Праздник прощания с букварем "Приключения первоклассника Ванюши, или Чудесный клад"

Разделы: Внеклассная работа


Действующие лица

  • Баба Яга (У нас на празднике исполняла роль бабы Яги родительница с отличными артистическими данными. Для детей это был сюрприз. Репетировали праздник дети по частям без бабы Яги.)
  • Кот Яська. (Исполнял роль ребёнок «бабы Яги».)
  • Медвежонок
  • Бельчонок
  • Лисёнок
  • Гуси (двое)
  • Ванюша
  • Мышка
  • Остальные ученики класса читают стихи о буквах и поют песни.

Сцена оформлена как лесная полянка зимой. Слева избушка Бабы Яги. До начала праздника за нею спряталась баба Яга. Справа под кустом «сугроб» из белой ткани. В «сугробе» спрятан мешок, в котором лежат книги и четыре кубика, на одном буква К, на втором кубике буква Д, на третьем кубике буква Л, на четвёртом кубике буква А. Кубики мы с родителями делали как мякиши.

Тишина. На сцене никого. Слышен только из избушки храп. Услышав такие странные звуки, дети сразу успокаиваются и затихают. И тут из избушки появляется сонная Баба Яга с метлой:

Баба Яга.

Фу ты, ну ты, помело, все дорожки замело!
Ох, и зимушка – зима, заморозила меня!
В руки помело возьму и тропинку размету.
Может, варежку найду у избушки я в снегу.

Гм…. А это что такое? Что-то мягкое, большое.
Что за диво? Здесь мешок. Кто его мне приволок?
Может, гуси здесь кружили да мешочек обронили?
Или дед Кощей оставил, с праздничком меня поздравил?

Что ж, мешочку рада я! Загляну-ка внутрь туда.
Может в нём сидит Ванюша? Вот подарок для Ягуси!
Эй, мешочек, развяжись! Кто в мешочке, покажись!
Нет ни звука… Тишина...Ох, болит моя спина!

(Наклоняется с трудом к мешку и сердится.)

Трудно старой наклоняться.
Сам не можешь развязаться?
Фу ты, ну ты, что за шутки?!
Вместо Вани … здесь игрушки!

(Достаёт кубики, сердится).

Видно гуси обалдели! Ваню выкрасть не сумели,
Так игрушки принесли мне в подарок для души!
Я ж не нянька в детсаду веселить вам детвору!
Эй, сбегайтесь, все зверюшки! Поиграйте- ка в игрушки!

(Баба Яга бросает кубики на снег и уходит в избушку)

Я ж в избушку спать пойду да Ванюшу подожду.
Кощей, братец обещал, когда чаем угощал.
Так! Избушка повернись! Дверь в избушке отворись!
Кот мой Ясенька, дружок, запри двери на замок!
Подремаю я чуток.

(Опять слышен храп. Из- за кустов робко появляются по одному лесные жители.)

Медвежонок.

Эй, бельчонок, выходи!
Кубики скорей лови!

(Появляется бельчонок, ловит кубики, рассматривает.)

Бельчонок.

Кубики то не простые,
На них буковки цветные.
Эй, лисёнок, выбегай,
Кубики мои поймай!

(Появляется лисёнок. Ловит кубики от бельчонка. Складывает их как попало.)

Лисёнок.

А из букв сложу я слово!
Вот уже и всё готово!
Ты, бельчонок, посмотри!
Что написано, прочти!

Бельчонок.

Хоть я маленький бельчонок,
Даже утром и спросонок,
Прочитаю лучше всех
Слово вкусное - ОРЕХ .

Медвежонок.

Ха-ха-ха! Ну, просто смех!
Нету слова здесь орех!
Каждый вам медведь прочтёт
Сладенькое слово МЁД!

Лисёнок.

Нет! Нет! Нет! Скажу я вам,
Прочитаю лучше сам!
Каждый братец мой лисёнок
Прочитает здесь ЦЫПЛЁНОК!

(К лесным зверям выходит хитрый кот Яська.)

Кот Яська.

Мур! Мур! Мур! Лисёнок тише!
Здесь наверно, слово МЫШИ!
Я немножко поиграю,
А потом я их поймаю!

(Звери начинают громко спорить.)

Все: Мёд! Орех! Цыплёнок! Мышь!

(На крик из избушки выходит баба Яга.)

Баба Яга.

Ишь, шальные, ну-ка кыш
Все по норкам! Успокойтесь!
И друг с дружкою не ссорьтесь!
Учинили крик и гам!

Кот Яська.

Мур! Мур! Бабушка Яга!
Кубики здесь не простые!
На них буковки цветные.
Из них слово кто прочтёт,
Тот себе сюрприз возьмёт.

Баба Яга.

Не умею я читать,
Чтобы слово разгадать.
Но сейчас Кощей звонил,
Что мальчонку раздобыл,
Тот нам всё и растолкует.
А не сможет – заколдую!
Слышишь – гуси к нам летят,
Надо их идти встречать.

(Появляются двое «гусей», которые «несут на крыльях» мальчика.)

Гуси.

Га-га-га-га! Га-га-га!
Покорми ты нас Яга!
Мы по белу свету рыщем,
Мы Яге добычу ищем!

Мимо школы пролетали
Да мальчонку увидали.
По звонку все в класс пошли,
Только этот не спешит.

