Интегрированный урок литературного чтения и музыки в 3-м классе "Жизнь дана на добрые дела"

Разделы: Начальная школа


Цели: Развивать литературную речь учащихся, творческое воображение через слово, музыку, живопись, выразительное чтение и умение формулировать идею произведения.

Ход урока

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

2. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА

Учитель: Сегодня у нас немного необычный урок. Это урок-мастерская, где каждый из вас будет сочинять, рисовать, слушать, разгадывать, создавать свое, то есть мы все будем творить.

- Тема нашей встречи… Разгадайте ее пожалуйста, сами. Перед вами буквенное табло (на мультимедиа – по ходу разгадывания на табло появляется название темы)

- Первое слово – это существительное, лексическое значение которого – существование человека, проявление его деятельности, энергию Образовано от глагола жить.

Дети: Жизнь.

Учитель: Четвертое слово – прилагательное. Так называют отзывчивых, душевных, положительных людей, делающих полезные поступки.

Дети: Добрые.

Учитель: Пятое – синонимы этого существительного – работа, труд, деятельность.

Дети: Дела.

Учитель: Какая же тема нашей мастерской?

Дети: Жизнь дана на добрые дела.

3. РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА

Учитель: От прилагательного «добрые» образуйте существительные.

Дети: Добро, доброта.

Учитель: Произнесем вместе: «добро», «доброта». Какие звуковые ассоциации возникают, когда вы слышите эти слова?

Дети: Дом, день, дело, душа, дарить, дар и т.д.

Учитель: Подберите смысловые ассоциации к словам «добро» и «доброта».

Дети: Добро – это красота, душевность, ласка, тепло, счастье, веселье, жизнь, отзывчивость, любовь, праздник, мама, радость, смех, улыбка, семья. (учитель записывает слова на доске)

Учитель: Перед вами смысловая цепочка слов, связанных с нашим главным, ключевым словом «добро». Посмотрите внимательно и выберите слово, которое притягивает ваше внимание. (ответы детей)

Учитель: А сейчас возьмем кисти и краски, с их помощью оживим выбранное слово.

(Звучит произведение Э.Грига «Французская серенада». Дети рисуют под музыку.)

Выставка работ, комментируются рисунки

Учитель: Посмотрите внимательно, какова цветовая гамма слова «добро». (ответы детей)

Учитель: Ребята, а как вы думаете, легко ли быть добрым? Об этом мы узнаем, послушав песню.

(Звучит песня «Доброта» сл. Н. Тулуповой, муз. И. Лученка)

Учитель: Какие замечательные слова: «Доброта приносит людям радость и взамен не требует награды». Ребята назовите, пожалуйста, произведения, изученные нами, в которых мы встречались с добрыми людьми, добрыми, бескорыстными поступками.

Викторина.

Назвать автора и произведение.

  1. «Дочка по целым дням на перине валялась да пряники ела, а падчерице с утра до ночи и присесть некогда: то воды натаскай, то хворосту привези … Знала она и зимний холод, и летний зной, и весенний ветер, и осенний дождь.» (ответы детей – Самуил Маршак «Двенадцать месяцев»)
  2. «Ваня нашел на дороге пушистые, покрытые серебряными мягкими волосами листья, вырвал их, положил на сосенку и развернул зайца. Заяц посмотрел на листья, уткнулся в них головой и затих … Ваня взял его на руки, побежал напрямик через лес – надо было поскорее дать зайцу напиться из озера» (К.Паустовский «Заячьи лапы»)
  3. «И с тех пор стала она ему каждый день, крадучись, молока носить. А то делают татары из козьего молока лепешки сырные и сушат их на крышах, так она эти лепешки ему тайком принашивала» (Л.Толстой «Кавказский пленник»)
  4. «И вдруг она почувствовала, что ведро стало легким. Чья-то рука, которая показалась ей огромной, взяла ручку ведра. Это был человек, неслышно подошедший сзади. Девочка не испугалась. Человек заговорил с ней. Голос у него был спокойный, тихий» (В.Гюго «Козетта»)
  5. «Подошел я и посмотрел, Марусе в лицо. Глаза Маруси были карие, и смотрели они ласково. Видно было, что ждала она нас долго, наконец-то дождалась и теперь крепко рада. «Нет, - твердо решил я, отбрасывая носком сапога валявшиеся черепки голубой чашки. Это все только серые злые мыши» (А.Гайдар «Голубая чашка»)
  6. «своими нежными руками она рвала злую, жгучую крапиву. И пальцы ее покрывались большими волдырями, но она с радостью переносила боль: только бы спасти милых братьев! Она нарвала целую охапку крапивы, потом размяла ее голыми ногами и стала вить длинные зеленые нити» (Д.Андерсен «Дикие лебеди»)
  7. «Какие-то школьники ехали в том же трамвае. Встали они, уступают нашим старикам места: «Садитесь, пожалуйста, дедушки и бабушки» Смутились старики, покраснели. А школьники попались вежливые, воспитанные, просят стариков, уговаривают… С бою взяли, чудом вернули они потерянное понапрасну время» (Е.Шварц «Сказка о потерянном времени»)

Учитель: Молодцы! Всегда приятно встретиться с добрыми и чуткими людьми, которые умеют дарить тепло и нежность, которые при встречи отдают частичку своего сердца. Вот с таким человеком и встретилась маленькая девочка Дагни в еловом лесу. Как называется рассказ, и кто его написал?

