Интегрированный урок-мастерская (биология + литература) по теме "Цветы — восьмое чудо света"

Разделы: Биология, Русский язык, Литература, Экология


Цели:

  • продолжить формирование у учащихся знаний о цветковых растениях;
  • развивать ассоциативно-образное мышление, речь, творческие способности учащихся, обогащать словарь;
  • воспитывать чувство прекрасного, любовь к языку, природе;
  • развивать навыки и умения выразительного чтения;
  • способствовать проявлению индивидуальности, умению работать в группах.

Оборудование:

  • кроссворд;
  • плакаты с высказыванием о цветах, композиции, гербарии;
  • раздаточный материал: клей, ножницы, краски, цветная бумага, карандаши; фломастеры, части цветка;
  • таблицы по биологии, открытки с изображениями цветов;
  • выставка книг о цветах.

Межпредметные связи:

биология, русский язык, литература, история, экология.

1 час

Оргмомент, сообщение темы, цели урока.

Ребята, сегодня у нас с вами будет необычный урок.

Во-первых, проводить его будут сразу два учителя: учитель биологии и учитель русского языка и литературы.

Во-вторых, работать вы будете на творческих листах (приложение).

– Запишите число.

– Хотите поднять себе настроение?

Учитель биологии:

Поверьте, для этого нет лучшего средства, чем свидание с цветами.

На земле тысячи, десятки тысяч цветов – и у каждого свой характер, своя история, своя сказка. Нам с вами не хватит, наверное, всей жизни на то, чтобы познать сокровенные тайны волшебного царства Флоры.

Учитель литературы:

И пусть на мгновение мы приоткроем двери в этот удивительный мир, но думаем, что знакомство с ним будет приятным.

Дюймовочка:

(появляется с корзиной цветов) “Я – Дюймовочка, девочка, которая родилась из цветка, скорлупа грецкого ореха служила мне колыбелью, голубые фиалки – матрацем, а лепестки розы – одеяльцем. Все это было так прелестно, так удивительно! Спасибо вам, милые цветы!

Дорогие ребята, пусть сегодня эти цветы поднимут вам настроение и помогут, как помогли мне когда-то.

Учитель литературы:

Из какого цветка появилась Дюймовочка?

Цветы – удивительнейшее лекарство для души. Нельзя не согласиться с великим сказочником Гансом Христианом Андерсеном: “Чтобы жить, нужны солнце, свобода и маленький цветок”.

А вот тему нашего урока мы определим вместе с вами, прослушав это стихотворение:

Нет благородней и нежнее красоты,
Чем та, что дарят нам цветы.
Ведь соразмерно все в строении цветка –
От кончиков корней до лепестка.
Нас радует нежнейший аромат,
И буйство красок нам ласкает взгляд.
В их красоте всегда найдут сюжет
Художник, музыкант, поэт.
Листочки – руки тянут к нам свои,
Нам говоря: любуйся, но не рви.
Не бойся, я тебя услышу,
И никогда, поверь мне, не обижу.
Ведь твердо я уверен в этом:
“Цветы – восьмое чудо света!”

Учитель литературы:

Запишите тему урока: “Цветы – восьмое чудо света”.

Ребята, а почему восьмое, а не шестое, седьмое? (Существует семь чудес света: Висячие сады Семирамиды, статуя Зевса в Олимпии, Статуя Гелиоса, храм Артемиды и др.)

У каждого из нас есть свой любимый цветок. Давайте вместе с вами посадим чудо – клумбу. Но каждому из вас для этого нужно рассказать о своем цветке легенду, стихотворение или загадку.

Мои любимые цветы – розы. Удивительные они. Римляне считали его цветком мужества, поэтому на воинов вместо шлемов надевали венки из роз, на щитах выбивали изображение розы. Родиной роз считают Персию.

По преданию, роза родилась вместе с Афродитой – богиней красоты и любви из морской пены и поначалу была белой, но от капельки крови богини, уколовшейся о шип, стала алой.

Учитель биологии:

Подснежники! Они не так роскошны как розы. Подснежники – цветы царства вьюг, метелей, снегов. Еще лежат снежные сугробы, а на проталинах появляются голубые, как небо цветочки – маленькие, тихие, нежно пахнущие.

