Конкурс эрудитов по литературе

Разделы: Литература


БЛОК 1. ОБРАЗНЫЕ СРЕДСТВА (ТРОПЫ). 

Из предложенных вариантов правильный ответ один.

1.1. Найдите эпитет (1 б.):

А. деревянные баклажки;
Б. широкие полосы;
В. серебряно-розовый свет;
Г. дальнее зарево.

1.2. Найдите олицетворение (1 б.):

А. крик лебедя;
Б. глядели звезды;
В. близость Днепра;
Г. мир насекомых.

1.3. Найдите сравнение (1 б.):

А. понюхала воздух, как гончая собака;
Б. как мы уже видели;
В. на столбиках, какие были в предместье;
Г. выработывали довольно мелко ногами.

1.4. Найдите метафору (1 б.):

А. ночное небо освещалось заревом;
Б. пестрые суслики становились на задние лапки;
В. степь курилась благовонием;
Г. синели верхушки отдаленного леса.

1.5. Определите образное средство (4 б.):

А. ветерок чуть дотрагивался до щек;
Б. мать, как степная чайка, вилась над детьми своими;
В. звонкое ржание;
Г. русский характер получил здесь могучий, широкий размах, дюжую наружность.

1.6. Какие еще образные средства и стилистические фигуры вы знаете? (Название, краткое определение, пример). по 1 б. за полный ответ (но не более 5 б.)

БЛОК 2. ЗАДАНИЯ НА ЗНАНИЕ ТЕКСТА ПОВЕСТИ Н.В. ГОГОЛЯ «ТАРАС БУЛЬБА».

2.1. Соотнесите героя и его реплику (4 б.):

1. Тарас Бульба.
2. Остап.
3. Андрий.
4. Янкель.

А. А наш брат: ему и пейсики оборвут, …а никто не даст ста червонных.
Б. Думаете, купили спокойствие и мир; думаете, пановать станете?
В. Задай мне службу самую невозможную –… я побегу исполнять ее!
Г. Батько! где ты? Слышишь ли ты?

2.2. Соотнесите героя и описание его гибели (6 б.):

1. Шило.
2. Андрий.
3. Бородатый.
4. Тарас Бульба.
5. Бовдюг.
6. Остап.

А. И польстился корыстью …: нагнулся, чтобы снять с него дорогие доспехи… И не услышал …, как налетел на него сзади красноносый хорунжий … и ударил его саблей по нагнувшейся шее.
Б. А уже огонь подымался над костром, захватывал его ноги и разостлался пламенем по дереву… Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая пересилила бы русскую силу!
В. Не добивай, козак, врага, а лучше поворотись назад!.. Упал он, наложил руку на свою рану и сказал, обратившись к товарищам: «Прощайте, паны-братья, товарищи! Пусть же стоит на вечные времена православная Русская земля и будет ей вечная честь!»
Г. Прямо под самое сердце пришлась ему пуля, но собрал старый весь дух свой и сказал: « Не жаль расставаться с светом. Дай Бог и всякому такой кончины! Пусть же славится до конца века Русская земля!»
Д. Как хлебный колос, подрезанный серпом, как молодой барашек, почуявший под сердцем смертельное железо, повис он головой и повалился на траву, не сказавши ни одного слова.
Е. Ни крика, ни стону не было слышно даже тогда, когда стали перебивать ему на руках и ногах кости, когда ужасный хряск их послышался среди мертвой толпы…

2.3. Назовите героя, которому принадлежит реплика (6 б.):

А. Да так, хоть ты мне и батько, а как будешь смеяться, то, ей-богу, поколочу!
Б. Пусть хранит вас… Божья матерь… пришлите хоть весточку о себе…
В. …Я везу всякий нужный запас для козаков и по дороге буду доставлять всякий провиант по такой дешевой цене, по какой еще ни один жид не продавал.
Г. А что мне отец, товарищи и отчизна?
Д. Хочется мне вам сказать, панове, что такое есть наше товарищество.
Е. Нет, я не в силах ничем возблагодарить тебя, великодушный рыцарь.

