Фольклор в жизни малышей

Разделы: Работа с дошкольниками


Ребенок становиться человеком не сам по себе, а лишь общаясь со взрослыми перенимая у них не только умение ходить, разговаривать, обслуживать себя, но и нравственные нормы. Современные родители очень огорчаются, если их ребёнок не любит читать, не догадываясь, что причина этого кроется в самом раннем детстве. Именно раннее детство - это время запуска сил и возможностей человека, что относится к чтению. Потребность в общении с книгой закладывается до 3-4 лет.

Первое знакомство с литературой начинается с жанра устного народного творчества. Первое стихотворение, услышанное младенцем, - колыбельная песня. Со временем колыбельные песни утратили обрядный и заговорно-заклинательный характер. Примером могут служить сюжеты тех песен, которые издавна избрали своим “героем” кота. Древняя основа их возникла в связи с поверьями о том, что мирное мурлыканье кота в доме приносит сон и покой ребенку. Существовал обычай класть в колыбель спящего кота, чтобы малыш лучше спал. Но сами песни, судя по деталям и подробностям, - продукт позднего времени. Кота зовут ночевать:

Ваня будет спать,
Котик Ваню качать.

Коту обещают награду за работу: “кувшин молока, кусок пирога”, “белый платочек на шею”, “редьки хвост” и “склянку вина”; сулят “лапки вызолотить, хвостик высеребрить”. Нередко в колыбельных песнях рисуется будущее младенца:

Спи, посыпай,
Боронить поспевай.
Мы те шапочку купим,
Зипун сошьем;
Зипун сошьем,
Боронить пошлем

В 2-3 месяца в мир малыша вводят гуленья, потягушки, а затем потешки, прибаутки и т.д. Каждый вид народной поэзии играет определённую роль в развитии малыша: колыбельная песня способствует эстетическому и музыкальному воспитанию, творческому мышлению, уравновешенности психики; гуленья - музыкальному развитию; пестушки - нормальному функционированию организма; потешки - физическому и психологическому развитию; загадки - развитию смекалки, внимания, остроумия. . Проснувшегося ребенка, когда он потягивается, гладят:

Потягунушки, потягунушки!
Поперек толстунушки,
А в ножки ходунушки,
А в ручки хватунушки,
А в роток говорок,
А в головку разумок.

Медленно разводя ручки в такт, говорят:

Батюшке - сажень) Матушке - сажень! Братцу - сажень! Сестрице - сажень!
А мне - долга, долга, долга!

При каждом стихе руки ребенка складывают и снова разводят, при последних словах - очень широко.

Как и в колыбельных песнях, важное значение в пестушках имеет ритм. Веселая, затейливая песенка с отчетливым скандированием стихотворных строк вызывает у ребенка радостное настроение.

Движение - основа образной системы прибауток, дается резкая смена одной картины другой из строки в строку. Когда сюжет растягивается, прибаутка особым приемом удерживает внимание ребенка: она прибегает к “цепной” организации сюжета. У козы спрашивают:

- Где твои рожки?

- Под гору укатились.

- Где гора?

- Черви выточили.

- Где черви?

- В воду ушли.

- Где вода?

- Быки выпили.

- Где быки?

- В Киев ушли.

Многообразны и ярки ритмы прибауток. В одном случае они точно следуют за беспокойным колокольным звоном:

Тили-бом, тили-бом,
Загорелся кошки” дом...

В другом - ритмика передает тележный грохот:

Трах, трах, тара-рах!
Едет баба на волах.

В третьем случае ритмика воспроизводит ладную, умелую работу:

А чу-чу, чу-чу, чу-чу!
Я горох молочу!

Такой стих западает в память надолго, развивает у детей чувство ритма, радует их.

К числу прибауток надо отнести и небылицы-перевертыши - особый вид песен-стишков, вызывающих смех нарочитым смещением реальных связей и отношений. Так, свинья “на дубу гнездо свила...

Распустила поросят
Всех по маленьким сучкам.
Поросята визжат,
Полететь они хотят.

И полетели, летели-летели и на воздухе посидели. А медведь с мухи шкуры драл и полусапожки себе сшил. Синее море загорелось и повыгорело, бела рыба вся повылетела, на печи мужик осетра поймал”.

