Постановка знаков препинания в предложениях с обособленными отпределениями в ходе подготовки к ЕГЭ ("За здоровый образ жизни")

Разделы: Русский язык


Цели:

  • организовать деятельность учащихся по применению знаний, умений, навыков по теме;
  • обеспечить условия для проверки и контроля знаний, умений, навыков;
  • содействовать развитию интереса к предмету путем интеграции знаний по информационным технологиям и русскому языку;
  • воспитывать негативное отношение к курению

Оборудование: мультимедиапроектор

Ход урока

I. Актуализация прежних знаний.

- Сегодня на уроке вы сможете применить свои знания, умения и навыки по теме “Обособленные определения”, проверить, проконтролировать их с помощью информационных технологий, выявить те затруднения, которые существуют у кого-то по этой теме.

- Скажите, какой день отмечали вчера, 7 апреля, во всем мире?  

- Проведение Всемирного дня здоровья стало одним из новых начинаний Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Впервые он был проведен 22 июля 1948 года в ознаменование ретификации Устава ВОЗ, но уже в 1949 году его перенесли на 7 апреля – день, когда был официально принят устав ВОЗ. Ежегодное проведение дня здоровья стало традицией с 1950 года.
   Всемирный день здоровья проводится для того, чтобы люди могли понять, как много значит здоровье в их жизни и решить, что им нужно сделать, чтобы здоровье людей во всем мире стало лучше. ВОЗ посвящает каждый ежегодный Всемирный день здоровья каким – либо темам и проводит различные пропандистские мероприятия, как в этот день, так и длительное время после 7 апреля. Всемирный день здоровья посвящается глобальным проблемам, стоящим перед здравоохранением планеты и проходит под разными девизами: «В безопасности твоей крови – спасение жизни многих», «Активность – путь к долголетию» и т.д.

-Поэтому сегодня на уроке мы будем говорить не только об обособлении определений, но и рассмотрим такой фактор риска для здоровья, как курение. Отношение к курению у большинства людей неопределенное. С одной стороны, все знают о вреде курения, но с другой стороны, треть населения Земли курит – 47% мужчин, 12% женщин (по данным ВОЗ). А вы знаете, когда отмечается Всемирный день без табака ? (31 мая).

II. Формирование новых понятий.

1. Вспомним, какие члены предложения являются обособленными?

- Обособленные члены предложения – такие, которые выделяются по смыслу и интонационно. Они содержат элемент добавочного сообщения и таким образом логически подчеркнуты, приобретают некоторую синтаксическую самостоятельность в составе предложения. На письме обособленные члены выделяются запятыми или тире

- Сегодня мы рассмотрим случаи обособления согласованных определений, поэтому вспомним, какие определения мы называем согласованными?

- Согласованное определение – это определение, стоящее в том же падеже, роде и числе, что и определяемое слово. Согласованное определение может быть выражено полным прилагательным, причастием, порядковым числительным, местоимением-прилагательным.

2. Прочитайте предложения. Попробуйте сформулировать правила обособления распространенных согласованных определений. (Слайд 2)

А) Курение - масштабная политическая проблема.

Решаемая обществом, она является актуальной и по сей день.

Никотин способствует ослаблению организма человека. Он, активизируемый рецепторами центральной нервной системы, вызывает зависимость.

Ответ: Распространенное согласованное определение обособляется в любой позиции по отношению к определяемому слову, если относится к личному местоимению. (Слайд 3)

Б) Дети, родившиеся от курящих матерей, отстают от своих сверстников в умственном развитии.

Некурящий человек вдыхает количество дыма, эквивалентное активному выкуриванию трех сигарет в день.

Ответ: Распространенное согласованное определение, относящееся к существительному, обособляется в позиции после определяемого слова. (Слайд 4)

В) Грубый и хриплый, раздражает окружающих неприятный голос курильщика.

Ответ: Согласованные распространенные и одиночные определения, относящиеся к уществительным нарицательным и собственным, обособляются, если они оторваны от определяемого слова, т.е. дистантно расположены.

Вывод. (Слайд 5)

3. Выполним небольшую проверку изученного. (Слайд 6)

А. К выделенным словам подберите распространенные согласованные определения из списка; поставьте, где необходимо, запятые.