2.4. Расположите эпизоды по порядку (9 б.):

А. Рубится и бьется Тарас, сыплет гостинцы тому и другому на голову, а сам глядит все вперед на Остапа и видит, что уже вновь схватилось с Остапом мало не восьмеро разом. …Но как тяжелым камнем хватило его самого в ту же минуту.
Б. Движимый состраданием Андрий швырнул беснующемуся один хлеб, на который тот бросился, подобно бешеной собаке, изгрыз, искусал его и тут же, на улице, в страшных судорогах испустил дух от долгой отвычки принимать пищу.
В. Освободите мне моего Остапа! Дайте случай убежать ему от дьявольских рук. …Все, какие у меня есть, дорогие кубки и закопанное в земле золото, хату и последнюю одежду продам и заключу с вами контракт на всю жизнь, с тем чтобы все, что ни добуду на войне, делить с вами пополам.
Г. Она взяла хлеб и поднесла его ко рту. С неизъяснимым наслаждением глядел Андрий, как она ломала его блистающими пальцами своими и ела…
Д. Они приблизились уже к лобному месту. Остап остановился. Ему первому приходилось выпить эту тяжелую чашу… Палач сдернул с него ветхие лохмотья; ему увязали руки и ноги в нарочно сделанные станки…
Е. Так вот какая моя речь: те, которым милы захваченные татарами, пусть отправляются за татарами, а которым милы полоненные ляхами и не хочется оставлять правого дела, пусть остаются.
Ж. Когда очнулся Тарас Бульба от удара и глянул на Днестр, уже козаки были на челнах и гребли веслами; пули сыпались на них сверху, но не доставали. И вспыхнули радостные очи у старого атамана.
З. Разогнался на коне Андрий и чуть было уже не настигнул Голокопытенка, как вдруг чья-то сильная рука ухватила за повод его коня. Оглянулся Андрий: перед ним Тарас! Затрясся он всем телом и вдруг стал бледен…
И. Панночка видала тебя с городского валу вместе с запорожцами. Она сказала мне: «Ступай скажи рыцарю: если он помнит меня, чтобы пришел ко мне; а не помнит – чтобы дал тебе кусок хлеба для старухи, моей матери, потому что я не хочу видеть, как при мне умрет мать…»

2.5. Исправьте несоответствия (по одному) в характеристике героев (3 б.):

Остап.
А. За обиду не посмотрю и не уважу никого.
Б. Хотя он и был навеселе и в голове его еще бродил хмель, однако ж не забыл ничего.
В. Он в один миг мог вымерять всю опасность и все положение дела…
Г. Жалко ему стало брата…: «Предадим же, батько, его честно земле…»

Андрий.
Д. Э, да ты мазунчик, как я вижу!
Е. Четыре раза закапывал он свой букварь…
Ж. Кипел жаждою подвига, но вместе с нею душа его была доступна и другим чувствам.
З. …Одним бешеным натиском своим производил такие чудеса…

Тарас.
И. Козак не на то, чтобы возиться с бабами.
К. Я грамоте разумею не сильно, а потому и не знаю: Гораций, что ли?
Л. …с помощью изобретательного ума своего умел увертываться от наказания.
М. Ему не по душе была такая праздная жизнь – настоящего дела хотел он.

2.6. Смысл жизни для старого Тараса состоит (1 б.):

А. в воспитании достойных сыновей;
Б. в поддержании традиций Запорожской Сечи;
В. в защите родной земли.

2.7. Героев-запорожцев с былинными богатырями роднит (1 б.):

А. стремление к славе;
Б. физическая сила;
В. героическая борьба за свободу и независимость Родины.

2.8. Повесть написана в стиле (1 б.):

А. эпического сказа;
Б. семейной хроники;
В. исторического исследования.

БЛОК 3. ЗАДАНИЯ ОБЩЕЛИТЕРАТУРНОГО ХАРАКТЕРА.

3.1. Соотнесите литературоведческое понятие и его определение (6 б.):

1. рассказ;
2. басня;
3. сказка;
4. сказ;
5. пьеса;
6. баллада.

