Литературное творчество как условие формирования развитой личности

Разделы: Начальная школа


 «Учитель - свеча, которая светит другим, сгорая сама».
Джованни Руффини,
итальянский писатель XIX века

Начало обучения в школе - переломный момент в жизни ребенка, характеризующийся сменой основного вида деятельности: на смену игре приходит учение. На мне, как учителе начальной школы, лежит огромная ответственность всестороннего развития личности каждого ребенка их познавательных и творческих способностей.

Ведь карапуз с огромным букетом гладиолусов робко протягивает мне ладошку и оглядывается на маму. Он доверил мне свою будущую жизнь и судьбу. Теперь я для него «еще мама», (помните - так чудесно назвал первую учительницу А.Платонов?) Разве можно не оправдать это доверие?

Сегодня учитель сам решает множество задач по воспитанию и обучению растущей и развивающейся личности.

Как это сделать наилучшим образом - проблема, над которой бьются теоретики и практики.

Я для себя эту проблему решила через развитие творческих способностей младших школьников. Еще Ян Амос Коменский призывал сделать труд школьника источником умственного удовлетворения и душевной радости. Поэтому в своей педагогической деятельности стараюсь следовать этому призыву. Основываясь на принципах развивающего обучения Л. В. Занкова.

  • обучение на высоком уровне трудности;
  • осознание школьниками процесса учения;
  • целенаправленная и систематическая работа над развитием всех учащихся класса, в том числе и наиболее слабых.

Цель которых - развить способности человека, дать учащимся «поверить в себя».

Свою задачу вижу не только в том, чтобы дать определенную сумму знаний, сформировать определенные умения и навыки, предусмотренные Государственным стандартом, но и научить учащихся распоряжаться своими знаниями, уметь применять их в нестандартной жизненной ситуации, сформировать качества, необходимые для постоянной жизни в нашем обществе, воспитав творческие начала личности, «разбудить в ребенке природой способностей и задатки, не подавить в нем стремление к творчеству».

Мой главный педагогический принцип не дать угаснуть Божьему дару, не помешать расцвести «таинственному цветку поэзии в душе ребенка, начинающегося мастера». Я исхожу из допущения: творчество доступно детям, более того: оно оживляет познавательный процесс, активизирует познающую личность и формирует ее.

Исходя из всего этого, я определила методическую проблему "Литературное творчество как условие формирования развитой личности".

Разрабатывая и используя систему обучения, в условиях современной школы по данной проблеме для себя определила цель своей деятельности: развитие творческих способностей учащихся через литературное чтение.

Для достижения поставленной цели ставлю следующие задачи:

  • развитие творческого потенциала личности,
  • стремление самостоятельно добывать знания, развитие поисковой активности; обеспечение условий для познавательной самостоятельности младшего школьника;
  • формирование социально-психологической готовности ребенка в поисковой деятельности.

Для реализации поставленных задач в своей работе на уроках русского языка и литературы составила планирование, разработала дополнительные упражнения, подобрана и составлена картотека, оформлен литературный уголок, памятки для родителей. Все это помогло мне создать на уроках атмосферу заинтересованности, вызвало радость успеха и уверенности в своих силах.

Опыт, приобретенный за годы работы по системе развивающегося обучения Л. В. Занкова, позволил достаточно четко выделить направления для формирования творческих способностей младших школьников:

  • создание условий для самовыражения, самораскрытие личности ребенка;
  • активное участие в частично поисковой деятельности и развитие способностей восприятию нестандартного материала и ориентации в нем.

Эти направления прослеживаются в использовании следующих видов деятельности: творческие сочинения, изложения, творческое списывание, стихи, пословицы, загадки, которые начинаю использовать уже в период обучения грамоте. Большое значение придаю смыслосодержательной работе в устной речи - в подражании рассказу учителя, придумывании устных текстов, рисовании сюжетных картинок (что помогает выстроить последовательность событий, разворачивающихся в тексте), а затем способствует реализации поставленных задач.

Параллельно с этой работой формирую у детей идеальные представления о письменной речи как авторском продукте. Это происходит через выразительное чтение мною текстов, прослушивание аудиозаписей, которое сопровождается рассказами об авторе, его жизни, доступным опыту ребенка, что отражает направления в развитии литературного творчества.

С целью развития способностей восприятия нестандартного материала и организации в нем использую:

  • тексты для досочинения;
  • заготовки сюжетных начал;
  • составление словесных ассоциаций (что на что похоже...»);
  • перестраивание текстов.

Этот материал использую для коллективной работы, а потом она становится индивидуальной. Данная деятельность способствует "научению" работать над сочинением.

