Урок литературного чтения по теме "В.Драгунский "Тайное становится явным"

Разделы: Начальная школа


ЦЕЛИ:

  1. Продолжить работу по разделу “Мы с мамой и папой”.
  2. Познакомить с произведением В. Драгунского “Тайное становится явным”, работать с текстом произведения, добиваясь его осмысления. Определить идею, объединяющую рассказы “Девочка на шаре” и “Тайное становится явным”.
  3. Воспитывать честность, порядочность, уважение к старшим и близким людям.

ОБОРУДОВАНИЕ: Рисунки-портреты девочки – эквилибристки, иллюстрация к тексту, эпиграф, пословицы, цитатный план.

I. Организационная часть.

- Урок литературного чтения и мы продолжаем работу по разделу: “Мы с мамой и папой” (дети читают хором).
- О чем повествуют произведения, включенные в данный раздел? (О семье, о взаимоотношениях детей и родителей, о взаимопонимании между родителями и детьми).
- На прошлом уроке мы закончили работу над одним из таких произведений, которое называется … (“Девочка на шаре”), напомните, кто автор этого произведения?

Виктор Драгунский.

- Какие ассоциации вызывает у вас это имя?

ДЕТИ: Родился в 1913 году, в г. Нью-Йорке, рано остался без отца, с 16 лет пошел работать, был заводским рабочим, был актером – играл в Московском театре, в театре Сатиры, работал в цирке, писал фельетоны, клоунады, веселые юмористические рассказы, писатель – юморист, первая книга “Он живой и светится” (1961 г., 16 рассказов).

- Это был настоящий успех. По сценарию Драгунского поставлен кинофильм “Веселые истории”.
- Заслуженную славу ему принесли “Денискины рассказы” (хором), в которых он изобразил своего сына и отчасти самого себя. Один из таких рассказов “Девочка на шаре”.
- Давайте вспомним краткое содержание рассказа.
- Где происходят события рассказа? (В цирке)
- Что Дениске понравилось в цирке больше всего? (Выступление девочки – эквилибристки).
- Дома вы нарисовали портреты девочки, давайте их озвучим, подпишем словами из текста (стр. 132, 3 ч.)
- Прочитайте слова, словосочетания, предложения, которые помогли вам нарисовать портрет. (Выборочное чтение детей).
- За всю свою жизнь Дениска не видел ничего такого подобного.
- Расскажите, как автор показывает пробуждение глубокого чувства Дениски к девочке.

Рассказ – размышление мальчика.

Сначала Дениска восторгается красотой девочки, выделяет ее из всех знакомых девочек, называет особой. Все что делала эквилибристка, очень ему нравилось: “не бегала, а плыла, он сравнивает ее с птицей, с Дюймовочкой, с молнией”.

Денису хочется познакомиться с девочкой, ему кажется, что и Таня заметила, выделила его. Мальчик очень хочет увидеть девочку, ее образ затмевает все привычные дела. Дениска очень обеспокоен отсутствием девочки в представление.

Он называет ее “моя девочка”, как говорят о близком, дорогом друге. Дениска огорчился, что Таня уехала.

Наверное, воспоминания о девочке долго будут согревать Дениску.

- Каким же мы видим Дениску после посещения цирка? (Повзрослевшего, серьезного, способного к глубоким переживаниям).
- Кто поддержал Дениску, разделил его боль?
- Случайно ли то, что Дениска хотел пойти в цирк именно с папой, именно ему хотел показать девочку на шаре?
- О чем хотел рассказать автор в этом серьезном и грустном рассказе? (О взаимоотношениях отца и сына, о глубине чувств ребенка).
- Дома вам было задание побывать в роли писателей и придумать продолжение рассказа. Давайте послушаем, что может произойти через несколько лет. (Рассказ детей, 1-2 ученика).

II. Сообщение темы урока.

- Эпиграфом к сегодняшнему уроку литературного чтения будут слова испанского писателя Мигеля Сервантеса. Прочитайте их: “Правда всегда поднимается над ложью, как масло над водой”.

- Как вы это понимаете? (О правде всегда узнают).
- Найдите в учебнике произведение с созвучным по смыслу названием. (стр. 139)

Работа над рассказом. Дети читают хором название рассказа.

- Кто автор? (В. Драгунский)

Рассмотрим иллюстрацию к произведению.

- Как вы думаете, кто будет главным героем?
- Какое это произведение по жанру? Докажите, что это рассказ. Вспомните признаки рассказа (небольшое по объему, несколько героев, несколько эпизодов).
- А по настроению? Почему?
- Прочитайте заглавие еще раз (про себя).
- Как вы понимаете слово “явным”? Подберите синонимы (известным, всем доступным, очевидным, нескрываемым, открытым, видимым).
- Какой другой пословицей можно озаглавить рассказ? (Шила в мешке не утаишь).
- Как вы понимаете заглавие?

Прочитайте самостоятельно 1 абзац и сравните ваш ответ с авторским.

- Совпали ваши рассуждения с авторским?

Чтение рассказа по ролям.

- А теперь давайте прочитаем рассказ целиком. Сейчас ребята прочитают его по ролям, а вы внимательно послушайте, так как в конце урока нам с вами предстоит ответить на вопрос: Почему мама не стала наказывать Дениску? (Вопрос на доске)

Вопросы после чтения:

- Понравился вам рассказ?
- Какой фрагмент рассказа вам показался самым веселым, неожиданным?
- Почему было смешно?

Жужжащее чтение цитатного плана на карточках (цитатный план на доске и на карточках).

