Урок алгебры в 7-м классе по теме "Что такое функция?"

Разделы: Математика


Цель урока: самостоятельное изучение материала по учебнику, более широкое представление о функции.

Оборудование: учебник «Алгебра-7» под редакцией Теляковского, мультимедийный проектор.

Ход урока.

I. Проверка домашней работы.

Накануне учащимся было дано задание самостоятельно разобраться с материалом п. 10 «Что такое функция» учебника, подготовить ответы на вопросы, а потом решить  задания №№ 252-254.

Вопросы:

  1. С какими величинами и зависимостями между ними мы встречаемся в жизни?
  2. Что такое зависимая переменная и что такое независимая переменная, и как они еще называются?
  3. Какую зависимость называют функциональной?
  4. Что такое область определения и что такое множество значений функции?

Пока три ученика готовят на доске решение домашнего задания, идет фронтальная работа с классом. Разбираются примеры из учебника и делаются выводы:

  • функция есть зависимость площади квадрата от длины его стороны – из примера 1;
  •  путь есть функция от времени при постоянной скорости – из примера 2;
  •  температура есть функция от времени – из примера 3;
  • стоимость проезда есть функция от времени поездки или расстояния – из примера 4.

Одновременно выясняем и способы задания функции: описание, формула, график, таблица. Затем выясняем, что такое функция, аргумент, область определения и область значений.

После разбор домашнего задания №№ 252-254.

II. Объяснение нового материала.

Рассмотрим рисунок 1. Представим себе, что это автобус, а множества Х – пассажиры, У – места в автобусе. Пусть пассажиры рассаживаются так: мама (m) занимает кресло № 1, ребенок (r) - кресло № 2, папа (p) - №3, дядя (d) - № 4, тетя (t) - № 6.


Рис. 1

Неважно, что часть кресел осталась незанятой. Главное то, что каждому пассажиру (каждому элементу из Х) досталось одно место ( поставлен в соответствие единственный элемент из У). Это функция.

Обстоятельства изменились, маму просят взять ребенка на руки. Получается такая картина (Рисунок 2).


Рис. 2

Все равно, это функция, так как выполнено условие: каждому элементу из Х поставлен в соответствие единственный элемент из У.


Рис. 3

В этом автобусе едет «крутой» дядя, который хочет в одно кресло сесть, а на другое положить ноги (Рисунок 3). Такое соответствие функцией не является.


Рис. 4

Затем демонстрируются еще картинки, созданные учителем, по которым следует определить, является ли изображенная зависимость функцией (Рисунок 4, рисунок 5, рисунок 6).


Рис. 5


Рис. 6

Переходим к следующему этапу урока – рассмотрению понятий «область определения» и «область значений функции» по графику изменения температуры за сутки (Приложение).

III. Тренировочные упражнения № 260, № 256.

IV. Самостоятельная работа


Рис. 7

Самопроверка.

V. Задание на дом.

№ 253, № 259 и рисунки.