Урок внеклассного чтения в 6-м классе "Тема Родины в творчестве Сергея Есенина"

Разделы: Литература


Пояснительная записка.

В настоящее время в программе, изданной «Просвещением» рассказ о творчестве С.А.Есенина ни в V, ни в VI классе не запланирован (ученики знакомятся лишь с отдельными стихотворениями), хотя был бы очень уместен и имел большое воспитательное значение. Программа по литературе для VI класса предусматривает уроки по лирике: «Родная природа в поэзии ХIХ и ХХ века». Учитывая потребность детей среднего школьного возраста в поэзии, вполне уместно провести урок внеклассного чтения по лирике С.А.Есенина. Тема такого урока может стать сквозной, проходящей через ряд классов и имеющей на каждом возрастном этапе специфический характер: тема Родины в различных ее аспектах (тема родного края, родной природы, верности Родины и т.д.). Без есенинских строк о России, где поэт «березке каждой ножку рад поцеловать», и о каждом человеке, которого поэт считал «цветком неповторимым», такой разговор был бы неполным. Поэту бесконечно дороги все приметы его родной земли, но больше всего ее великий народ, который «без жалоб и слез переносит все великие беды и страдания и живет верой в ее лучшее будущее». Имя поэта стало «одновременно и нарицательным, и символическим», причем не только для русской культуры, но и для русской истории». Поэтические произведения, песни и романсы, написанные на стихи поэта, репродукции картин известных художников и творчество самих учащихся создают эмоциональный настрой, пробуждают души, вызывают неподдельный интерес, чувство гордости за талантливых людей, которыми богата земля Русская. Содержание мероприятия не может оставить равнодушными, потому что такие слова как Родина и Мать близки и понятны сердцу каждого человека. Каждый из присутствующих на мероприятии в какой-то момент вспомнит о своей матери и, возможно, станет немного внимательнее, терпимее, добрее.

«Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет…»

Цели:

  1. Кратко познакомить с жизнью и творчеством великого поэта ХХ века С.А.Есенина. Показать значение творчества С.А.Есенина для русской культуры и истории.
  2. Пробудить интерес к творчеству поэта и к чтению лирических произведений.
  3. Помочь учащимся увидеть и пережить красоту окружающего мира. Способствовать воспитанию чувства любви к Родине, природе и матери.

Задачи:

  1. Поддерживать потребность детей среднего школьного возраста в поэзии.
  2. Воспитывать яркость чувств и самостоятельность мышления. Формировать эмоциональный опыт.
  3. Развивать эстетический вкус.
  4. Формировать навыки выразительного чтения и интерпретации текста.
  5. Обучать умению анализировать художественные произведения, истолковывать прочитанное.
  6. Прививать любовь к художественному слову.

Оборудование:

  1. Портрет Сергея Есенина, сборники произведений поэта; репродукции картин, рисунки-иллюстрации учащихся, записи песен на стихи С.Есенина.
  2. Компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Методические приемы: рассказ учителя, выразительное чтение, устное словесное рисование, режиссерский комментарий, использование музыкальных произведений с целью воссоздать образ-переживание автора, мир чувств лирического героя.

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Вступительное слово учителя (сопровождается показом слайдов).

«Никакая родина другая
Не вольет мне в грудь мою теплынь…»

Родина! Трудно найти человека, который бы не дорожил своей страной, городом, селом, где родился и вырос.

И люди, позабывшие Родину, предающие и продающие ее, не только теряют к себе всякое уважение, но и сами, в конце концов, признают чудовищность своих проступков, безысходность положения и стремятся любой ценой вернуться в родные места.

Любой человек вместе с понятием Родины как государства, увязывает и понятие Родины, как места, где прошло детство.

Одному дороги бескрайние степи, второму - море, третьему – леса и реки, четвертому – горы.

3 октября - день рождения русского национального поэта Сергея Есенина.

Есенин – великий русский поэт, чье «творчество уходит корнями в глубины народной жизни, русской культуры и истории».

Лирика Есенина, по его собственным словам, «жива одной большой любовью – любовью к Родине» и воспитывает самые чистые и высокие нравственные и патриотические чувства.

1) «Спит ковыль. Равнина дорогая…» (1925г.)