Несообразности, представленные в этой песенке, рассчитаны на то, чтобы укрепить у ребенка подлинное реальное понимание соотношения вещей и явлений.

Малые формы фольклора должны войти в быт ребёнка и сопровождать все моменты его жизни: умывание, кормление, сон, игру. Не случайно жанр малого фольклора- пестушка , потешка, прибаутка - уже в самих названиях своих отмечают эту функцию - воспитывать развлекая.

К малым формам народного творчества относятся так же пословицы, поговорки, загадки, считалочки. Если потешки, пестушки, прибаутки, как мы указывали имеют совершенно определенного адресата, то перечисленные виды совестного творчества далеко не всегда направлены детям. Однако среди них можно отобрать то, что имеет воспитательную ценность и доступна школьникам. Из практики известно, что эти формы фольклора принимаются детьми с большим интересом, живо, эмоционально. Народные пословицы и поговорки в краткой, образной и ритмической форме отражают реальную жизнь во всём её многообразии: быт, общественные явления, труд, взаимоотношение людей. Некоторые пословица содержат в себе поучения, выраженное иногда в прямой форме, например: «Играть- играй, да дело знай», иногда форме иронии, насмешки: «Хороша дочь Аннушка, коли хвалят мать да бабушка» или « Люди с базара, а Назар на базар». Есть поговорки, которые дают меткую характеристику человеку или его деятельности: «наш пострел везде поспел», «всё готово, да бестолково». Ещё один вид малых форм словесного народного творчество- загадки. Самый простой прием составления загадок- указание основных признаков, характеризующих предмет. Например «Шапочка да ножка- вот и весь Ермошка» (гриб). Иногда выделяются некоторые признаки, одинаковые для различных предметов или явлений; на основании сходства этих предметов надо найти разгадку: «Кругла, а не месяц, желта, а не масло, с хвостом, а не мышь» (репа). В этой загадке признаки репы (круглая, желтая, с хвостом) сравниваются с аналогичными признаками месяца, масло, мыши. Загадки требуют от ребенка большой наблюдательности умения предоставить себе тот предмет, к которому надо приложить указанные в загадке признаки. Отгадывая загадку ,дети должны путём умственного напряжения решить поставленные перед ними задачи. Это развивает их мышление, пытливость, наблюдательность.

Наиболее распространенный вид устного народного творчества- сказки. Талантливые и популярные художники слова в народной среде обыкновенно собирали самых разнообразных слушателей- от стариков до маленьких детей. Особенности их искусства заключалась в том, сто оно привлекало всех, независимо от возраста. До нас дошли только те сказки, которые выдержали испытание временем в силу своих высоких художественных качеств.

Сказки отличаются лаконичностью изложения. С первых слов сказка вводит слушателей в ход событий и тем самым заставляет их сосредоточиться, слушать внимательно.

Сказка не дает прямых наставлений детям ( типа « Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения»), но в её содержании всегда заложен урок, который они постоянно воспринимают. Например, сказка « Репка» учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним ходить нельзя- можно попасть в беду, сказки «Теремок», «Зимовье зверей»- учат дружить. Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках «Гуси-лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» . в страх и трусость высмеивается в сказке «У страха глаза велики», хитрость- в сказках «Лиса и журавель», «Лиса и тетерев». Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается ( «Хаврошечка», «Морозко», « Царевна лягушка»).

Отрицательные образы народной сказки и внешне не привлекательны (Баба Яга, Кощей Бессмертный), и поведение, поступки характеризуют их с плохой стороны. Развивая перед своими слушателями картину действенной упорной борьбы со злом, угнетением, несправедливостью, сказка учит, что надо добиваться намеченной цели, не смотря на препятствия и временные неудачи, верить в конечное торжество справедливости. В этом отношении она помогает воспитанию людей сильных, бодрых, способных преодолеть трудности.

