Развитие мелкой моторики как показатель интеллектуальной готовности к школьному обучению.

Разделы: Работа с дошкольниками


Истоки творческих способностей детей и их дарований – на кончиках  пальцев… Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки, тем     тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребёнка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок. 

В.А.Сухомлинский. 

Введение

В прошлом веке знаменитая сегодня Мария Монтессори заметила связь между развитием тонких движений руки и речью детей. Она заключила, что если с речью не все в порядке, в этом наверняка виновата мелкая моторика. Уже позже биологами было установлено, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. И, если мы развиваем мелкую моторику, то тем самым активизируем и соседние зоны мозга, отвечающие за речь.

Как мы обычно развиваем мелкую моторику? С двух-трехлетками играем в игры-шнуровки, сороку-ворону, перебираем различные крупы. Детей постарше учим застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки, раскрашивать рисунки по контуру. Ведь, даже если с речью все в порядке, мелкая моторика все равно может быть не развита. Если в 4 года ребенок не может застегнуть пуговицы, если в 5 лет из пластилина ничего, кроме колбасок, не лепится, если в 6 лет пришивание пуговицы – непосильная задача, это повод бить тревогу. Ведь развитие мелкой моторики рук дошкольниковэто важный этап и при подготовке к школе, к письму.

Основная часть

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6 – 7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.

Работая над развитием мелкой моторики и координации движений рук, я решаю сразу две задачи:

  1. косвенным образом влияю на общее интеллектуальное развитие ребёнка;
  2. готовлю его к овладению навыками письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.  

Я считаю, что особую роль в подготовке руки к письму играет ручной труд, а в частности, рукоделие: вышивка, шитье. Ручной труд способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе изготовления поделок постепенно формируется система специальных навыков и умений.

Задачи, которые я ставлю перед собой на занятиях:

  1. Развитие творческих и конструктивных способностей с учётом индивидуальных возможностей каждого ребёнка.
  2. Развитие умения создавать конструкции по образцу, словесной инструкции, развитие мышления, внимания, зрительного восприятия, воображения детей, мелкой моторики рук и координации движений.
  3. Воспитание усидчивости, самостоятельности, умения доводить дело до конца.

Этим направлением лучше заниматься с детьми подготовительной группы. На занятиях дети познакомились с разными видами ткани, научились вдевать нитку в иголку, пришивать пуговицы, делать аппликации из ткани.   

В данной статье мне хотелось бы поподробнее остановиться на одном из направлений – изонить - техника, напоминающая  вышивание. Она заключается в создании художественного образа путем пересечения цветных нитей на картоне.

Занятия изонитью способствуют развитию у ребенка:

  • мелкой моторики пальцев;
  • сенсорного восприятия (цветовое восприятие, подбор цвета к фону);
  • глазомера;
  • логического мышления;
  • математических представлений (геометрическая форма, количество и счет, ориентировка на плоскости)
  • воображения;
  • волевых качеств (усидчивости, терпения, умения доводить работу до конца);
  • художественных способностей и эстетического вкуса.

К занятиям изонитью проявляют устойчивый интерес и девочки, и мальчики. Главное условие, обучение должно идти последовательно, систематически, но не чаще одного раза в неделю.

Методика работы с детьми:

  1. Познакомить с историей происхождения данной техники;
  2. Познакомить детей с инструментами и материалами для работы с изонитью;
  3. Показать, как пользоваться данными инструментами (иглой шилом)
  4. Начинать обучение с простейших рисунков.

Не забывайте  хвалить ребенка даже за самый незначительный успех, приучайте ребенка к терпению, усидчивости, аккуратности и старательности.
Обучение технике изонити может проходить в разных формах: на занятиях с подгруппой, индивидуально.    

Заключение

Ежегодная диагностика показывает, что дети хорошо справляются с задачами, которые я перед ними ставлю, успешно овладевают необходимыми знаниями, умениями и навыками.  Мои воспитанники  теперь могут самостоятельно ремонтировать свою и кукольную одежду, пришить пуговицы и др.     

Таким образом, в процессе работы по своей теме, я поняла, что уровень развития мелкой моторики – один из важных показателей интеллектуальной готовности детей к школе и самостоятельной жизни; ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развита память, внимание, связная речь.

Приложение