  1. Аммиак … растворяясь в слюне, образует щелочь.
  2. Компоненты табачного дыма растворяются в поте и … жире.
  3. При этом образуются щелочи и кислоты … микротрещины.
  4. … они способствуют появлению морщин.
  5. … горячий дым сигарет вызывает трещины в зубной эмали и развитие кариеса.

Содержащий кислоты; разрушающий поверхностный слой кожи и образующий микротрещины; содержащийся в дыме; находящийся на коже; образованный щелочами (род, падеж, число можно изменять).

4. Расставьте знаки препинания. В каком случае определение не выделяется? (Слайд 7)

  1. В странах (1) ведущих борьбу с курением (2) введены ограничения на содержание смолы в одной сигарете.
  2. Человек (3) становящийся привычным курильщиком (4) не замечает, что (5) связывающиеся с никотином (6) рецепторы в его организме находятся в постоянном возбуждении.
  3. Синдром отмены никотина дает возможность манипулировать людьми. Потерявшие способность концентрировать внимание и думать(7) они проголосуют за «любое» решение.

5. Прочитайте предложения. Попробуйте сформулировать правила обособления нераспространенных согласованных определений. (Слайд 8)

А) Курильщику быстро все надоедает. Импульсивный, он часто хочет бросить работу, отвлечься. Он, возбужденный, пугал нас своим поведением.

Ответ: Одиночные согласованные определения (одно, два и более) обособляются в любой позиции, если относятся к личному местоимению. (Слайд 9)

Б) Полезная деятельность человека, целенаправленная и конструктивная, наилучшим образом способствует укреплению психических функций организма.

Ответ: Два (или более) согласованных определения обособляются, если они стоят после определяемого существительного, у которого, как правило, уже есть определение.

Вывод: сформулируйте условия обособления нераспространенных согласованных определений. (Слайд 10)

6. Проверьте свои знания. (Слайд 11)

К выделенным словам подберите определения из списка; поставьте, где необходимо, запятые (род, число, падеж можно изменять).

  1. Простое решение … заключается в добровольном отказе людей от курения.
  2. … они не знают, что вдыхают.
  3. Курящие ученики … часто отвлекаются на уроках, мечтая лишь о том, как на перемене сделать желанную затяжку табачным дымом.

(Доверчивый и беспечный; рассеянный, несообразительный, нервный; незатратный, демократический.)

7. Попробуйте сформулировать правила обособления согласованных определений, стоящих перед определяемым словом. (Слайд 12)

А) Жизнерадостный и веселый по своей природе, мальчик никогда не общался со своими сверстниками, большинство из которых курили.

Страдающая хроническим бронхитом по вине курящих коллег, служащая одной из Лондонских контор первой получила компенсацию в 25 тысяч долларов.

Ответ: Согласованные определения, стоящие перед определяемым словом, обособляются, если имеют добавочные обстоятельственные значения (причины, уступки).

Вывод:

III. Формирование умений и навыков.

1. Сообщение.

- Давайте возвратимся к теме табака. Родина табака - тропическая Америка. Это многолетнее травянистое растение из семейства пасленовых. Ближайшие родственники табака – картофель, баклажан, перец, ядовитые растения – белена, дурман, белладонна. Был завезен в Испанию в 1496 году Колумбом. В табаке и табачном дыме содержатся около пятидесяти вредных для организма человека веществ. А вы знаете, что каждая сигарета сокращает жизнь человека в среднем на 12 минут, что у курящих рак легких в 20 раз чаще, чем не у курящих. Однажды в Ницце проводилось «соревнование» среди отдыхающих: кто больше выкурит сигарет. Победитель – он выкурил 52 сигареты – похоронен на местном кладбище, второй и третий призеры оказались в клинике, где врачи долго хлопотали над их здоровьем. Я думаю над этой информацией надо задуматься.

2. - В каком стиле речи чаще всего встречаются обособленные определения?

- Как же можно определить роль обособленных определений в художественном тексте?

Ответ: (Как средство, придающее речи особую выразительность, способствующее созданию яркой картины, образа. Подбор специальных конструкций служит для создания речевого образа автора).

- Как же в других стилях речи?

Ответ: в публицистическом, отличающемся особой экспрессивностью, обособленные определения – средство, придающее речи выразительность, в научной и деловой речи обособленные определения используются как прием сжатого, компактного выражения мысли и как средство разнообразия речи.

3. Практикум.