А. Занимательный рассказ о необыкновенных, вымышленных событиях и приключениях.
Б. Краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный, аллегорический смысл.
В. Стихотворение, в основе которого чаще всего лежит историческое событие, предание с острым, напряженным сюжетом.
Г. Небольшое повествовательное произведение, объединенное сюжетом и состоящее из одного или нескольких эпизодов.
Д. Жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды; для него характерно сочетание точных зарисовок народного быта и нравов со сказочно-фантастическим миром фольклора.
Е. Литературное произведение, предназначенное для постановки на сцене.

3.2. Соедините героев одного произведения, укажите его название (10 б.).

1. Хрюкин
2.
Феврония
3.
Андрий
4.
Степан Парамонович
5.
Мисс Жаксон
6.
Дубровский
7. Вероника
8.
Гаргантюа
9.
Тильтиль
10.
Илья Муромец
А. Караколь
Б.
Кирибеевич
В. Пантагрюэль
Г. Митиль
Д. Петр
Е. Соловей-разбойник
Ж.
Лиза Муромская
З.
Очумелов
И.
Орина Егоровна Бузырева
К. Кукубенко

3.3. Расположите в хронологическом порядке (6 б.):

А. М.Ю. Лермонтов «Беглец»;
Б. К.Г. Паустовский «Кот-ворюга»;
В. А.С. Пушкин «Кавказский пленник»;
Г. Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»;
Д. С.А. Есенин «Береза»;
Е. Ермолай-Еразм «Повесть о Петре и Февронии».

3.4. Соотнесите фамилии писателей и даты их жизни (6 б.):

1. С.А. Есенин
2.
В.Ю. Драгунский
3.
М.Ю. Лермонтов
4. Л.Н. Толстой
5.
А.С. Пушкин
6.
Ф. Рабле
А. 1494-1553
Б. 1799-1837
В. 1814-1841
Г. 1828-1910
Д.
1895-1925
Е.
1913-1972

3.5. Соотнесите название произведения и его жанр (11 б.):

1. Жизнь и подвиги Геракла
2.
«Няне» А.С. Пушкин
3.
«Вересковый мед» Р. Стивенсона
4.
«Богатырское слово»
5.
«Дубровский» А.С. Пушкина
6. «Черная курица…» А. Погорельского
7. «Угон быка из Куалнге»
8. «Дары волхвов» О. Генри
9. «Выстрел» А.С. Пушкина
10.
«Тень» Е.Л. Шварца
11.
«Бежин луг» И.С. Тургенева
А. былина
Б.
роман
В.
сказка
Г.
очерк
Д.
сага
Е.
повесть
Ж.
рассказ
З.
стихотворение
И.
баллада
К.
пьеса
Л.
миф

Максимальное количество баллов: 83.

КЛЮЧИ.

1.1. В. 1.2. Б. 1.3. А. 1.4. В. 1.5. А. О (М) Б. С (М) В. Э Г. М

2.1. 1Б 2Г 3В 4А

2.2 1В 2Д 3А 4Б 5Г 6Е

2.3. А. Остап Б. мать В. Янкель Г. Андрий Д. Тарас Е. панночка

2.4. И Б Г Е З А В Д Ж

2.5. Остап А В Г Е ; Андрий Д Ж З Л ; Тарас И К М Б

2.6. В. 2.7. В. 2.8. А.

3.1. 1Г 2Б 3А 4Д 5Е 6В

3.2. 1З «Хамелеон»; 2Д «Повесть о Петре и Февронии Муромских»;

3К «Тарас Бульба»; 4Б «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»;

5Ж «Барышня-крестьянка»; 6И «Дубровский»; 7А «Город Мастеров»;

8В «Гаргантюа и Пантагрюэль»; 9Г «Синяя птица»;

10Е «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

3.3 Е В А Г Д Б

3.4. 1Д 2Е 3В 4Г 5 Б 6 А

3.5. 1Л 2З 3И 4А 5Б 6В 7Д 8Ж 9Е 10К 11Г

Приложение 1, Приложение 2.