Дети: Константин Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

Учитель: Да, это рассказ К.Паустовского о норвежском композиторе Эдварде Григе.

(на мультимедиа портреты К.Паустовского и Э. Грига)

- Композитор Эдвард Григ проводил осень в лесах около Бергена.

Закройте глаза. Постарайтесь представить себе тот осенний лес, ощутить его запахи.

Чтение учителем описания леса на фоне музыки Э. Грига «Благодарность». На партах лежат еловые веточки.

Учитель: Откройте глаза. Что же вы почувствовали? Чем пахнет осенний еловый лес?

Дети: Свежестью, грибами, листьями…

Учитель: Какими звуками наполнен лес?

Дети: Звуками падающих листьев, шелестом травы…

Учитель: Зачем приходил сюда, в этот осенний лес, не однажды Григ?

Дети: Полюбоваться красотой природы. Эта красота вдохновляла его на написание произведений.

Учитель: А что делала в лесу дочь лесника, Дагни?

Дети: Она собирала еловые шишки.

Учитель: Перечитаем разговор композитора с Дагни.

Чтение учащимися по ролям.

Учитель: Почему Григу захотелось сделать подарок Дагни?

Дети: Дагни понравилась Григу. У девочки доброе сердце, она умеет думать и печалиться о других.

- Она мала, но трудолюбива…

- Она доверчива …

- Она мила, красива …

- Она чуткая …

Учитель: Что надеялась получить в подарок Дагни?

Дети: Игрушку, куклу…

Учитель: Подарки всегда ждешь с нетерпением. Почему же Григ отсрочил свой подарок, пообещал его подарить через 10 лет?

Дети: Григ решил подарить музыку. Не всегда маленькие дети понимают сложную музыку, поэтому композитор решил сделать подарок к 18-летию Дагни.

Учитель: О чем была написанная Григом музыка? Найдите и прочитайте отрывок, в котором словами выражено главное настроение мелодии, сочиненной для Дагни.

Чтение учащимися отрывка.

Учитель: Послушайте это настроение в музыке. Чтобы понять и почувствовать музыку, ее нужно слушать в тишине.

(Звучит мелодия Э.Грига. «Утро»)

Ответы детей.

Учитель: Найдите в тексте строки, где описывается, что услышала Дагни в музыке.

Дети зачитывают эти строки.

Учитель: Почему же теперь Дагни плакала, слушая музыку Грига?

Дети: Это были слезы благодарности. Люди плачут не только от горя, но и от больших, хороших чувств; кроме того, Дагни жаль, что Григ уже умер и она не скажет ему спасибо за чудесный подарок.

Учитель: Так за что же Дагни была благодарна Григу? Прочитайте.

Дети: «За вашу щедрость, за то, что вы открыли передо мной прекрасное, чем должен жить человек»

Учитель: Чем же должен жить человек?

Дети: Человек должен видеть красоту окружающего мира, совершать благородные поступки, дарить сове творение людям.

Учитель: Эдвард Григ умер. Он похоронен на своей родине – В Норвегии – в скале над вечно волнующимся морем, но он живет в своих бессмертных произведениях.

- Мы должны быть благодарны и писателю К.Паустовскому за то, что он подарил нам такой замечательный рассказ о великом норвежском композиторе Григе – этом «Добром волшебнике и большом музыканте». Оба они – великие мастера! Один – словом, другой – музыкой пробуждают нас и добрые чувства.

- Наверное, и вы ребята, в своей жизни встречали людей, которые охотно давали, дарили не обязательно вещи, но хорошее настроение, улыбку.

- А вот сейчас слова вам. Пусть каждый из вас скажет, напишет свое слово о доброте. Это могут быть небольшие творческие зарисовки, рассказы, сказки. Пусть что-то маленькое, но такое, от чего другому человеку стало приятно, а у вас на душе светлее.

Под спокойную музыку ребята пишут на разноцветных волшебных лепестках.

Учитель: Зачитывать мы не будем. Кричать о своих делах не стоит, потому что, как гласит английская пословица: «Кто добр поистине, добро творит в молчании».

Посмотрите, доброта – это как сказочный цветок, который может расцвести в душе каждого из нас.

Из разноцветных волшебных лепестков на доске складывается цветок.

Чтение учащимися стихотворения Л.Татьяничевой. «Что ты сделал хорошего?»

Достается недешево
Счастье трудных дорог.
Что ты сделал хорошего,
Чем ты людям помог?
Этой мерой измеряются
Все земные труды,
Может, вырастишь деревце
На земле Кулунды?
Может, строишь ракету?
Гидростанцию? Дом?
Согреваешь планету
Своим мирным трудом?
Иль под снежной порошей
Жизнь спасаешь кому?
Делать людям хорошее –
Хорошеть самому!

4. ИТОГ УРОКА

Учитель: В заключение нашей встречи я хочу поблагодарить вас за работу, за творчество и пожелать вырасти добрыми и надежными людьми.