Урок-практикум "Изобразительно-выразительные средства в языке художественной литературы"

Разделы: Литература


Учебная цель:  повторение, расширение и углубление знаний об основных литературных понятиях.

Развивающая: развитие умения анализировать поэтический текст с точки зрения художественных средств языка.

Воспитательная: воспитывать любовь к поэтическому слову, чувство гордости, чуткого отношения к русскому языку, к русской поэзии.

Ход урока

1.Слово учителя.

Сегодня мы проведем урок – практикум, целью этого урока будет повторение и обобщение знаний по теории литературы, эти знания помогут вам выполнить задания части  В  ЕГЭ по литературе.

Структура урока - практикума следующая: каждой группе выдаются строго сформулированные задания, необходимые справочные и  информационные материалы по теме.  Учитель выполняет роль координатора, задача учеников - на основе  изученных материалов провести анализ предложенных отрывков (фрагментов) из художественной литературы, сделать заключение, (вывод) о целесообразности и приемлемости данных средств изобразительности  и их роли.

В системе функционально – стилевых разновидностей русского языка язык художественной литературы занимает особое место. Одной его важной особенностью является большое количество выразительных средств. Другая важная особенность-использование любых средств языка, если это нужно для создания художественного образа, для достижения той художественного образа, для достижения той художественной цели, которую ставит перед собой автор. Так, если научный, официально- деловой, публицистический или разговорный стили имеют определенный набор средств, которые принадлежат только им, то в стиле художественной литературы мы можем встретить языковые средства из любого из перечисленных стилей. Только при этом мы должны понимать, с какой целью автор использовал эти средства, какую роль они выполняют в  художественном произведении.
Рассмотрим фигуры и тропы художественной речи

(информация на доске в виде схемы – кластера см. приложение 1)

К фигурам относятся синтаксические средства выразительности :

  • Риторический вопрос
  • Риторическое восклицание
  • Риторическое обращение

К лексическим средствам  выразительности относятся:

  • Метафора
  • Метонимия
  • Синекдоха
  • Эпитет
  • Сравнение
  • Олицетворение
  • Гипербола

Эти средства называют тропами. В переводе с греческого слово троп означает» оборот» Этим термином обозначают слово, употребленное в переносном значении.
Звукопись

Урок 1-2

Задание 1. Записать в виде таблицы прослушанную информацию.

Задание 2.Проблемный вопрос.

Фамилия, какого автора записана на доске? Еао? Нкрсв?
Какой вывод можем сделать?

(вывод об изобразительных средствах и их роли).

Прочтите теоретический материал на  стр. 1-2 (приложение 2) раздаточного материала, запишите необходимые определения, сделайте выводы и обобщения.

(Повторение начальных согласных – анафора, конечных согласных – эпифора).

Дополните таблицу изученными терминами. Выполним упр. 7 вместе. Для закрепления материала выполним упражнения 3-8 на стр. 5-6 раздаточного материала 
(задание дается группам).

Задание 3. Прочитайте информацию на стр. 3 сделайте выводы о том, кто первый подсказал поэтам рифму, кто подметил ее особенность? Запишите в тетради определение мужской и женской рифмы. Какую новую информацию узнали?  Определите вид рифмы в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Тучи» и в отрывке из « Мцыри».

Задание 4. Вспомните определения тропов, запишите их в тетради. Сравните свои записи с определениями на стр.3 раздаточного материала, записи
Исправьте.
Для закрепления выполни упр. 16-23, 24-29.

Урок 3.

  1. В начале урока дается тестирование как диагностика усвоения темы.
  2. Синтаксические средства выразительности речи.  Записать основные понятия.
  3. Выполнить задания 30-31.
  4. Рефлексия. С данными словами сочинить стихотворные тексты с использованием всех возможных средств изобразительности.

1. Доска – тоска, домой – ногой.

2. Дуб – зуб, молоко – далеко.

3. Дрова – трава, картошка – окошко.

Приложение 3

Приложение 4