Доклад на педсовете "Роль моего предмета в будущей жизни ученика"

Разделы: Администрирование школы


Педагогический совет – это событие. Сегодня мы проводим расширенный педагогический совет. Цели и задачи такого педсовета призваны объединить усилия всех участников педагогического процесса по поиску оптимальных решений, возникающих проблем. Сегодня на наш педсовет приглашены педагоги и старшеклассники с той целью, что необходимо учитывать мнение всех участников образовательного процесса.

В процессе анализа развития школы и при планировании стратегии развития на повестку дня встал вопрос о характере предметного обучения на этапе предпрофильной подготовки.

Тема педагогического совета: “Роль моего предмета в будущей жизни ученика”.

Цель: выработка единых представлений участников педагогического процесса о генеральных целях предметного обучения в адаптивной школе, влияние предметного обучения на самоопределения ученика в будущей жизни.

Задачи:

  1. осмысление педагогами собственной обучающей, развивающей и воспитательной деятельности в современных условиях.
  2. определения уровня осознания участниками педагогического процесса целей и задач предметного обучения
  3. выявление первоочередных задач предметного обучения в средней школе
  4. включение всех участников педагогического процесса в реализацию задачи формирования выпускника как компетентной личности, способной к самореализации.

Эпиграф.

“Дети святы и чисты. Даже у разбойников и крокодилов они состоят в ангельском чине. Сами, мы можем лезть в какую угодно яму, но их должны окутывать в атмосферу, приличную их чину. Нельзя безнаказанно похабничать в их присутствии… нельзя делать их игрушкою своего настроения: то нежно лобызать, то бешено топтать их ногами….” (А.П.Чехов)

Главная задача российской образовательной политики – обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Для решения этой задачи в школе разработана и реализуется программа развития образовательного учреждения на период до 2010 года.

В основу концепции развития школы заложена идея о том, что непременным условием развития индивидуальности учащихся и педагогов является самореализация. Следовательно необходимо создать максимальные возможности для того, чтобы образовательный процесс в школе строился как поле выбора в сфере содержания, темпов, форм, методов и условий урочной и внеурочной деятельности, а ученик и учитель стали субъектами выбора сфер самореализации.

Для осуществления этого выбора и связанной с ним самореализации ученик и учитель должны:

  1. осознавать себя как индивидуальность, свои особенности и проблемы;
  2. обладать способностью к самостоятельной образовательной деятельности в разных сферах, т.е. сформированными информационно-коммуникативными умениями.

Реализация этой концепции в условиях образовательного учреждения приводит к ряду изменений в образовательном процессе, в ходе которых урок перестаёт быть единственной формой приобретения и передачи знаний, активно внедряются в образовательную практику альтернативные формы образовательной деятельности, участвуя в которых ученик приобретает следующее:

  • опыт самостоятельной образовательной деятельности, в том числе исследовательской, творческой;
  • информационные умения, связанные с поиском, анализом, оценкой, структурированием и обработкой информации;
  • коммуникативные умения (работа в команде, взаимодействие с другими людьми, ведением дискуссии, защита своей точки зрения и прочее);
  • организационные и проектировочные умения (постановка цели деятельности, планирование её этапов, прогнозирование её результатов и прочее).

В современной школе специализация обучения осуществляется в основном через предметы, предметные области или – более широко – области знания (естественнонаучное, гуманитарное, техническое направление). В рамках концепции развития индивидуальности “специализация” формируется не на предметном содержании, а на способах деятельности, хотя при этом учащиеся имеют возможность реализовать свой интерес к изучению тех или иных предметов или предметных областей.

Под способами деятельности подразумевается технологии работы с информацией (поиск в различных источниках, обработка, структурирование, представление, защита) и технологии групповой, командной деятельности.

Внедрение в практику этих идей возможно при следующих условиях:

  • смыкание урочной и внеурочной работы учащихся в единую систему, стержнем которой является информационно-коммуникативная направленность образования;
  • активное использование альтернативных форм образовательной деятельности в практике обучения;
  • оптимизация форм и методов традиционного урока.

Кроме того, необходимо накопление банка следующих методических и дидактических материалов:

  • система заданий для развития информационно-коммуникативных умений на уроках;
  • система дидактических работ по определению уровня сформированности информационно-коммуникативных умений учащихся.

Этими потребностями определяются основные направления учебной и научно-методической работы в школе. За счёт реализации этих направлений осуществляется индивидуализация образовательного процесса в школе, и создаются условия для развития индивидуализации учащихся и педагогов.

В связи с этим особое место в системе работы с детьми занимает теория, методика и технологии образовательной адаптивности. Адаптивность понимается как создание взаимосогласованного образовательного поля, в котором различные предметы “кивают” друг на друга и центром которого является человек, объединяющий в себе физическую, биологическую и социокультурную стороны.

И так, кто они наши ученики? Чему мы хотим их научить?

Наши ученики – это многогранно развивающаяся личность с особенностями характера, способностями, склонностями и увлечениями, субъекты учебного процесса.

Мы хотим, чтобы наши ученики не были похожи друг на друга, понимали друг друга и адекватно оценивали окружающий мир, умели жить полноценной жизнью в современных условиях. Это возможно при условии, что мы выпустим человека, умеющего думать, анализировать и соответственно делать выбор. Во многом от нас зависит, состоится ли как личность наш ученик, сможет ли он реализовать себя и, наконец, как сложится его судьба. Школьные предметы и помогают решить эти проблемы.

