Урок литературы с приемами РКМЧП по теме "Родная природа в стихах Я.П. Полонского и Ф.И. Тютчева"

Разделы: Литература


Методика формирования критического мышления открывает большие возможности для активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках литературы, для выработки у них навыков анализа текста и развития эмоциональной восприимчивости. Линии сравнения с составлением таблицы помогли обучающимся увидеть не только отличительные признаки стихов, но и позволили быстрее и прочнее запомнить информацию и более качественно подготовить домашнее задание, т.к. таблица – готовая памятка, сделанная на уроке. Синквейн помог учащимся выразить своё отношение к новой информации, полученной на уроке. Эти приёмы способствуют развитию у ребят умения выделять ключевые слова, систематизировать информацию, анализировать, сравнивать и обобщать материал.

Цель: Пробудить интерес учащихся к поэзии – помочь вызвать зрительные образы при чтении стихотворений, понять настроение, чувства поэта.

Методические приёмы: «линии сравнения», «синквейн».

Оборудование:

  1. В.П. Полухина. Литература. 6 класс. Ч1.;
  2. компьютер и проектор: презентация картин русских художников 19 века о природе, музыка П.Чайковского «Времена года»

Ход урока

I Стадия вызова.

1. Эпиграф урока:

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Ф.И.Тютчев

2. Прослушивание аудиозаписи «Времена года» Чайковского и просмотр слайдов картин русских художников 19 века о природе (Шишкин, Куинджи, Ф.Васильев, Левитан, Поленов и др.): с1 по 33 слайд.(Приложение 1)

3. Вопросы учителя:

  • Какие чувства вы испытали при просмотре картин и прослушивании музыки Чайковского?
  • Как вы думаете, на какие вопросы можем ответить, изучая сегодняшнюю тему? (Попробуем понять, как неяркий, стройный русский пейзаж может преображаться, являться всякий раз по-новому, волновать и удивлять нас). Запись вопросов на доске.

II Стадия осмысления

1. Обращение к эпиграфу урока.

- Какие ключевые слова можно выделить? (Душа, любовь, язык, свобода)

- Какова основная мысль эпиграфа? (Природа – живой организм, живое существо)

Сегодня в этом убедимся, сравнив два стихотворения: Я.П.Полонского «По горам две хмурых тучи…» и Ф.И.Тютчева «Неохотно и несмело».

Обратите внимание на доску. На ней вы видите таблицу с линиями сравнения. Начертите такую же в своих тетрадях. Слова, которые вы будете вписывать в неё по ходу урока, будут периодически «всплывать», чтобы сверить достоверность записей.

2. Выразительное чтение стих-я Полонского «По горам две хмурых тучи» подготовленным учеником или учителем.

3. Беседа с классом:

- Что рисует автор в стих-и? (Летний горный пейзаж; гроза)

- Когда происходит действие? (Вечером)

- Какой художественный приём позволяет зримо представить эту картину? (Аллитерация – сочетание согласных звуков, - раскатистые твёрдые и мягкие «р», благодаря которым мы слышим раскаты грома. Олицетворение – «эхо резко засмеялось», «тучи блуждали», «скала вздохнула». Метафора - «тучи улеглись и обомлели».)

- Выделите и произнесите глаголы в этом стих-и. Какую роль, по-вашему мнению, они играют? (Создают динамику пейзажу; постепенное нарастание и успокоение действия)

- Какое настроение выражено в стих-ии? (Восхищение, тревога)

- Обратите внимание на рифму (АБАБ – перекрёстная)

4. Проверка записей уч-ся в таблице. Уч-ся сверяют свои записи с записями на медиадоске

5. Выразительное чтение учеником или учителем стих-я Тютчева «Неохотно и несмело»

6. Беседа:

- Какую картину рисует поэт? (Приближение грозы)

- Как готовится природа к ней?

- Какие художественные средства использует поэт в стих-и? (Олицетворение «принахмурилась земля», «солнце смотрит», «пыль летит». Метафора «молния пробилась», «молнии струя», «земля потонула». Эпитеты «зеленеющие нивы», «пламень белый и летучий»).

- Обратите на 2 строфу стих-я. Какая часть речи в ней отсутствует? Почему? (Глаголы. Создают ощущение напряжённого ожидания).

- Как передаются в стих-и ощущения, настроение? (От неуверенности, смятения до радости обновления, которая становится определяющим настроением стих-я.)

- Определите рифму стих-я? (АБАБ- перекрёстная)

7. Проверка заполнения 2 части таблицы, которую ученики заполняли самостоятельно, опираясь на записи предыдущего стихотворения. В результате работы у учащихся составляется такая таблица:

8. Обобщающий вопрос:

- Похожи ли эти стих-я, описывающие одно природное явление? Какой изображается природа в них? (Живой, одухотворённой)

9. Посмотрите репродукции картин художников (33-42 слайды Приложение 1), которые изобразили на них грозу в природе и ответьте на вопрос:

- Что объединяет эти картины и стих-я Полонского и Тютчева? (Гроза. Краски. Настроение. Способность уловить переменчивость природы)

III Стадия рефлексии

Создание синквейна по теме урока. Проверка работ учащихся.

IV Домашнее задание: Самостоятельно проанализировать стих-е Полонского «Посмотри – какая мгла» и стих-е Никитина «Ярко звёзд мерцанье» по тем же линиям сравнения, что и на уроке.