- Через некоторое время вам предстоит экзамен. Умение определять роль обособленных членов предложения вам пригодится при выполнении части С. Знания, умения и навыки по теме “Обособленные определения” необходимы при выполнении заданий части А и части В.

- Вам предлагается практикум, в котором приведены примеры из контрольно-измерительных материалов прошлых лет. Вчитывайтесь внимательно в задания. Ответ в части А выбирайте, а в части В давайте краткий ответ на задания.

Часть А.

Задание 1. На месте каких цифр должны быть запятые? (Слайд 14)

Для большинства подростков(1) проживающих с курящими родителями(2) убедительно представленная(3) информация о вредности курения(4) оказалась ведущей причиной для отказа от него.

  1. 1, 2, 3;
  2. 1, 3, 4;
  3. 1, 2;
  4. 2, 3, 4.

- Правильный ответ. ( Слайд 15)

Задание 2. На месте каких цифр должны быть запятые? (Слайд 16)

Табачный дым(1) задерживающий солнечные ультрафиолетовые лучи(2) которые важны для растущего ребенка(3) влияющий на обмен веществ(4) ухудшающий усвояемость сахара(5) разрушает необходимый ребенку в период роста(6)витамин "С".

  1. 1,2,3,4,5
  2. 1,2,4,6
  3. 1,2,3,4
  4. 2,3,4,5,6

- Правильный ответ. ( Слайд 17)

 Задание 3. В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые? (Слайд 18)

Горячий дым сигарет(1) содержащий кислоты(2) вызывает трещины в зубной эмали(3) развивающие кариес(4) и способствует появлению неприятного запаха изо рта.

  1. 1,2,3 – выделяется два причастных оборота
  2. 1,2,4 - выделяется два деепричастных оборота
  3. 1,2,3,4 - выделяется два причастных оборота
  4. 3,4 - выделяется деепричастный оборот

Задание 4. В каком предложении не нужны запятые ?(знаки препинания не расставлены) (Слайд 19)

  1. С увеличением возраста число подростков имеющих вредные привычки растет.
  2. Живущие в накуренных помещениях дети чаще и больше страдают заболеваниями органов дыхания.
  3. Во многих странах приняты законы запрещающие подросткам курить .
  4. Отравленные никотином мы обрекаем себя на смерть.

Часть В.

Задание 5. Среди предложений 1- 6 найдите предложение(-я), в котором(-ых) есть обособленное согласованное определение. Напишите его (их) номер. (Слайд 20)

  1. Прежде чем закурить, подумайте о себе .
  2. Наверное, Вы согласитесь с тем, что Вы для себя самое дорогое и любимое существо на свете.
  3. Попытайтесь понять, чего Вы в данный момент хотите?
  4. Какая связь между Вашим желанием и вдыханием дыма неизвестного состава от сжигания табака, выращенного неизвестно где, людьми, которые, пользуясь Вашей внушаемостью, продают Вам неизвестно что.
  5. Мотивы их действий понятны: они отбирают у Вас деньги, заработанные Вами или родителями .
  6. А Вам это надо?

Ответы к заданиям:

  1. 3
  2. 1
  3. 3
  4. 2
  5. 4,5

- Правильный ответ. ( Слайд 21)

Задание 5. (Слайд 22)

В каком предложении придаточную часть СПП нельзя заменить синонимичным причастным оборотом. (Часть А)

  1. Степень вреда курения зависит от возраста, в котором человек впервые приобщается к курению, а также от количества выкуриваемых сигарет.
  2. В Госдуму представлен проект закона, который разрешает штрафовать родителей за пьющих, курящих или употребляющих наркотики подростков.
  3. Под влиянием табачных смол погибают реснички клеток, которые выстилают стенки носовой полости, вследствие чего в легких накапливается слизь.
  4. Никотин и ядовитые вещества, которые содержатся в табачном дыме, нарушают общее состояние организма.

IV. Домашнее задание. (Слайд 13)

  1. Составить рекламу о вреде курения, используя предложения с обособленными определениями.
  2. Подбор 10 предложений со случаями обособления и необособления согласованных определений.

V. Итоги урока.

Сегодня вы смогли применить свои знания, умения, навыки по теме “Обособленные определения ” на практике, выяснили роль обособленных определений как средства языковой выразительности, поработали с заданиями ЕГЭ. Если есть желание тщательнее отработать тему, обратитесь к возможности работы с диском 1С: Репетитор. Тесты по пунктуации.

Приложение