Урок обучения грамоте в 1-м классе по программе «Перспективная начальная школа»

Разделы: Начальная школа


Тема: «Знакомство с согласными звуками [г ],  [ г  ],. Буква Гг

Тип урока: урок-путешествие

Цель урока: знакомство детей с согласными звуками [г ],   [ г], формирование у учащихся понимания смысла различительной функции фонем.

Задачи:

Образовательные:

  • повторить классификацию слов,
  • познакомить детей со звонкими звуками [ г ],  [г, ]
  • учить слышать эти звуки, обогащать словарный запас

Развивающие:

  • развивать фонематический слух и культуру  звукопроизношения, мышление, память.

Воспитательные:

  • воспитывать любовь и заботу к животным, к Родине,  культуру поведения на занятии                                            

Оборудование: мультимедийный проектор, карта путешествия, модели звуков, слов, предметные картинки,  яблоки: красные и зеленые, рисунок яблони, рисунок Маши и Миши.

Ход урока

I. Введение в урок 

Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок
Мы за парты тихо сели
И на доску посмотрели.

II. Знакомство с содержанием урока

Сегодня мы с вами продолжим путешествие по стране слов, слогов и звуков, познакомимся с новой буквой.
На доске карта путешествия. Стрелки указывают нам направления движения. Не волнуйтесь, путешествие будет интересным и познавательным. Правда вам придется немного подумать над теми заданиями, которые приготовили для вас на каждой остановке.
В путешествие с нами отправятся Маша и Миша.
Но прежде, чем отправиться в наше путешествие, мы должны вспомнить правила поведения на уроке.

Ответить хочешь не шуми,
А только руку подними.
Ответить хочешь надо встать,
Когда же сесть позволят – сядь.
Парта – это не кровать
И на ней нельзя лежать.
Ты сиди за партой стройно
И веди себя достойно

III. Повторение пройденного материала
.
Итак, отправляемся в наше путешествие. Путешествовать каждый будет на своем любимом транспорте.
- Закройте глаза и представьте себя в этом транспорте. И, вот мы встречаемся на 1 станции.

1 ) Работа с моделями слов

Станция 1 «Узнай слово». Вспомните, что обозначают слова?

Игра  Узнай слово». Поиграем со словами

1в. – встает, услышав слова – предметы
2в. – встает, услышав слова – действия
3в. -  встает, услышав слова – признаки
4в. – встает, услышав слова- помощники.

Слова: тетрадь, на, слушать, хороший, доска, красивый, прыгать, за.

Составьте схему предложения

Птицы улетают.
Птицы улетают на юг.

Почему они улетают?
Можем ли мы помочь птицам, которые остаются у нас зимовать?
Снова закрыли глаза, каждый едет в своем транспорте.

2) Работа со слогами

Станция 2  Слоги

2.1

- На какие более мелкие частицы делятся слова? (слова делятся на слоги)
- Как узнать количество слогов в слове?

1) поставить руку к подбородку,  произнести слово, сколько раз ударился подбородок о руку, столько и слогов
2) сколько в слове гласных, столько и слогов

Пальчиковая гимнастика

2.2 Игра «Молчанка»

Я показываю картинки, вы показываете пальчиками количество слогов
(корова, лиса, утка, петух, оса, …)

12345 - вышли пальчики гулять
12345 - в дом вошли они опять (2 р)

Дыхательная Гимнастика

2.3  Игра  «Эхо» Поиграем с горлышком.

Я называю слова, а вы эхо т.е повторяете ударный слог в слове
(сова, коса, малина, Маша, Миша, собака, гуси)
Глубоко вдохнули, задержали дыхание, выдохнули. Движемся дальше.

3. Работа со звуками

Станция 3  «Звуки»

3.1   

- На какие более мелкие частицы делятся слоги? (Звуки)
- Какие бывают звуки? (гласные и согласные)
- Как обозначаются?
- Какие бывают гласные звуки?
- Как обозначаются?
- Какие бывают согласные звуки?
- Дайте характеристику звукам.

Молодцы ребята, вы хорошо справились с заданиями.
Мы вспомнили важные для нас сведения.

Физминутка

Станция 4  «Музыкальная»

IV Работа над новым материалом

4.1 Станция 5 - «Загадки» (?)

Их приготовили нам Миша и Маша.
Если вы их отгадаете, то узнаете с какой буквой и какими звуками мы сегодня познакомимся.