Вокруг школы ходит, бродит,
Что-то ищет, не находит.
Не желает он учиться.
Может он тебе сгодится?

Баба Яга.

Ох, красавец, толстячок,
Видно маменькин сынок!
Видно папенькин сынок,
Раз не ходит на урок!

(Ванюша, увидев бабу Ягу, начинает вырываться и кричать.)

Ванюша.

Это я в густом лесу?
Мама! В школу я хочу!
Что за бабка здесь со мной?
Папа! Я хочу домой!

(Баба Яга исполняет куплеты на мотив «Частушек Бабок Ёжек» под минусовую фонограмму.)

Баба Яга.

Что за бабка? Угадай!
Только рот не разевай!
Я же всем известная,
Бабка расчудесная.

Я живу в густом лесу,
Не люблю я колбасу,
А люблю детишек,
Вредных шалунишек.

Я умею колдовать,
На метле могу летать.
Пляшут по дорожечке
Костяные ножечки.

Обойди весь белый свет!
Лучше бабки Ёжки нет.
Ловкая, весёлая,
Не дружу со школою!

Чтобы в школу не ходить,
Будешь ты со мной дружить.
Включим в расписание
На метле летание!

(Баба Яга подсаживает Ванюшу к себе на помело и «летает» с ним на помеле по кругу. Устаёт, останавливается, показывает на кубики.)

Баба Яга.

Ну-ка быстро прочитай!
Что за слово называй!

Ванюша (перепугано.)

Мне учиться было лень.
Отдыхал я целый день.
Телевизор на диване,
Видик я смотрел часами.
Не хотел я буквы знать,
Книжки не хотел читать.
На уроки не ходил,
Вокруг школы лишь бродил.
А теперь я заблудился
И в лесу вот очутился… (Плачет)

Кот Яська.

МУР! Мур! МУР! Вот это да!
Значит, печка ждёт тебя!

Баба Яга.

Мне неграмотный не нужен!
Вместо дров сойдёшь на ужин.

(Баба Яга вместе с котом Яськой уходят в избушку)

Ванюша.

Пропаду я вот досада!
Как-то выбраться мне надо!
Люди! Звери! Помогите!
Подскажите! Научите!

(На зов появляется мышка, в руках у неё «Букварь».)

Мышка.

Хочешь слово ты узнать,
Научись малыш читать.
Вот «Букварь» тебе подмога,
Выучи-ка буквы, слоги.

Ванюша (плачет). Это трудно, не могу!

Мышка.

Я тебе друг помогу.
Ну-ка буквы выходите,
И Ванюшу научите.

(Далее несколько учеников читают стихи о буквах, либо нарисованных на бумаге, либо показанных на экране в виде презентации. Стихи читают учащиеся под тихо звучащую музыку. Это могут быть как стихи А. Шибаева, так и любых других авторов. Можно также использовать весёлые стихи о буквах на диске «Баба Яга учится читать». Я их не печатаю из-за ограниченности места.

После этого ученики читают традиционные стихи С. Маршака.)

Ты эти буквы заучи,
Их три десятка с лишком.
А для тебя они – ключи
Ко всем хорошим книжкам.

В дорогу взять не позабудь
Ключей волшебных связку-
В любой рассказ найдёшь ты путь,
Войдёшь любую сказку.

Прочтёшь ты книгу о морях,
О снеговых вершинах,
О звёздах, птицах и зверях,
Растеньях и машинах.

Тебе чудесные края
Откроет путь от А до Я.

Песня «Азбука» Сл. З. Петровой.

  1. Если хочешь много знать, многого добиться,
    Обязательно читать надо научиться.

Припев.
Азбука, азбука каждому нужна.
Вам поможет книжки прочитать она.

  1. Слово сразу не прочтёшь, надо постараться.
    Чтоб легко было читать, надо научиться.
  2. Надо буквы вам писать аккуратно в строчку.
    Надо их запоминать без ошибки точно!
  3.  Книжки могут рассказать обо всём на свете.
    Очень любят их читать взрослые и дети.

(Под музыку песни выходят все участники спектакля. Последний припев они поют все вместе).

Мышка.

Буковки мы расставляем
Слово вместе прочитаем.

Ванюша.

КЛАД - сумели мы сложить!
Только где наш клад лежит?

Баба Яга.

Клад в мешке наверняка,
Посмотрю скорей туда!

(Баба Яга заглядывает в мешок и далее говорит разочарованно.)

Вот так клад! Что за клад?
Книги просто здесь лежат!
Не пойму я ничего:
Столько книг здесь для чего?

Учитель.

Этот клад подарок мой.
Книги здесь лежат горой.
Кто ту гору одолеет,
Всё узнает, всё сумеет.
С каждым годом этот клад
Расти будет во стократ.

Баба Яга.

Я пойду к вам в первый класс.
Стану умною тот час,
Выучусь я на «отлично».
Стану милой, симпатичной.

Ванюша.

Стану тоже я учиться,
Чтобы больше не стыдиться.
Лучше в школе постараться,
А не на метле кататься.

Кот Яська.

И пусть трудно учение,
Но знаем мы друзья:

Мышь.

Поможет нам терпение
В борьбе за знания.

Кот Яська запевает песню из мультфильма «Всё на свете можешь ты».

Ему подпевают мышка, Ванюша, баба Яга и все участники праздника.