Воспитательная ценность народных сказок заключается ещё и в том, что в них запечатлены лучшие черты русского трудового народа: свободолюбие, природный ум, настойчивость, упорство достижение цели. Сказки воспитывают у детей гордость за свой народ, любовь к родине. Народная сказка, как правило, вызывает богатые эмоции у детской аудитории, что усиливает её воспитательное влияние. Интенсивность переживаний детей находиться в тесной зависимости от содержания сказки, разнообразие приключений, которые испытывают её герои. Эмоции способствуют пониманию дошкольниками смысла, основной идеи произведения. Перечисленные качества народной сказки характеризуют её как высокохудожественное произведение для детей, соответствующее психологическим особенностям возраста. Сказка разговаривает с детьми языком искусства- светлого, бодрого, понятно и убедительного. Сказка для ребенка это не просто вымысел, фантазия это особая реальность, реальность мира чувств. Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни, только в сказочной форме дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и независимость, гнев и сострадание, измена и коварство и тому подобное.

С каждым годом найти общий язык взрослому и ребенку становится все труднее, все хуже они понимают друг друга. И сказка- это сегодня, пожалуй, один из немногих оставшихся способов объединить взрослого и ребенка, дать им возможность понять друг друга. Цель педагогов- дошкольников: дать ребенку необходимую гамму переживаний, создать особенное, ни с чем не сравнимое настроение, вызвать добрые и серьёзные чувства через восприятие сказок. Сделать так что бы сказка- была средством эмоционального погружения ребенка в новую область знания. Эмоционально погружая ребенка в какую- либо тему, мы, педагоги, даем общее ведение того нового знания, которым будет овладевать ребенок, постепенно шаг за шагом со своими новыми друзьями- сказочными героями. Я ставлю перед собой следующие задачи:

  • Использовать сказочную форму
  • для интеграции личности ребенка;
  • для психоречевого развития;
  • для совершенствования вербального языка;
  • для развития умения слушать окружающий мир, людей в нём и себя;
  • для развития социально-эмоционального поведения каждого ребенка;
  • для развития креативного мышления, фантазии, воображения эмпатии ребенка;
  • для расширения сознания и совершенствования взаимодействия с окружающим миром;
  • для сплачения группы людей, педагогов для развития сенсомоторики, как базы для развития речи, интеллекта;
  • для развития творческих способностей ребенка.

В своей работе с детьми я использую два варианта знакомства ребенка со сказкой: Сказка для чтения, 2. сказка для театрализации.

Поэтому при отборе литературных произведений нам педагогам, необходимо прежде всего видеть, какая позитивная концепция выдвигается в произведении. Идейная направленность детской книги должна отвечать задачам нравственного воспитания. Сказка раскрывает перед ребенком идеалы справедливости, добра, честности, мужества, сострадания: формирует правильное отношение к людям, к самому себе, к своим правам и обязанностям, поступкам, к труду, к природе и другое. Лучшие литературные произведения, созданные для детей, формируют у ребенка нравственное отношение действительности, несут целую программу позитивных норм поведения.

Современная семья существенно отличается от семьи столетней давности, хотя бы тем, что, отодвинув книгу, в её жизнь вошли компьютер и телевизор. Во многих домах телевизор гремит с утра до ночи, ослабляя слух и зрение ребёнка. И не только! Дитя, которое подолгу сидит у экрана, не может сосредоточиться на книге, слушать чтение (а потом и урок в школе), оно не хочет, чтобы ему рассказывали сказки или слушать аудиозаписи сказок, потому что не может! Для восприятия ему нужны движущиеся картинки.

Специалисты считают, что это уже дефекты познания, да и слабость воли тоже: человечек уже не может трудиться, чтобы напрячь мысль, лучше получить готовое на экране.

Конечно, мы все любим смотреть телевизор, и было бы несправедливо лишать этой радости детей. Миллионы маленьких россиян смотрят телепередачу "Спокойной ночи, малыши". Её авторы и ведущие очень умело общаются с ребятами, но это 15 минут. Во многих семьях этим и ограничивают трёхлетних детей, а позднее строго дозируют время телепросмотра, отбирая только лучшее. При разумном подходе телепрограммы могут стать союзниками книгам, вызывая интерес к чтению произведений, которые положены в основу кино- и мультфильмов. И не беда, если этих книг нет дома, обычно они есть в библиотеках, которые располагают целой