Урок литературы в 8-м классе по теме "Стихи и песни о Великой Отечественной войне"

Разделы: Литература


Цели:

  • Рассказать о значении поэзии в годы Великой Отечественной войны;
  • Показать, что высокие патриотические чувства в поэзии этого времени соединились с личными переживаниями;
  • Помочь почувствовать пафос поэзии военных лет;
  • Развивать навыки выразительного чтения.

Кто сказал, что надо бросить
Песню на войне?
После боя сердце просит
Музыку вдвойне.

В.Лебедев-Кумач

I. Вступительная беседа с учащимися о войне

- Приближается праздник 9 мая - День Победы!
- Ребята, а что вы знаете о войне, о событиях тех лет? Почему каждый год 9 мая советский народ празднует День Победы?
- Война… страшное, жестокое время. Время тяжелейших испытаний, неимоверного напряжения всех сил народа, сражающегося против беспощадного врага.
- До песен ли в такое тяжелое время? Однако, песни далеких грозных лет звучат и сегодня, потрясая человеческие сердца.

(звучит песня “Священная война” муз. А.Александрова, стихи В.Лебедева-Кумача).

- Песни Великой Отечественной войны занимают особое место в русском музыкальном творчестве.

- Записанные в годы тяжелых испытаний, они призывали народ к борьбе во имя победы. И сегодня песни военных лет предстают перед слушателями как памятники истории, овеянные романтикой героизма.

- В своих воспоминаниях-мемуарах маршал Советского Союза И.П.Баграмян писал: “У народа, слабого духом, не могли родиться такие песни: песни-призывы, песни, вдохновляющие на справедливую борьбу с врагом, которого надо уничтожить, чтобы спасти Родину, будущее наших детей, счастье и цивилизацию мира… И всегда песня достигала своей благородной цели: звуки её и снова как нельзя лучше выражали наши собственные чувства, и мы ощущали её своей, родной, кровной помощницей”

- Созданные в годы войны произведения являют собой образцы творчества, наполненного огненным дыханием эпохи, подлинным новаторским устремлением и жанровым своеобразием.

II. Основная часть:

а) Особое место в поэзии военных лет принадлежит Михаилу Васильевичу Исаковскому (портрет вывешивается Рисунок 1). Миллионы людей пели, не зная имени автора “Дан приказ ему на запад”, “В лесу прифронтовом”, “Катюша”, “Враги сожгли родную хату”

Рисунок 1

(Зучит песня “Враги сожгли родную хату).

- Эта песня о солдате-победителе, вернувшемся в родное село, но пафос трагический: прошагавший пол-Европы солдат находит на месте своего дома пепелище и могилу любимой на кладбище у околицы…

Потрясение воина-победителя огромно. Певец Марк Бернес передал боль утраты, от потерь близких…воспринимается как всеобщая…

- А самой популярной песней Исаковского стала Катюша. Это стихотворение им было написано в 1998 г. Сгущаются тучи над западными границами, становится ясно, что защищая родную землю, вот-вот примет на себя первый удар воин-пограничник.

У Исаковского несколько песен о пограничниках, но всенародно любимой стала именно песня “Катюша”

(Звучит песня “Катюша”).

О фронтовой судьбе “Катюши” прочитаем в учебнике на стр.235-238

б) Удивительная песенная музыкальность, мягкая лиричность характерны для поэзии Алексея Фатьянова (портрет вывешивается Рисунок 2), автора песен “На солнечной поляночке”, “Соловьи”.

Рисунок 2

(Звучит песня “Соловьи”).

в) Из-за школьной парты ушёл добровольцем на фронт поэт Булат Окуджава. Был ранен. Свои песни он начал писать в 1950 г. Многие его песни о Великой Отечественной войне: “Паром”, “Песня о солдатских сапогах”, “До свидания, мальчики”, “Песенка о пехоте”

(Выразительное чтение стихотворения“Песенка о пехоте”).

- Через четверть века после окончания войны поэт Булат Окуджава написал песню “Белорусский вокзал”.

(Звучит песня “Белорусский вокзал”).

г) Интересна судьба песни “Дороги” как бы подытожившей события военных лет. Композитор Анатолий Новиков и поэт Лев Ошанин (вывешивается портрет Рисунок 3) создали удивительно теплую и сердечную песню-раздумье, воспоминание о пройденных путях-дорогах в ноябре 1945 года к празднику 7 ноября. Нужна была песня о том, что совершил наш народ за долгие, тяжелые военные годы, песня о пережитом, о том, что довелось пройти в минувшей войне нашему народу. Сами авторы не раз бывали на фронте. Замысел песни родился у них, когда застигнутые бомбежкой, увидели они, как упал рядом молодой лейтенант и уже не встал. Сначала появился припев, который начинался со вздоха “эх”, а затем и сама песня. Она стала воспоминанием о пройденных дорогах войны.

Рисунок 3

- Маршал Советского Союза назвал “Дороги” в числе трех лучших военных песен рядом со “Священной войной” и “Соловьями”. Минули десятилетия …. Но и сейчас и ветераны, и молодежь с глубоким волнением обращаются к песням, помогавшим громить врага.

III. Работа с репродукциями.

- Какие репродукции могли бы стать иллюстрациями к прозвучавшим сегодня стихотворениям и песням?

IV. Итог урока:

- Поэт Константин Симонов сказал: “Писать о войне трудно. Писать о ней, как только о чем-то парадном, торжественном и легком деле, нельзя. Это будет ложью. Писать только о тяжелых днях и ночах, только о грязи окопов и холоде сугробов, только о смерти и крови – это тоже значит лгать, ибо все это есть, но писать только об этом – значит забывать о душе, о сердце человека, сражающегося на этой войне”.

V. Заключительная беседа:

- Как вы поняли, почему о войне писать трудно?
- Какими чувствами пронизаны стихи, песни о Великой Отечественной войне?
- Какую тему поднимает каждая? Что сближает с народом?