  • “Видеть не могу манную кашу!”
  • “Вы выливаете разную гадость за окно!”
  • “Ты должен съесть все до конца!”
  • “Ты это запомнил на всю жизнь?”
  • “А я остался с кашей наедине”.

- Какие появились мысли? что вы прочитали? (План).
- Объясните значение слова “цитата”. (Цитата – от лат. дословная выдержка из какого-либо произведения или речи).
- Какой это план? Цитатный.
- Последовательно он составлен?
- Давайте определим последовательность плана.

Чтение рассказа по цитатному плану.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. Гимнастика для глаз.

- Еще раз прочитаем рассказ вслух по частям составленного плана.

А) 1 часть, читаем цепочкой (начинаются события).

- Что узнали о Дениске? (Имел хорошие привычки, задумывался над непонятным).
- Какую хитрость он придумал, чтобы съесть яйцо?

Б) Продолжаем чтение. Читаем 2 часть по ролям (Дениска, мама). Выборочное чтение.

- Прочитайте еще раз, как называет мама Дениску? (Вылитый Кощей)
- В каких еще произведениях В. Драгунского мы встречали эти слова?
- Как вы думаете, зачем мама заставляла Дениску есть кашу? (Заботилась о сыне…)

В) 3 часть. Продолжаем чтение и наблюдаем, как развиваются действия.

- Подумайте, какие вопросы можно задать к этой части.

Чтение цепочкой.

- Итак, какие вопросы у вас возникли в ходе чтения? (Дети задают вопросы).
- Что испытывал Дениска, какие чувства, когда экспериментировал кашей? (Чувство обиды, досады, безысходности).
- Правда ли Дениска потерял сознание, когда выплеснул кашу на улицу?
- Почему автор использует это выражение?
- Какие чувства испытывала мама, увидев пустую тарелку сына? Как надо прочитать ее слова?
- Найдите и прочитайте еще раз слова мамы выразительно.

Г) 4 часть.

- Прочитайте диалог из этой части. Постарайтесь диалог прочитать выразительно, попробуйте передать сложившуюся атмосферу, передать недоумение мамы, интонацию милиционера, обратите внимание на слова – действия, которые помогут вам выбрать нужную интонацию.

Чтение по ролям.

- Подберите синонимы к слову клеветать (оговаривать кого-либо, наговаривать, обговаривать, возводить напраслину).
- Какого человека называют интеллигентным? Давайте обратимся к словарю Ожегова. Интеллигентом называют человека, обладающего большой внутренней культурой, то есть культурный, образованный.
- Как понимаете: “язвительно рассмеялся милиционер” (злобно – насмешливо).
- Можно ли сказать, что именно в этой части действие достигает высшей точки – кульминации?
- Как изменилось настроение у Дениски?
- Почему мы смеемся, когда читаем рассказ дяденьки, как каша очутилась на его шляпе, брюках? (Мы представляем, как он с кашей пойдет фотографироваться).
- Хорошо ли Дениска знал свою маму?
- Какие слова это доказывают? Прочитайте.
- Почему мама сначала говорит строго, громко, а потом тихо? Как меняется ее настроение? (Сначала радуется за сына, потом недоумевает, затем испытывает стыд и неловкость за сына).

Д) 5 часть.

- Дочитаем рассказ до конца.
- Почему мама “смотрела долго-долго на сына?” (Хотела понять, что чувствует Дениска).
- Каков он Дениска? (Веселый, озорной, выдумщик, внимательный к словам мамы, честный, чистосердечно признается в своей неправоте, постарается не допускать неправильных, нечестных поступков).
- Как вы думаете, какой человек получится из Дениски? Хотели бы вы иметь такого друга?
- Какая проблема волнует автора? (Взаимопонимание детей и родителей, воспитание детей).
- Как, по-вашему, что такое “взаимопонимание между родителями и детьми”?
- Итак, давайте подведем итог: “Почему мама не стала наказывать Дениску?”
- Что запомнит Дениска на всю жизнь?
- Была ли у вас похожая ситуация, из которой вы извлекли урок? Расскажите о ней?

Подготовка к пересказу от 3 лица (по вариантам).

- А сейчас давайте попробуем пересказать рассказ.
- Взяли карандаши. Сейчас вы будете самостоятельно читать части, выделяя ключевые слова (самостоятельное чтение части по вариантам).
- Пересказ можете закончить пословицей, подходящей по смыслу к вашей части.

ПОСЛОВИЦЫ:

  • Игра не доводит до добра.
  • Кашу свари, да еще и в рот положи.
  • Короткое слово гнев побеждает.
  • Сначала думай, а потом делай.

Пересказ цепочкой по вариантам.

- Давайте подведем итог урока. Попробуем определить замысел писателя.
- Что хотел сказать автор читателю? Какой идеей пропитано произведение?
- С какой целью В. Драгунский написал этот рассказ? (Учит быть честным и правдивым, что так необходимо в жизни).
- Как вы считаете, правы ли авторы Бунеевы, поместив это произведение в данный раздел?
- Сравните произведение “Девочка на шаре” и “Тайное становится явным”. Что их объединяет? (Одинаковая идея – взаимопонимание родителей и детей).
- Ведь как замечательно, как хорошо, когда тебя понимают. Как хочется, чтобы дети понимали взрослых, а взрослые хоть иногда смотрели на мир глазами ребят. Будьте внимательны друг к другу, относитесь с пониманием, уважайте старших, своих родителей, никогда не огорчайте их необдуманными поступками.

Домашнее задание:

  1. Читать рассказ выразительно.
  2. Разделить текст на III смысловые части, составить план в тетради.

Презентация.