Творческая составляющая при изучении электронных таблиц студентами экономических специальностей вуза

Разделы: Информатика


Изучению электронных таблиц (MS Excel) студентами экономических специальностей вуза всегда уделялось значительное внимание, благодаря широким возможностям указанного типа программной продукции. Так, например, обширный набор математических, логических, статистических функций, возможности анализа данных позволяют преподавателю математики, информатики, а также преподавателям экономических дисциплин использовать MS Excel при решении прикладных задач, имеющих профильную направленность (например, транспортная задача, задача маржинального анализа оптимальной производственной программы, задачи расчета и управления рисками в организации, иные задачи оптимального планирования).

Однако следует отметить, что такого рода задачи требуют наличия хорошего уровня сформированности навыков применения компьютера, а также знания основных экономических понятий и терминов из курса экономической теории, менеджмента, маркетинга и т.д. С учетом того, что информатика чаще всего предусмотрена учебными планами в I семестре, а все профильные дисциплины начинают изучать позднее, то решение прикладных задач на практических занятиях по Excel хотя и интересно, но чаще всего сопровождается рядом дидактических и методических трудностей. Кроме того, указанные трудности осложняются и различным уровнем подготовки первокурсников в сфере компьютерных и информационных технологий: кто-то блестяще владеет компьютером, работал с электронными таблицами, свободно ориентируется в построении графиков, диаграмм и анализе данных, кто-то с большим трудом использует автозаполнение таблиц, не видит различия между абсолютной и относительной адресацией, не имеет представления о работе с листами и книгами.

Именно поэтому, на наш взгляд, рассмотрение MS Excel следует начинать с интересных, не очень сложных задач, имеющих профильную специфику, но не требующих глубоких знаний ни самих электронных таблиц, ни экономических категорий. Особенно легко дается студентам решение задач, отличающихся неоднозначностью решения, творческой составляющей, требующие информированности в иных областях (история, астрономия и т.д.), носящих несколько юмористический оттенок или же связанных с какими-либо личностными отступлениями.

Вашему вниманию предлагается один из вариантов занятия, посвященного изучению MS Excel, состоящего из 4 блоков:

  • теоретический диктант / работа по карточкам (несколько человек из группы работают по индивидуальным карточкам, остальные письменно отвечают на вопросы теоретического компьютерного диктанта);
  • компьютерная разминка (игра-соревнование по ранее пройденной теме);
  • выполнение стандартных заданий (порядок выполнения произвольный, минимальное количество выполненных задач не фиксируется, оценивается не только количество решенных задач, но и качество решения);
  • выполнение задания повышенной трудности (задачи данного выполняются по желанию и оцениваются с коэффициентом).

А. Теоретический диктант / работа по карточкам.

  1. Перечислите основные возможности электронных таблиц.
  2. Что такое «относительная адресация ячейки»?
  3. Дайте определение диапазону ячеек.
  4. Напишите абсолютную ссылку на ячейку А12.
  5. Приведите пример трех логических функций MS Excel.

Пример индивидуальной карточки представлен на рис. 1.


Рис. 1

Б. Компьютерная разминка.

Игра «Конструктор». Вся группа студентов делится на две равные подгруппы. Каждая из подгрупп получает одинаковый набор карточек с названиями составляющих элементов персонального компьютера (Приложение 1). Предлагается «собрать» на скорость:

а) системный блок (первой подгруппе),
б) периферийную часть (второй подгруппе).

В. Выполнение стандартных заданий.

Задание 1. «Расписание». С помощью редактора таблиц студентам необходимо создать (воспроизвести) расписание занятий своей группы. При выполнении задания необходимо учесть занятия по подгруппам, по числителю/знаменателю (четная/нечетная неделя занятий) и пр.

Задание 2. «Метрика». Даны единицы измерения различных величин. Следует расположить их в ячейках электронной таблицы, соблюдая размерность.

  Длина     Масса     Объем  
     
     
     
     
     

Единицы измерения: аршин, берковец, бочка, ведро, верста, вершок, золотник, лот, пуд, сажень, фунт, фут, четверть, шкалик, штоф.

Задание 3. «Математика-арифметика». В этом задании следует записать данные математические выражения (рис. 2) на языке строки функций электронной таблицы.


Рис. 2.

Задание 4. «Клиент всегда прав!» Целью задачи является оптимальный подбор комплектации ПК мультимедийного назначения для клиента (экономиста по профессии). Подбор осуществляется выборкой и копированием на отдельный лист позиции по данному прайс-листу (Приложение 2), на максимальную сумму – 35000 руб.

Задание 5. «Судоку*». Решите и проверьте данные судоку (рис. 3) средствами MS Excel.


Рис. 3

* Судоку – математическая игра-головоломка. Классический вариант японского судоку – это квадрат 9х9 клеток, в котором необходимо расставить цифры от 1 до 9 так, чтобы в каждой строке, в каждом столбце и в каждом выделенном квадрате 3х3 все цифры были различны.

 

Задание 6. «Задача о шахматах». Изобретатель шахмат Сето попросил за свое изобретение у царя Шерама столько зерен пшеницы, сколько их поместится на шахматной доске, если на каждую последующую клеточку класть зерен вдвое больше, чем на предыдущую. Используя возможности электронных таблиц, посчитайте, сколько зерен должен отдать Шерам?

Г. Задание повышенной трудности.

«Парад планет». Создайте модель «черного ящика» для процесса обработки информации в следующей задаче. В древности люди решили, что каждой цифре от 1 до 9 соответствует Солнце или планета Солнечной системы: 1 – Солнце, 2 - Луна, 3 – Марс, 4 – Меркурий, 5 – Юпитер, 6 – Венера, 7 – Сатурн, 8 – Уран, 9 – Нептун. Последовательно складывая цифры даты своего рождения, определите «свою» планету.

Например,

05.02.1991: 0 + 5 + 0 + 2 + 1 + 9 + 9 + 1 = 27

2 + 7 = 9 – Нептун.

Кроме того, студенты получают обязательное домашнее задание, выполнение которого производится самостоятельно, а результаты предъявляются преподавателю на следующем занятии в электронном виде. Домашнее задание также состоит из четырех блоков:

  • теоретический материал к следующему занятию (для самостоятельного изучения);
  • выполнение стандартных заданий;
  • выполнение задания повышенной трудности;
  • выполнение творческого задания.

А. Теоретический материал.

Тема «Программные средства реализации информационных процессов. Технологии обработки графической информации. Графические редакторы».

Б. Стандартные практические задания:

Задание 1. «Структурная сводка». Необходимо по следующей диаграмме (рис. 4) построить таблицу соответствующей структуры и заполнить ее.


Рис. 4

Задание 2. «Графическая система». Решить графически систему уравнений:

на заданном отрезке.

Задание 3. «Таблица Брадиса-Екселиса». Следует построить таблицу значений функции  в интервале значений аргумента [- 5; 10] с шагом 0,5, а также вычислить максимальное и минимальное значения функции на этом интервале.

В. Практическое задание повышенной сложности:

«Табличный калькулятор». Следует решить средствами MS Excel данное уравнение.

.

Г. Творческое задание.

«Японский кроссворд». Необходимо нарисовать сетку японского кроссворда, используя графические возможности электронных таблиц (пример на рис. 5).


Рис. 5