Открытый урок русского языка в 7-м классе по теме "О – Е после шипящих в наречиях"

Разделы: Русский язык


Цель: научить грамотно писать слова с о-ё после шипящих.

Знать: содержание блока “Правописание о-ё после шипящих”.

Уметь:

  • Грамотно решать орфографические задачи, связанные с употреблением о-ё после шипящих в словах разных частей речи;
  • Правильно интонировать слова с о-ё после шипящих.

Попутное повторение пунктуации: однородные члены предложения.

Оборудование: блок “О-Ё после шипящих”,карточки, репродукция картины К. Ф. Юона “Августовский вечер. Последний луч.”, тетради со словарными словами.

План урока.

1. Вступительное слово учителя.

Цель: объяснить учащимся цель урока.

2. Актуализация опорных знаний.

Цель: восстановить в памяти учащихся содержание блока.

Учитель: Задание первое. Перед вами своеобразная копия вашего блока. Но в ней не хватает примеров. Ваша задача – вписать словосочетания. Проведём соревнование: кто быстрее справится с заданием.

3. Работа с текстом по картине К. Ф. Юона “Августовский вечер. Последний луч”.

Учитель: Предлагаю вам выбрать уровень сложности для работы с текстом.

(Раздаём карточки).

Перед вами репродукция великолепной картины К. Ф. Юона “ Августовский вечер. Последний луч”. Давайте познакомимся с текстом.

Задания для работы:

Прочитайте текст (один ученик читает вслух ).

Докажите, что это текст.

Определите стиль текста.

Докажите свою точку зрения. Обратите внимание на образные средства языка.

Выполните задания.

Уровень № 1.

Пользуясь блоком-таблицей, объясните правописание о-ё после шипящих.

Расставьте, если нужно, запятые.

О чём (________) ты думаешь, глядя на картину Юона?

Почти прошёл (____________) ещё (_____) один августовский день. Солнце играет последним лучом (_____), и кажется, что кто-то зажёг (_________) костёр из жёлтых (________) цветов.

В стареньком домике жизнь течёт (_____) медленно и спокойно. Нет золочёных (___________) приборов и парчовой(_________) скатерти. Жёсткие (___________) стулья, чёрные(_) от времени, помнят шорохи (________) платьев, увлечённые (__________) беседы, во время которых горячо (_____) горели щёки (___________) смущённых (___________) девчонок (_________) от приглушённого (____________) голоса их отца.

Когда солнце уходит за горизонт, становится свежо(_________) и под отчётливые (_____) звуки фортепиано слышится шёпот (___) листвы.

Уровень № 2.

Вставьте пропущенные буквы, пользуясь блоком-таблицей.

Расставьте, если нужно, запятые.

О ч_м ты думаешь, глядя на картину Юона?

Почти прош_л ещ_ один августовский день. Солнце играет последним луч_м, и кажется, что кто-то заж_г костёр из ж_лтых цветов.

В стареньком домике жизнь теч_т медленно и спокойно. Нет золоч_ных приборов и парч_вой скатерти. Ж_сткие стулья, ч_рные от времени, помнят ш_рохи платьев, увлеч_нные беседы, во время которых горяч_ горели щ_ки смущ_нных девч_нок от приглуш_нного голоса их отца.

Когда солнце уходит за горизонт, становится свеж_ и под отч_тливые звуки фортепиано слышится ш_пот листвы.

Уровень № 3.

Вставьте пропущенные буквы. Расставьте, если нужно, запятые.

О ч_м ты думаешь, глядя на картину Юона?

Почти прош_л ещ_ один августовский день. Солнце играет последним луч_м, и кажется, что кто-то заж_г костёр из ж_лтых цветов.

В стареньком домике жизнь теч_т медленно и спокойно. Нет золоч_ных приборов и парч_вой скатерти. Ж_сткие стулья, ч_рные от времени, помнят ш_рохи платьев, увлеч_нные беседы, во время которых горяч_горели щ_ки смущ_нных девч_нок от приглуш_нного голоса их отца.

Когда солнце уходит за горизонт, становится свеж_ и под отч_тливые звуки фортепиано слышится ш_пот листвы.

4. Работа по развитию речи.

Цель: формирование орфоэпических навыков.

Учитель: Иногда мы наблюдаем странные вещи: человек, умеющий писать, не умеет правильно говорить, его произношение совершенно не совпадает с орфоэпическими нормами. Давайте попробуем разобраться в подобной ситуации. Обратимся к тетрадям со словарными словами и прочтём предложения, соблюдая указанные ударения.

На картине К. Ф. Юона изображён чудесный августовский вечер.

Приручённый щенок не заходит в дом.

Под заходящими лучами солнца деревянные стены дома кажутся бурыми, словно проржавевшими.

5. Подведение итогов урока.

Учитель: Сегодня мы с вами продолжили изучение наречий. Мы вспомнили содержание блока “О-Ё после шипящих”, с которым мы познакомились ещё в 5 классе. Мы показали, что умеем подбирать примеры, иллюстрирующие положения этого блока, поработали с текстом по картине Юона,продолжили работу по обнаружению и исправлению орфоэпических ошибок.

6. Домашнее задание.

Цель: продолжить работу по усвоению содержания блока.

Выполнить карточку.

Вставьте пропущенные буквы.

Парч_вый, грош_вый, груш_вый, морж_вый, ковш_вый, дириж_р, стаж_р, ухаж_р, маж_р, ретуш_р, печ_м, плеч_м, врач_м, грач_м, кирпич_м, девч_нка, бумаж_нка, нож_вка, ноч_вка, собач_нка, ш_лк, ж_лоб, ш_пот, ш_рох, получил ож_г, ож_г руку, разж_г печь, переж_г верёвку, ж_г уголь,чащ_ба, трущ_ба, щ_тка, расч_т, теч_т, бесш_вный, копч_ный, туш_ный, моч_ный, перч_ный.

Приложение.