Учащиеся по очереди рассказывают о своих любимых цветах, украшают “клумбу”.

Учитель литературы:

Вы внимательно слушали, а теперь для каждого цветка, посаженного на клумбу, подберите прилагательное, которое, по вашему мнению, является подходящим (эпитет).

Роза – (гордая, капризная, благоухающая)
Подснежник – (удивительный)
Ромашка – (очаровательная)
Хризантема – (царственная, божественная)
Кактус – (редкий)
Ландыш – (таинственный, нежный)
Гладиолус – (величественный)
Колокольчик – (скромный)
Сирень – (роскошная)

Ребята работают, делают записи в творческих листах.

Учитель биологии:

Роза и лилия, одуванчик и подснежник – замечательные цветы.

А можно ли назвать цветком тополь, березу, иву? А, тем не менее, у них тоже есть цветки (сережки). А как в биологии называют растения, цветущие хотя бы раз в жизни? (цветковые).

А все ли растения имеют цветки? Нет. В мире насчитывается 350 тысяч видов растений, но только 250 тысяч – цветковые. Никогда не цветут водоросли, мхи, папоротники, хвойные. Но, тем не менее, цветковые растения самые многочисленные на Земле. Их можно встретить в тундре и в Антарктиде, высоко в горах и даже под землей, в пресной воде и по берегам морей.

Самые первые цветковые растения появились на Земле 100 миллионов лет назад – кувшинки. Самая крупная кувшинка встречается в наше время в водах Амазонки в Южной Америке – Виктория – регия. Листья ее достигают в диаметре 2 метра, а цветки – 35 см в поперечнике (запись в творческом листе)

Но и это не самый крупный цветок. Гигантом среди цветов считается Раффлезия – ее цветки диаметром 1 метр, весят больше 15 кг.

Но какими бы крупными не были цветки, они составляют всего лишь часть растений. А какие органы, кроме цветка, имеют растения? (корень, стебель, листья).

А какое значение имеют они для растений? (беседа о значении органов цветкового растения)

Большие и маленькие, яркие и неприметные цветки выполняют одну и ту же функцию: они обеспечивают образование семян и способствуют продолжению рода, т.е. размножению.

Каким же образом справляется цветок с такой нелегкой задачей?

Для этого давайте вспомним типичное строение цветка (работа в группах, на доске с моделью цветка)

Как называется тонкий стебель, на котором развиваются цветки очень многих растений? (цветоножка)

Что образует расширенная часть цветоножки? (цветоложе)

Как называются наружные листочки цветка? (чашелистики)

Они образуют чашечку (на доске модель)

Как называются внутренние листочки цветка? (лепестки)

Какие части цветка скрываются в самом центре? (пестик и тычинка)

Почему у цветка именно такая форма?

Чашелистики и лепестки защищают внутренние части цветка – пестик и тычинку. В пыльнике созревает пыльца, а в завязи пестика образуется плод.

Значит пестик и тычинка – главные части цветка.

Цветы, скажите мне, цветы
Где вы, собой являя чудо,
Берете столько красоты?

Для кого важна красота цветка и для чего? Привлекает насекомых, а для чего? Они опыляют растения. А что такое опыление?

Для образования плодов и семян необходимо, чтобы пыльца попала на рыльце пестика.

А все ли растения опыляются насекомыми? (ветром) (демонстрация ветроопыляемых растений).

Главные опылители – насекомые (демонстрация коллекций насекомых). Универсальными опылителями являются пчелы (таблица на доске: строение пчелы).

У каждого растения свои опылители:

Красный клевер – шмель;
жимолость – ночные мотыльки;
инжир – осы – бластофаги.
Опылителями являются птицы и млекопитающие животные.

А что привлекает насекомых в цветке? Различная окраска (работа с гербариями, рисунками), форма, размеры цветка, аромат, нектар и пыльца.

А как насекомые определяют, где находится нектар и пыльца? (пятнышки и полоски, бугорки и ямки служат указателями для посадки, контрастная окраска лепестков)

А все ли растения приятно пахнут? (орхидеи издают запах гниющего мяса)

А теперь давайте вернемся к нашим растениям, моделям цветков. Каких деталей не хватает, давайте попробуем усовершенствовать свой цветок, помня о том, что вы сейчас узнали.

