Викторина "Мир металлов"

Разделы: Химия


Цель урока: развитие познавательного интереса учащихся к предмету химии. Обобщение, закрепление и систематизация знаний учащихся о химических элементах, их номенклатурных названиях. Развитие умений и навыков при работе с ПСХЭ Д.И.Менделеева, умений работать в группе.

Оборудование и материалы: доска, карточки.

Ход мероприятия

- Добрый день, юные химики! Мы рады приветствовать вас в этом зале. Приглашаем всех на викторину «Мир металлов». Надеемся, что вы будете активными её участниками. Итак, устраиваемся поудобнее, викторина начинается. Представляем жюри, которое будет оценивать работу.

В – 1

Земные недра раздираю,
Металл блестящий извлекаю
На украшение твоё
А.Н. Радищев.

Без металлов немыслим современный уровень земной цивилизации. Посмотрите на Периодическую систему химических элементов: из них свыше 80 относится к металлам, и каждый металл по своему удивителен и интересен.

В – 2 Предлагаем знатокам ответить на следующие вопросы:

  • Если вы варили в алюминиевой кастрюле борщ или компот, то, после она на какое – то время остается светлой и блестящей. Почему?
    (Соли и органические кислоты, содержащие в овощах, ягодах и фруктах, разрушают оксидную пленку на поверхности алюминия).
  • Когда и кем была отлита знаменитая бронзовая царь – пушка?
    (1586 г. Мастером Андреем Чоховым)
  • Почему некоторые периоды истории человечества называют бронзовым веком, железным веком?
    (Бронзовый век – период, когда основным металлом изготовления орудий труда была бронза. Железный век – период, когда основные орудия труда делали из железа).
  • Как можно вернуть блеск позолоченным изделиям?
    (Протереть их разрезанной луковицей, затем отполировать мягкой суконкой).

В – 2 А теперь мы будем выяснять, какой металл – самый, самый. Я называю свойство, а выбираете правильный вариант. За правильный ответ – 1 балл.

  1. Ковкий – Li, Ca, Au (Золото).
  2. Тугоплавкий – W, Mg, Zn ( Вольфрам)
  3. Тяжелый - Рубидий, Цезий, Осмий (Осмий).
  4. Тепло – и электропроводный – Никель, Серебро, Свиней (Серебро).
  5. Твердый – Хром, Cu, Mn (Хром)
  6. Легкоплавкий - Pt, Ag, Li (Ртуть)
  7. Легкий - K, франций, Li (Литий).
  8. Блестящий - Au, Hg, Cu (Серебро).

В – 1 Все ли металлы похожи и чем они отличаются? В этом мы разберемся, ответив на следующие вопросы:

  • Что такое металлы?
    (Металлы – химические элементы, образующие в свободном состоянии простые вещества с металлической связью).
  • Какие металлы называют черными, а какие цветными?
    (Черные металлы – железо и его сплавы, цветные - алюминий, медь, свинец, цинк, олово, серебро).
  • Какие металлы называют микроэлементами?
    (Металлы, необходимые для нормальной жизнедеятельности организма в низких концентрациях - железо, кальций, натрий, магний, медь, алюминий, цинк, молибден, кобальт, и д.р.).
  • Какие металлы называют легкими и тяжелыми?
    (Металлы плотностью меньше 5 г/см3 называют легкими, больше 5 г/см3 - тяжелыми).

В – 2 Вспомните пословицы, в которых упоминаются металлы. За каждую названную пословицу – 1 балл.

  • Железо, золото. (Куй железо, пока горячо. Не все золото, что блестит).
  • Серебро, железо. (Слово серебро, молчание – золото. Железо ржа съедает, а завистливый от зависти погибает).

В – 1 Пришло время «поломать» головы над головоломками. За правильный ответ – 1 балл.

    1. Замените предпоследнюю букву в названии слова, обозначающего «изготовленный способ лития» и получите название металла.
      (Литой – литий).
    1. Прибавьте к названию человека, который владеет тайнами магии, три буквы в конце слова и получите название мягкого, легкого, серебристо – белого металла, который дает ярко – белое свечение при горении.
      (Маг – магний).
    1. Зачеркните последнюю букву в названии реки в Японии и получите название твердого, светло – серого, блестящего металла.
      (Хрома – хром).
    1. Назовите металл серебристо – белого цвета и город в Днепропетровской области.
      (Марганец).
    1. Измените последнюю букву в названии органа, вырабатывающего и выделяющего гормоны, и получите название серебристо – белого металла, который является главной составляющей частью чугуна и стали.
      (Железа – железо).
    1. Как превратить слово «вол» в тугоплавкий металл серебристого цвета?
      (Вол – вольфрам).
    1. Переставьте буквы в названии города Куйбышевской области и получите название серебристо – белого тугоплавкого металла, широко употребляемого в технике.
      (г. Кинель - никель).
    1. Как можно превратить слово «февраль» в сплав, состоящий из железа, хрома и алюминия?
      (февраль – фехраль).
    1. Как превратить слово «бал» в твердый серебристо – белый металл с красноватым отливом?
      (бал – кобальт).
    1. Название какого всадника связано с металлом красновато – желтого цвета?
      (Медный всадник).
    1. Замените предпоследнюю букву в названии вида искусства, объединяющего выступление клоунов, акробатов, и получите название ковкого металла синевато – белого цвета.
      (Цирк – цинк).
    1. Добавьте к названию царского кресла одну букву впереди и три – в конце слова и получите название легкого, серебристо – белого металла.
      (Трон – стронций).
    1. Измените в названии средиземноморского вечнозеленого дерева одну букву в середине и одну – в конце слова и узнаете название мягкого ковкого серебристо – белого металла.
      (Олива – олово).
    1. Прибавьте к названию единицы измерения давления две буквы в конце слова и получите название мягкого металла серебристого цвета.
      (Бар – барий).
    1. Уберите три буквы в середине названия хищного млекопитающего с длиной шерстью и толстыми лапами и получите название вязкого и ковкого металла красновато – желтого цвета.
      (медведь – медь).

- Подведение итогов викторины.

- Д/з Подготовьте короткий интересный рассказ о металлах.

Литература

  1. Игры для интенсивного обучения. Под ред. В.В. Петрусинского. – М.: Прометей, 1991 г.
  2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998 г.
  3. Спиваковский А.С. Игра – это серьёзно. Педагогика, 1999 г.
  4. Шмаков С.А. Игры учащихся – феномен культуры. М.: Новая школа, 1994 г.
  5. Штемплер Г.И., Пичугина Г.А. Дидактические игры при обучении химии. М.: Дрофа, 2003 г.