Когда-то в древности Великий Учитель решил испытать своих учеников, предложив им выбрать для себя мечи. Один из них выбрал лёгкий меч, надеясь сохранить силы в долгом походе. Другой выбрал длинный меч, надеясь поразить им больше противников с безопасного расстояния. Но самым мудрым оказался третий ученик, который выбрал для себя самый удобный меч, ставший продолжением его руки. Мы как Великий Учитель, должны как раз и дать в руки ученику тот самый удобный меч Знаний, который станет для него необходимой частью жизни.

Мы передаём свои знания ребёнку, помогаем ему стать высоконравственной, культурной, творчески активной, социально зрелой личностью, конкурентно способной на рынке труда. Это включает в себя набор интегральных характеристик: социокультурную компетентность, профессиональную направленность личности и её интеллектуальную и эмоциональную гибкость.

Указанные качества необходимо формировать задолго до момента их выпуска из стен школы. Поставленные задачи учителя-предметники решают на своих уроках.

Так, например, изучение математики формирует ясность и чёткость мысли, критичность мышления, развивает интуицию и логическое мышление, тренирует способность к преодолению трудностей.

Изучение биологии помогает грамотно выстроить ценности будущей личности (здоровый образ жизни, бережное отношение к природе, создание крепкой здоровой семьи).

Физика формирует мировоззрение. Изучив её, можно сделать вывод: мир един, всё изменяется в мире, всё развивается, и мы развиваемся вместе с ним.

Филологическое образование нацелено на формирование определённых компетенций – языковой, лингвинистической, коммуникативной и культурологической.

Занятие физической культурой даёт возможность поддерживать физическую форму. И если ребята научатся достигать высоких результатов в спорте, тогда смогут построить жизненную, карьерную лестницу, легко преодолеть любые трудности, будут способны к самореализации.

У нас есть желание передать свои знания ученикам, но всегда ли наши желания совпадают с потребностями учеников.

Среди учащихся проводилось анкетирование “Как вы относитесь к учёбе по различным предметам?”

Результаты анкетирования.

В анкетировании принимали участие 231 учащийся 8 – 11 классов.

 

На уроке бывает интересно

50%

История

48%

Литература

46%

Информатика

 

Предмет полезен для будущей профессии

56%

Русский язык, математика

36%

История, обществознание, информатика

 

Стремятся узнать больше, чем требует учитель

30 %

Информатика

23%

История

 

Узнают много нового

52%

История

45%

Химия, информатика

 

 

Заставляет думать

60%

Алгебра, геометрия

51%

Химия

 

Родители заставляют учить

45%

Русский язык, математика

В процессе анализа ответов на вопросы анкеты были сделаны выводы: чем больше нового и интересного, мы сообщаем на уроке, тем выше интерес учащихся к нашему предмету. Следовательно, чтобы сделать учение привлекательным, нужно проводить уроки в интересной форме. Это достигается применением разнообразных и интересных средств обучения, созданных самим преподавателем.

На выбор профессии влияет мнение родителей, а также степень интереса учащихся к данному предмету.

Информатика для многих учащихся интересна, легко даётся и многие связывают с ней свою будущую профессию, возможно, это объясняется бурным развитием всемирной информатизацией.

Продолжая дальше, возникает вопрос: Какой он современный ученик? О чём думает? Чего хочет добиться в жизни? Послушаем учащихся 11 “а” класса .. и…., которые изложат свои взгляды на различные учебные предметы более развёрнуто. (выступление учащихся).

Теперь послушаем педагогов. Было предложено ответить на вопрос “Почему я в профессии?”. Учителя разных предметных групп подготовили выступления…

Выслушав мнение коллег, приходим к выводу, что каждый предмет имеет определённое значение в будущей жизни учащихся. Изучая тот или иной предмет, ребёнок приобретает, определённые знания, умения, навыки, компетентность. Каждый учитель-предметник призван воспитывать и развивать, каждый учебный предмет должен стать, прежде всего средством развития личности ученика, дать возможность реализовать свой интерес к изучению тех или иных предметов, содержание школьных предметов должно быть направленно на ознакомление с миром профессий, а характер и профессионализм учителей важным средством воспитания значимых черт характера и качеств личности.

Говоря о стратегии достижения обозначенной выше целит, необходимо подчеркнуть главную её особенность – отказ от обезличенности традиционных ЗУН и формирование субъективной позиции школьника по отношению к своей собственной биографии. Образование обеспечивает освоение позиции “соавтора”, “соучастника”, “сопроектировщика”, что придаёт значительный импульс учебной мотивации и, в свою очередь приводит к снятию психологических препятствий для усвоения “простого программного материала” за счёт стимулирования произвольного внимания, автоматического, попутного запоминания, деятельностного освоения знаний. Самостоятельное построение своего жизненного проекта в контексте социального служения и персональной ответственности одно только предоставляет возможность ответственно распоряжаться своей жизнью, быть нравственным и разумным хозяином своей судьбы, дела, дома, государства и поэтому есть самый важный признак свободного человека.

Идея компетентностного-ориентированного образования – один из ответов системы образования на целостный социокультурный заказ, содержащий требования достижения высокого качества жизни. Компетентностный подход к образованию, не отрицая необходимости формировать знаниевую базу и комплекс навыков и умений, а также элементов функциональной грамотности, позволяет достичь интегрированного результата компетентности.

Компетентность представляет собой “культурное новообразование” личности, то есть совокупность ценностей, убеждений, знаний, мотивов, привычных и знакомых действий, “дорастающих” до полноценных деятельностей. Совокупность, имеющую свои многочисленные прототипы в мире “большой культуры”.

Обеспечивая компетентности выпускника, школа формирует и внутренний ресурс личностного развития выпускника для всей последующей жизни, и способность использовать его, усиливать и пополнять за счёт внешних ресурсов.