Внеклассное мероприятие по русской литературе, посвященное творчеству Мустая Карима, "Поэт, писатель, патриот"

Разделы: Литература


Цели и задачи:

  1. Знакомство учащихся с жизнью и творчеством Мустая Карима.
  2. Формирование чувства гордости за своего национального поэта.
  3. Развитие познавательных способностей учащихся, интерес к познанию родной культуры, родного края.
  4. Формирование толерантности у учащихся.

Наглядность, реквизиты

Выставка книг, стенгазеты, викторина, кроссворд, слайды.

Пояснительная записка.

Мустай Карим – прозаик… Мустай Карим – детский писатель… Мустай Карим – публицист… и в этих областях каждое его слово становится событием не только национальной, но и всей российской литературы.

Его статьи и размышления о творчестве, выступления, беседы и интервью мы всегда читаем с таким же интересом, как и его новые произведения, но и они не оставляют равнодушными. Глубокие мысли, заключенные в них, волнуют каждого.

Накопленный веками поэтический опыт башкирского народа, прошедшего через трудные испытания, его творческий потенциал, уровень современного эстетического сознания, исторические потрясения в его духовной жизни, крутые переломы во взглядах – поэт Мустай Карим взошел на этой почве и в дальнейшем стал одним из определяющих явлений в сложной эволюции своего народа на современном этапе. В каких взаимоотношениях твой народ с прошлым и настоящим человечества, на каком уровне осуществляется, его духовные связи при определении своей творческой программы, с этими вопросами неизбежно сталкивается лицом к лицу каждый художник. И наиболее зоркие из них горизонты будущего видят дальше, чем остальные. И это определяет путь их последующего роста. Творчество Мустая Карима – одно из таких исторических в развитии нашей национальной культуры.

Внеклассное мероприятие задумано с целью ознакомления учащихся с жизнью и творчеством Мустая Карима. Объем содержания материала соответствует возрасту детей, их интеллектуальным способностям, особенностям восприятия.

Ход мероприятия

Ведущий: Есть личности, которые навсегда оставляют добрый след в истории, творческое наследие которых неподвластно времени. Для людей всех поколений Мустай Карим стал культурным символом, патриархом духовности, эпохой в литературе. Волшебство его лиры, нравственная страстность, поэтическое многообразие его творчества известны у нас каждому – от первоклассника до ветерана.

Выдающийся поэт современности, писатель, философ Мустай Карим родился в деревне Кляшево, ныне Чишминского района Башкирии 20 октября 1919 года, когда коса второй послереволюционной осени докашивала оставшиеся патриархальные травы “Руси уходящей”. Еще гремели залпы гражданской войны, и через аул Кляшево, где издревле жили его предки, шли на Уфу волна за волной военные тыловые обозы, догоняя Красную Армию, добивающее белогвардейское, бегущее на восток, деморализованное воинство адмирала Колчака. Суровый девятнадцатый год поставил окончательную точку в девятнадцатом столетии. На горизонте вовсю горела утверждающаяся заря девятнадцатилетнего ХХ века.

Ученик: “Слово о Мустае”.

Опять у края небосклона
Встает над Родиною дым
Тревожный, как во время оно,
Кудрявый, как Мустай Карим.

Башкирский лев живого слова,
Певец аульных волостей…
Народ любить он призван снова
Иль выправлять язык властей?

Нам, очевидцам, знать про это
Слепая близость не велит –
Стезю Народного поэта
Грядущий век определит…

Ведущий: Откуда же к нам пришел гений Мустай Карим? Откуда солнечным ветром ворвался в нашу жизнь? Он явился не со стороны, не из чужого мира. Его выносила родная земля, ее щедрая прекрасная природа и затаенная в степных травах душа. Его могучая, одаренная натура жадно впитывала грамотность, и сразу же стала самовыражаться в творчестве. Еще в 6 классе Мустай Карим начал писать стихи. Уже в 16 лет он опубликовал несколько стихотворных подборок.

Ученица: Песня “Реки” на стихи М. Карима

Многолик, многогранен и многокрасочен мир, выраженный в художественной картине произведений выдающегося мастера слова. В ней извечные понятия любовь и верность, долг и честь, жизнелюбие и милосердие, терпение и мужество, решительность и надежность, радость и печаль, раскаяние и ответственность, совесть и скромность, бескорыстие и отзывчивость вырастают живыми травами, цветами и деревьями, поют птицами и напоминают о себе человеческими голосами.

Ученик: “Чтоб старые слова не устарели”

Чтоб старые слова не устарели,
Я повторяю вновь
И в летний зной, и в зимние метели –
Хлеб, Родина, Любовь.

Беру ль оружие, песню ли слагаю
Иль вспахиваю новь,
Всегда, везде извечный ваш слуга я,
Хлеб, Родина, Любовь!

Не оскорби и малой крохи света,
Не вздорь, не суесловь,
Знай, проклянут тебя стократ за это
Хлеб, Родина, Любовь.

10 Б класс показывает отрывок из повести “ Три клена”.