У вас на столе клей, ножницы, краски, цветная бумага, карандаши, фломастеры, подумайте, какой цветок вы хотите создать и для каких насекомых?

Мастерская “Рождение цветка”. Учащиеся из заранее заготовленных деталей составляют модель цветка.

Выставка работ.

Перемена

На перемене ребятам предлагается ответить на вопросы кроссворда.

  1. Сок, вырабатываемый в нектарниках некоторых цветков (нектар)
  2. Территория, где запрещены любые виды деятельности человека, кроме научно – исследовательской (заповедник)
  3. Процесс переноса пыльцы с пыльников на рыльце пестика (опыление)
  4. Богиня цветов и весны в римской мифологии (Флора)
  5. Красящее вещество, придающее цвет плодам и цветкам (пигмент)
  6. Искусство составления букетов и композиций (икебана)
  7. Книга, содержащая перечень редких и исчезающих видов растений, животных и грибов (Красная)
  8. Как назывался щит Зевса в древнегреческой мифологии (эгида)

2 час

Учитель биологии:

Если вы правильно ответили на вопросы, то по горизонтали прочитаете название науки о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой (экология).

Экология дословно переводится как наука о доме.

А дом для нас – это не только улица и поселок, в котором мы живем. Это вся наша планета, такая маленькая и беззащитная в огромном океане Вселенной. А живут на этой планете не только люди, но и животные, грибы и прекрасные цветы.

Мы так сроднились с цветами, что даже не задумываемся порой, сколь удивительными и совершенными созданиями они являются.

Мы бездумно порой срываем цветок, показавшийся нам красивым, а через несколько шагов, увидев лучше, безжалостно бросаем его. А ведь цветы, как и люди, нуждаются в заботе и охране.

В Красную книгу растений Кемеровской области занесено 115 видов растений, ставших редкими. Многие из них еще встречаются пока в Тисульском районе. Кто из вас назовет их? (башмачок крупноцветный, водосбор сибирский, просперея (сон-трава) и многие другие) (демонстрация Красной книги Кемеровской области)

Красная книга – это не только перечень редких и исчезающих видов растений, это забота и напоминание о том, чтобы не оскудело волшебное царство Флоры.

Учитель литературы.

Они разные: полевые, садовые, декоративные.

Но что еще может так красиво, трогательно выразить человеческие чувства.

Ребята, попробуйте написать сочинение-миниатюру: “Рассказ от имени одного цветка” (10 минут).

Возможные начала ваших сочинений:

  • Я – Кактус – редкий, но удивительный цветок…
  • А я – гордый Гладиолус. Посмотрите на меня!
  • Я скромная, но в тоже время очаровательная дама. Зовут меня Ромашка…
  • Пион. Я родственник розы, но я очень горд…
  • А я Астра. Маленькое чудо…
  • Сирень – роскошная девица…
  • Колокольчик я, друзья, застенчив, но добр и гостеприимен.
  • Таинственный я цветок, Ландыш…
  • Ну, чем же я не красавец. И статен, и высок…
  • Нарцисс – белая шестикрылая звездочка.

Рефлексия.

Как и цветы, мы разные!

Ребята! Что чувствовали вы сегодня на уроке, что переживали?

Скажите, разве можно поставить оценку за радость?

Нет, конечно.

А скажите, вы красоту увидели?

Говорят, красота в глазах того, кто смотрит. Спасибо вам за то, что вы смогли сегодня многое увидеть.

Закончить урок мне бы хотелось отрывком из стихотворения нашего поэта – земляка В. Хайрулина “Люби природу”

Люби природу, и она вознаградит,
За доброту – добром благодарит.
Пока жива природа – живы мы,
Об этом помнить я и ты должны.

Ребята, нам бы очень хотелось, чтобы вы продолжили знакомство с этим удивительным чудом – цветами. Обратитесь к книгам (выставка книг “Цветы, скажите мне цветы!”)

Домашнее задание: Найдите легенду, в которой рассказывается о цветке, прославившем первый из 12 подвигов Геракла (львиный зев)

В конце урока каждому учащемуся вручается визитка “Спасибо за урок”.

Приложение