Из сказанного следует сделать вывод: многообразны виды творческих работ, позволяют мне, в своей практике добиваться повышения грамотности учащихся, закрепления из знаний, развивать их устную и письменную речь, а значит и формировать основу творческой личности... Потому что правильно подобранные тексты, картины являются хорошим средством воспитания у детей любви к природе, способствуют расширению их кругозора. Потому что в творчестве осуществляется самовыражение, самораскрытие личности ребенка, взрослого человека. Акт не всегда вполне осознаваемый, но всегда характеризующийся высоким началом положительных эмоций, подъемом всех нравственных и физических сил, мобилизацией всех необходимых знаний, усвоенных ранее, стремлением отдать любимому делу самое ценное, на что он способен - даже тогда, когда самому автору мнится, будто он действует только для себя. Не это ли состояние называется вдохновением?

Исходя из всего выше сказанного, мною была скорректирована рабочая программа по русскому языку, которая подчинена единой цели развития творческих способностей младших школьников. В данной программе было увеличено количество часов на творческую работу с целью формирования всесторонне развитой личности.

На моих уроках ребенок воспринимает учение, как радость, а не только долг, учением он может заниматься с увлечением, а не по обязанности. Этому способствует такие творческие работы, которые выбирают сами ребята по выбору: составляют творческие пересказы, дописывают произведения изучаемых авторов, готовят задания для своих товарищей по русскому языку и чтению, сочиняют стихи. Составляют загадки, ребусы, кроссворды и т.д. Также в своей работе использую работу с фразеологизмами. К примеру: предлагаю такие задания: к какому случаю из жизни подходит один из фразеологизмов (сел в калошу, клевать носом, лететь стрелой, льет как из ведра).

Важнейшим фактором результативности обучения считаю присутствие у детей «внутренне побуждающего мотива», который выражается в словах психолога и педагога Л.В. Занкова: «всестороннее развитие, духовное богатство не может быть доступно по принуждению. Подлинное духовное богатство складывается тогда, когда человек сам тянется к знаниям, к науке и искусству».

Условно-мотивационную деятельность делю на два этапа:

  1. в класс входит учитель, и учащиеся воспринимают его; потом через предмет, который он с собой принес, поэтому первый прием «очарования» учащегося предметом через личность;
  2. удержать «завоеванные позиции» в процессе повседневной кропотливой работе по предмету.

На своих уроках использую самостоятельную, коллективную и групповую формы работы, включающих в себя разнообразные задания: поисковые, логические, аналитические, творческие, исследовательские, эвристические, частично-поисковые, где учащиеся находятся в активной позиции, четко видят и понимают свою роль и учителя.

Для осуществления процесса обучения использую вербальные, наглядные, технические средства обучения (магнитофон, проигрыватель, раздаточные материал).

В поисках путей эффективно достижения результата использую следующие формы организации учебной деятельности: урок творчества, урок-игра, урок-отчет, урок-спектакль, урок-викторина, волшебный конверт, урок-фантазия.

Используемые подходы в реализации моей методической проблемы позволяют судить об эффективности и целесообразности данной деятельности, что выражается в увеличение количества учащихся способных нестандартно подходить к решению поставленных задач. (Приложение заданий: стихи, сочинения).

Ребенок приходит ко мне с жизненным опытом детства. Я хочу видеть своих детей всесторонне развитыми творчески свободными личностями поэтому, вступая в контакт с ними, учусь понимать их мотивы и потребности и умело направлять ход их развития.

Я знаю, что детское творчество неисчерпаемо. Его питательная среда - порыв к добру и красоте, а еще чувство тайны, которую очень хочется разгадать, (тайна возбуждает творчество - так сказал А. Эйнштейн). Успех, в творчестве достигаемый на основе увлеченности. Главный стимул творчества - огромная радость, которую она дает и ученику и мне. Это является моим ориентиром и перспективой в дальнейшей педагогической деятельности.

Результаты моей работы по данной проблеме следующие:

  1. Клинг Артем - занял II место в конкурсной программе "Ученик года -2002".
  2. Клинг Артем - награжден грамотой за высокий уровень творческих достижений и активное участие в городских мероприятиях.
  3. Шабалдина Ольга - награждена дипломом за участие в конкурсе стихов, посвященных юбилею школы, в номинации "Артистические способности".
  4. Мартынюк Анна - награждена дипломом победителя конкурса "Русский медвежонок - языкознание для всех".
  5. Галыка Татьяна - награждена дипломом за участие в конкурсе стихов, посвященных юбилею школы.
  6. Шабалдина Ольга - участвовала в конкурсе "Русский медвежонок - языкознание для всех", 2003 г., заняла II место в конкурсе стихов "Нашей Армии салют!", участвовала в конкурсной программе "Ученик года - 2002".