- Какие согласные звуки любит Маша? (твердые)
- Какие согласные звуки любит Миша? (мягкие)

Каменные бока закутаны в облака.
Или
В жарком лете я стою,
Шапкой зиму достаю.  (гора)

- Почему гора закутана в облака? (Гора очень высокая)
- Что значит «шапкой зиму достаю»? (На высоте очень холодно. Идет снег).
- Ребята, а вы знаете, что в горах тоже существуют правила, которые надо выполнять. Как вы думаете какие?
(В горах нельзя кричать, иначе снег будет скатываться вниз. Получится лавина, которая с большой скоростью понесется вниз, сметая все на своем пути).

Лавина – массы снега, снежных глыб, которые движутся с огромной скоростью вниз

4.2 Знакомство с обозначением этих звуков буквой Гг

- Составьте схему слова гора.
- Какой 1 звук?
- Звонкий или глухой? Как можно это определить? Три раза произнесите этот звук.
- Как обозначается в схеме?
- Твердый или мягкий? Как обозначается?
- Буква Г может обозначать твердый звук.

Значит, Маша принесла нам загадку, в отгадке которой слышится какой  1-й звук?
(твердый). На доске  вывешивается  [ Г ]

А сейчас послушайте загадку Миши.

Кругла, тяжела,
Силачу она нужна. (Гиря)

Гири бывают разные: гиря нужна силачу и гиря, которая нужна для взвешивания, определения массы.
Слово одно, а значений два.

- Как мы можем сказать, что нарисовано в учебнике? (Гири)
- Составьте звуковую схему слова гири. (Один ученик у доски).
- Озвучьте их и сравните.
- Чем отличаются?   [ Г,  ]

Сегодня мы познакомимся с буквой, которая обозначает эти звуки.
А теперь, ребята,  давайте отдохнем.

4.3. Станция «Узнай звук».

На этой станции живут друзья Маши и Миши.
Сейчас поиграем в игру, которая называется «Узнай звук»

Если услышите звук [г] – встанут мальчики
Если услышите звук [ г, ] – встанут девочки.
(гусь, гиря, глобус, гитара, гость пироги, прогулка, герб)
Букву Г можно не только написать, но можно и показать
На счет «1,2,3»  - наклоняемся, вытягивая руки вперед
«4,5»     - стоим в таком положении
«6,7,8»  - возвращаемся в исходное положение (3 раза)
Сейчас мы показывали букву Г, а на что она еще похожа?

Перед нами буква Г
Стоит подобно кочерге.
Где ее используют?
Г схожа с цаплею по виду
И на одной ноге стоит.
Букву на плечах носил,
На лугу траву косил

И, вот,  ребята, буква Г – сегодня главная на уроке Маша и Миша пригласили ее в гости к своим друзьям вместе с вами.
А вы любите ходить в гости?
Как нужно вести себя в гостях? Существуют ли правила поведения в гостях? Какие?
Пришли с буквой Г в гости к друзьям Маши и попали на улицу ….твердых  команд
Какую команду отдают жители этой улицы?
Читай твердо!

4.4 Чтение слогов по заданным схемам

(Дети читают слоги: га, гэ, го, гу, гы) 1-ряд
Какие слова вы знаете с буквой Гг? назовите их.

А теперь попробуем прочитать слова: гимн, герб.
- Что такое гимн?

Гимн – это в переводе с греческого «торжественная песня», которая звучит в особых случаях. При звучании гимна  люди встают. Это особое музыкальное произведение, которое запоминается мелодией, маршевым ритмом.
Герб – эмблема государства, города, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных и других офиц. документах.

4.5 Работа по учебнику. Сравнение звуков по звонкости-глухости

Беседа

А сейчас дети читают слова со значком.
Что он обозначает?
Чтение пары слов в учебнике. В чем различие?

- Кто больше запомнит пары слов? (Не читающие дети работают по карточкам)
1 ученик читает текст и пересказывает (с.61)

V.  Закрепление нового материала

И, вот заканчивается наше путешествие. Мы вернулись в свое родное село, и встретился нам на пути ёж, который хотел запасти на зиму съедобные грибы, на них написана буква Г, но он не знает азбуки.
Давайте поможем собрать их ежу. Поменяйтесь карточками и проверьте друг у друга.

VI. Итог урока

Пора подводить итоги. Итог урока мы подведем предложениями, в которые вы доскажите слова.

«Я сегодня на уроке узнал…»
«Я сегодня научился…»

VII  Рефлексия

На доске яблоня, на ней сейчас благодаря вам вырастут яблоки, а какие решать вам.    Если вам на уроке было все понятно, и урок понравился, то повесите красные яблоки, а если вы остались не довольны уроком и собой – прикрепите зеленые яблоки.

Урок окончен.

Приложение