Когда мы произносим слово Родина, в нашем сознании вместе с этим словом возникает и образ матери, которому всегда отводилось особое место: «она – и подательница жизни, и кормилица, и защитница, и печальница за невзгоды детей, она и олицетворение родной земли, она и «мати зеленая дубравушка», и «Волга-матушка», и Родина-мать, и, наконец, «мать – сыра-земля» - последний приют и прибежище каждого человека».

«Мать – это словно бы вся прошлая жизнь, постепенно отделяющаяся от человека, туманная память, золотая дымка. Это кровная связь, ничего не требующая кроме памяти» (Станислав и Сергей Куняевы).

Самый яркий, выразительный, общенародный образ матери принадлежит Сергею Есенину.

Сегодня мы вместе с вами пройдемся по родной земле стежкой Сергея Есенина, погрустим и поплачем над общей бедой, потому что чужого горя не бывает, порадуемся его радостями, полюбуемся красотой нашей земли.

III. Стежки Сергея Есенина…

«Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных…»

2) «Песнь о собаке» (песня сопровождается слайдами).

Слово учителя (Приложение №2).

«Покатились глаза собачьи золотыми звездами в снег…»

Больнее не скажешь…

Все это происходит где-то рядом, может быть, в соседнем дворе.

Ты видишь это, у тебя не хватает дыхания, душат слезы, в горле ком, но ты еще слишком мал и ничего не можешь изменить.

И ты бежишь, размазывая слезы по щекам, домой, к своей маме. Ты не можешь передать словами всю боль, что терзает сердце.

Но мама все понимает, прижимает к себе, гладит по голове своей усталой, шершавой рукой, дороже которой для тебя нет на свете, и боль уходит куда-то.

Потом, когда ты подрастешь, то будешь так же жалеть и беречь свою маму.

3) Ученик: «Худощавый и низкорослый…» (1922г.)

Слово учителя (показ слайдов).

И вот ты уже в постели, а мама, закончив дела по хозяйству, подсела поближе к окну с веретеном в руках.

Свет месяца освещает ее руки, лицо, она задумалась о чем-то и стала тихонько напевать.

Под звуки ее голоса и плач тальянки за окном ты засыпаешь, и тебе снятся чудные сны.

4) «Над окошком месяц…» (песня сопровождается слайдами).

5) Ученик: «Край любимый! Сердцу снятся…» (1914г.)

Слово учителя (показ слайдов).

Ты просыпаешься от запаха – что-то вкусное готовится на кухне. Глаза еще закрыты, но ты угадываешь этот запах - такой знакомый и родной запах твоего детства.

6) Ученик: «В хате» (Пахнет рыхлыми драченами…)

Слово учителя (показ слайдов).

А потом ты спешишь на улицу, на простор родных полей, на свои любимые места. Разные картины открываются твоему взору.

7) Ученик: «Гой ты, Русь, моя родная…» (1914г.)

8) Ученик: «Черная, потом пропахшая выть!..» (1914г.)

9) Ученик: «Топи да болота…» (1914г.)

10) Ученик: «Русь», 1914г. (Ой ты, Русь, моя родина кроткая…)

«Полюбил я мир и вечность…»

Слово учителя (Приложение №6).

Так проходит твое детство… А потом ты подрастаешь, тебе хочется увидеть мир за околицей села, набраться новых впечатлений.

Трудно проститься с местом, которое ты любишь, но все-таки ты это делаешь.

11) Ученик: «Устал я жить в родном краю…» (1916г.)

Слово учителя (показ слайдов).

Ты узнаешь этот новый для тебя мир, свою страну и понимаешь, что этот огромный мир, которым ты владеешь, - тоже твоя Родина.

12) «Полюбил я мир и вечность…»

Возвращение. «Вот оно глупое счастье…»

Слово учителя (показ слайдов).

Но связь с родительским домом еще так сильна, что ты возвращаешься…

13) «Вот оно глупое счастье…» (1918г.)

14) Ученик: «Я снова здесь, в семье родной…» (1916г.)

15) Читает С.Безруков: «Разбуди меня завтра рано…» (1917г.)

16) Ученик: «Запели тесаные дроги…» (1916г.)