Рассказ учителя о встрече с Мустаем Каримом в нашей школе в 1994 г. (Показ слайдов) Приложение

Ведущий: Все почести, какими увенчивали литераторов в СССР, у него есть: народный поэт Башкортостана, лауреат многочисленных премий, Герой Социалистического Труда, кавалер множества орденов и медалей, делегат партийных съездов, депутат Верховного Совета РСФСР. И, наконец, высшая литературная награда – лауреат Ленинской премии. Замечательный балкарский поэт Кайсын Кулиев писал: “Я к моему большому огорчению не был на родине Мустая карим, в Башкирии. А она – самая большая его любовь. Через нее он открывает для себя весь мир. Она – начало и конец его песни, радость и смысл его жизни”. Мустай Карим – поэт, который открыл читателям сердце и ум родного народа. Он хотел, чтобы все полюбили его землю, его народ, как и любой другой со своими неповторимыми особенностями. Для этого он и стал поэтом. Мустай Карим добился своего: мы полюбили его поэзию, а через нее и все, что дорого ему. Он открыл поэтическую душу Башкирии.

Мустай Карим воплотил в себе величие и скромность, гордость и терпение народа. Он может быть мужественным как воин и нежным как влюбленный. Его поэзия рождается от слияния страдания и восхищения мужества и нежности, горя и печали, из столкновения добра и зла.

Ученица: Песня “Учителю” стихи М. Карима, музыка А. Кубагушева

10 В показывает эпизод из повести “Долгое – долгое детство”

Ведущий: Родившийся на Урале, в самом песенном и удивительном краю – в Башкирии, он с первых своих литературных опытов впитал в себя вместе с природной мудростью своего народа поэтическое достояние востока, с одной стороны, европейскую классику – с другой, не говоря о великом наследии русской литературы.

В одном из программных стихотворений поэт заявляет:

Не русский я, но россиянин… Ныне
Я говорю, свободен и силен,
Я рос, как дуб могучий на вершине,
Водою рек российских напоен.

Пронзительная, прочувственная всем сердцем строка “не русский я, но россиянин…” внесла новую философию в жизнь российских народов.

10 А показывает эпизод из комедии “Кража девушки”

Ведущий: О Мустае Кариме лучше Ирека Кинзябулатова видимо и не скажешь:

Нам повезло с тобой, Мустай!
Из мудрых слов твоих, из твердых, честных строк
Башкортостан всем людям стал известен.
И если высока поэта песня,
Все понимают край его высок.

Приглашаем всех для участия в викторине.

Викторина

  1. Из какого стихотворения эти слова:
    Мать мне свет подарила,
    Дома родного сень, Любовью своей освятила
    Ясный осенний день
    (“День моего рождения”)
  2. Из какой повести взяты слова: … Война никому не нужна, ни своему, ни врагу не прощает? (“Помилование”)
  3. Назвать малую родину М.Карима. (Аул Кляш)
  4. Из какого стихотворения эти слова:
    За эту весну, что всегда настанет,
    За светлый сад, которым край наш станет.
    (“Я ухожу на фронт”)
  5. Назвать книгу М.Карима, вышедшую в годы войны: (“Мой конь”)
  6. Какую поэму М.Карим нписал осенью 1942 года?
    (“Ульмасбай”)
  7. Назвать несколько стихотворений, входящих в цикл “ Европа – Азия”. (“Я – россиянин”, “Европа – Азия”, “Отчий дом” и другие)
  8. Героиня какой пьесы Зулейха Иштуганова? (“Одинокая береза”)
  9. Назвать пьесу, где главный герой – участник войны 1773 – 1775 годов. (“Салават”).
  10. Назвать повесть М.Карима, в которой рассказывается о судьбе двух солдат – воинов. (“Помилование”)
  11. Как называла Старшая Мать главного героя повести “Долгое-долгое детство”, и что означало это слово? (Синнай, что значит “ценный”)
  12. какая книга появилась в Узбекистане в день 70-летия М.Карима? (“Пеший Махмут”)
  13. Как назывался первый сборник стихов М.Карим и в каком году он был издан? (“Отряд тронулся”, 1938 год).

Ведущий: Александр Филиппов писал: “У башкирских литераторов моего поколения бытовало довольно наивное, но искреннее определение степени талантливости того или иного писателя. О Сагитте Агише говорили: башкирский Зощенко; о Миасаре Басырове – башкирский Есенин; о Рами Гарипове – башкирский Блок.

Мустаю Кариму в этих параллелях места не находилось. В русской классике трудно найти аналог его самобытному творчеству. Можно, конечно, ощутить и увидеть в его творениях пушкинский дух, есенинскую удаль, тютчевскую философичность. Сам же поэт с чувством высочайшего уважения относился к творчеству своего собрата, выдающегося русского поэта Александра Трифоновича Твардовского. Но сказать, что он башкирский Твардовский – будет неверно, ибо Мустай Карим – первый башкирский литератор, кто вышел на дорогу мировых достижений словесности.”

Литература

  1. “Мустай Карим” – Уфа: Китап, 2000.
  2. Истоки № 24, Валеев И. “Мустай Карим общественный и государственный деятель”, 2004 г.
  3. “Аманат” № 10, 1999 г.
  4. “Мустай Карим” (Избранное), Москва, 1973 г.