; выкройки для шляп размер А5 выкройка и схемы соединения (изготовления) шляп [3]; степлер; клей, цветная бумага; колокольчик; магнитофон с записью спокойной музыкой.

Ход занятия

(Дети вместе с родителями рассматривают выставку шляп) (слайд №11)

Звенит колокольчик.

Колокольчик звенит, заливается, все на занятие приглашаются.

К нам на занятие пришёл ещё один гость, он очень любит играть и просит отгадать кто он? «Маленький толстячок живет на крыше и  летает он всех выше» (Карлсон)

Карлсон пролетал мимо и увидел интересную выставку шляп. А Карлсон большой знаток шляп! Он летает выше всех и кто, какие носит, знает лучше всех. Но вот Карлсон не знает, почему в народе говорят:

«Дело в шляпе»        Что это означает?

«Шапку в охапку и бегом» (отвечают дети и родители)

Шапки разные бывают, а какие мы сейчас вспомним. Карлсон приготовил для вас игру: «Назови правильно».

Из соломы - …(соломенная); из меха - …(меховая); из кожи - …(кожаная); из ниток - ...;

для зимы -…; для лета - ….; для праздника - …; из бумаги - …

Сегодня в нашей мастерской мы будем делать бумажные шляпы, мы будем волшебниками. Нам нужно сказать волшебные слова Карлсона, чтобы короб наш открылся. «Эники – беники вареники» (все дети и родители  дружно повторяют)

Короб открывается, а воспитатель показывает шляпы и спрашивает:

- На что похожа шляпа?

1 - на цветок; 2 - на бабочку; 3 - на кораблик; 4 - на рыбку; 5 - на зверька

Все эти шляпы сделаны из одной выкройки (показ выкройки). Из обыкновенного прямоугольника. (Воспитатель показывает способ соединения, используя степлер)

Пока вы будете думать, какую шляпу делать, мы немного отдохнём.

Физкультурная пауза

Если б всё на свете было одинакового цвета,     (Ввращающие движения головой в стороны)

Вас бы это рассердило или радовало это?           (наклоны головы вперёд – назад)

Видеть мир привыкли люди: красным, жёлтым, синим, красным      (руки на пояс, наклоны вправо – влево)

Пусть же всё вокруг нас будет удивительным и разным!         (Прыжки на месте, хлопки)

Подготовим наши ручки, чтобы они ловко и умело мастерили.

Пальчиковая гимнастика

«Вот помощники мои»

Вот помощники мои           (показать ладони)
Их как хочешь, поверни.    (повернуть ладони, держа их горизонтально)
И вот так, и вот так (потирать руками)
Не обидятся никак   (хлопки)
Раз (1), 2, 3, 4, 5        (соединить пальчики)
Не сидится им опять           (встряхнуть кистями рук)
Постучали,    (постучать по коленям)
Повертели,    (круговые движения ладоней, держа их вертикально)
И работать захотели            (потираем руками)

Теперь договоритесь, какую шляпу вы будете делать, и приступайте к работе.

Кто забыл, как правильно соединять, можно воспользоваться схемами.

(Родители вместе с детьми делают шляпы под музыку)

Анализ занятия

(Воспитатель предлагает всем встать в круг)

Встали в круг, встали в круг
Слева друг и справа друг.

Посмотрите, какие чудесные, волшебные шляпы у нас получились, и все они разные. Карлсон предлагает поиграть в игру «Чудесные превращения».

О ком будем говорить, те выходят в центр круга и выполняют движения.

(Наш круг превращается в поляну вдруг)

На лугу растут цветы, небывалой красоты (дети изображают, как растут цветы)
К солнцу тянуться цветы с ними потянись и ты.
Солнце утром лишь проснётся, бабочка кружит и вьется, (летают, как бабочки)
А сейчас на поляну выходят зверята – шаловливые ребята (имитация движений животных)

(Наш круг морем – океаном стал вдруг)

Что там чудится в тумане? (смотрят вдаль)
Волны плещут в океане,     (изображают волны руками)
Это мачты кораблей            (машут рукой, а дети кораблики «плывут по кругу)
Пусть плывут сюда скорей.
Волны плещут в океане      (волны руками, а дети – рыбки в центре)
А по бурным волнам
Плывут рыбки тут и там.

Понравилось вам мастерить? Вы все очень хорошо потрудились, получились шляпы интересные и все разные. Такие шляпы можно дарить друзьям, использовать в играх.

Используемая литература

  1. Афонкина С.Ю. и Афонкин Е.Ю. Уроки оригами. – М., 1996
  2. Копцев В. Волшебная бумага // Дошкольное образование. Библиотека «Первого сентября». – М. 2005 - №2
  3. Мейстер Н. Шляпы из бумаги // Дошкольное образование. Библиотека «Первого сентября». – М. 2007 - №4

К уроку прилагается презентация.