17) Ученик: «О верю, верю, счастье есть!..» (1917-1918г.)

Слово учителя (показ слайдов).

Но встреча была недолгой. Тебя ждут новые друзья, новые дела. А родители остались ждать тебя там – в родном доме.

18) Ученик: «Да! Теперь решено. Без возврата...» (1922-1923г.)

19)Читает С.Безруков: «Я покинул родимый дом…» (1918г.)

20) «Клен ты мой опавший» (песня сопровождается слайдами).

«Так хорошо тогда мне вспоминать,
Что где-то у меня живут отец и мать…»

21) Ученик: «Исповедь хулигана», 1920г. (Так хорошо тогда мне вспоминать…)

22) «Отговорила роща золотая…» (песня сопровождается слайдами).

Слово учителя (Приложение №3).

Много трудностей встречается на твоем пути, но есть память, есть родительский дом, которые спасают тебя от невзгод.

23) «Низкий дом с голубыми ставнями…»

24) Ученик: «Эта улица мне знакома…» (1923г.)

25) Ученик: «Письмо от матери», 1924г. (Чего же мне…)

26) Ученик: «Ответ», 1924г. (Старушка милая…)

Слово учителя (показ слайдов).

Ты знаешь, что должен вернуться, но какие-то дела не дают тебе сделать это. А стыд терзает сердце. Ты слышишь песни детства и понимаешь, что многое вернуть уже нельзя. Нельзя вернуть детство и юность, можно лишь сохранить воспоминание о них в своем сердце.

27) Ученик: «Ты запой мне ту песню, что прежде…» (1925г.)

«Ты одна мне помощь и отрада…»

Слово учителя (показ слайдов).

Где-то там, в низеньком доме, живет твоя мама, которая устала ждать. Ты не умеешь молиться, но как молитву, как заклинание ты произносишь: «Пусть у нее все будет хорошо. Пусть никогда не погаснет свет в ее окне. «Пусть струится над твоей избушкой тот вечерний несказанный свет…»

28) «Письмо к матери» (Ты жива еще, моя старушка?..) (песня сопровождается слайдами).

Слово учителя (показ слайдов).

Письмо – обещание.

Письмо – прощание.

Вряд ли найдется в нашей стране человек, который не знал бы этих строк: они близки сердцу каждого.

Для нас мать – самый дорогой и близкий человек на свете. Рядом с ней, будь нам 5, 20 или 50 лет, мы всегда дети, и у нас всегда есть «помощь и отрада».

Не сразу приходит к нам понимание этого, но чем старше мы становимся, тем острее ощущаем трагизм неизбежной потери и свою вину за то, что не всегда были достаточно благодарны, внимательны, нежны.

Но прошлое не вернешь – надо беречь настоящее.

Как часто мы не успеваем встретиться, сказать самые главные слова самым дорогим для нас людям – отцу и матери. Я очень хочу, чтобы вы всегда находили время и возможность говорить о своей любви своим родителям. Этого нельзя откладывать на потом.

            «Милый мой, ты у меня в груди…»

29) Читает С.Безруков: «Мы теперь уходим понемногу…» (1924г.) (Приложение №4)

30) «Не жалею, не зову, не плачу…» (песня сопровождается слайдами).

Слово учителя.

Мама Сергея Есенина – Татьяна Федоровна - пережила поэта на много лет. И теперь ОНА хранила память о сыне в своем сердце.

31) «До свиданья, друг мой, до свиданья…» (1925г.) (Приложение №5)

Список литературы:

  1. Банчуков Р.В. Из опыта внеклассной работы по литературе. – М., 1985.
  2. Завадская Т.Ф., Соловьева Н.М. Выразительное чтение в 5-9-х классах. - М., 1993.
  3. Зайцев Е.Н. Эстетическое воспитание на уроках литературы в сельской школе. – М., 1978.
  4. Есенин С.А. Полное собрание сочинений. – М., 1999.
  5. Журнал: Литература в школе. – М., 1990-2009.
  6. Лобанов М.П. Размышления о литературе и жизни. – М., 1982.
  7. Читаем, думаем, спорим… Дидакт. материалы по лит.: 5, 6 кл. – М., 1999.
  8. Эвентов И.С. Сергей Есенин. – Л., 1978.