Методическая разработка по русскому языку в 3-м классе на тему: «Разделительные мягкий и твердый знаки»

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • обобщить и систематизировать знания учащихся о правописании слов с разделительными Ъ и Ь знаками;

  • обогащать словарный запас, развивать речь, внимание, память;

  • воспитывать чувство любви к малой родине.

Оборудование:

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы и целей урока.

Учитель. Тема нашего урока « Разделительные Ъ и Ь знаки» (на экране).

3. Каллиграфическая минутка.

4. Словарно-орфографическая работа.

Учитель. Работать мы будем со словами, в которых пишутся разделительные Ъ и Ь знаки. Искать эти слова мы будем в стихотворениях о малой нашей родине.

-Как зовётся наша малая Родина? (Кубань)

Я читаю стихотворение, вы находите слово, в котором пишется Ъ или Ь знак. Мы это слово записываем в тетрадь, выделяем орфограммы.

- Ребята, а если нам это слово непонятно, мы не знаем его значения. Где мы можем это узнать? (в толковом словаре). Я воспользовалась нашим оборудованием и сегодня мы не будем тратить время на поиск, а увидим толкование слова на экране.

Посмотрите вокруг -
Зачарует краса:
Нет края прекраснее нашего!
Золотятся хлеба,
Зеленеют леса,
Даль морская лазурью окрашена.
В.Подкопаев.

А над Кубанью тополя
И вётлы в три обхвата.
И все поля, поля, поля
До самого заката.
Пшеница шепчется с дождём
И смотрит на дорогу.
Взбежало солнце на подъём
И спелый колос трогает…
Антонина Баева
Стоит пшеница на Кубани
Среди натруженных полей.
И тает в хлебном океане
Зелёный парус тополей.
Шумят хлеба…
В страде горячей
Они земле поклоны бьют
За теплоту души казачьей.
За доблесть, мужество и труд!
Иван Варавва

К вечерне с выси Красного собора
Молитвенно звонят колокола.
Рубинами закат украсил город.
Мерцаньем
ранних звезд река светла…
Любовь Мирошникова
Одни у нас горы,
Одни у нас реки.
Мы с вами, адыги,
Сроднились навеки.
Одною волной нас
Ласкает Кубань,
Примите же, братья,
Любви моей дань.
Виктор Подкопаев

Жаворонок в небе над простором вьётся,
На душе привольно, тихо и светло.
Каждый из подсолнухов – огненное солнце,
Щедро дарит людям жаркое тепло…
Иван Варавва

(Слова в тетради: лазурью, подъем, бьют, казачья, мерцанье, братья, вьется)

Лазурью – светло-синий цвет, синева.

Подъём – место в пути, где дорога поднимается вверх.

Казачья – принадлежавшая казаку.

Мерцанье – слабо светиться колеблющимся светом.

Братья – сыновья тех же родителей или одного из них по отношению к другим; человек близкий другому по духу; монах или член религиозного братства.

Вьётся – растёт завитками, обвивается вокруг чего-нибудь.

5. Закрепление изученного.

1) Беседа.

Чтобы приступить к следующему заданию, ответьте на вопрос (на экране).

Это полезные буквы
Но есть у них одна беда
Бывают ведь всегда строчными
А вот большими никогда.

Чем интересны эти буквы и непохожи на все остальные? (не имеют звука)

2) Упражнение с комментированием.

Прочитайте задание. Что надо сделать, чтобы не ошибиться в работе? (вспомнить правило) Давайте вспомним.

Прочитайте слова. Подумайте, какой знак нужно поставить в каждое слово. Запишите слова в тетрадь.

Под…езд, с…ёмка, об…явил, раз…единить, с…едобные, об…явление, под…ехал, в…ётся, с…ежился.

-Как вы думаете, какое слово лишнее и почему?

Чтобы лучше запомнить место Ъ знака в словах, мы ещё раз повторим правило о правописании Ъ.

Разделительный твёрдый знак пишется после приставки, оканчивающейся на согласную перед гласными Е, Ё, Ю, Я.

Твердый знак нам очень нужен,-
Без него писать не можем:
Съезд, съедобный, объясненье,
И подъезд, и объявленье (читает учитель).

3)Творческая работа.

Сейчас вы докажете, что знаете место Ъ в словах, выполнив творческую работу (на экране).

Составить предложение из слов: мальчик, щенок, играть, добавляя слова с разделительным твёрдым знаком.

Лучшее предложение мы запишем в тетрадь.

Физминутка.

4) Работа с правилом.

Перед е, ё, и, ю, я
Я в словах стою друзья.
Здесь моя семья, жильё-
Перед я, ю, е, и, ё.

Разделительный мягкий знак пишется после согласных перед гласными.

Например: платье, ручьи, обезьяна.

-Как вы думаете, почему новую работу мы начали с повторения правила? (сложное задание)

5) Соревнование «Проверь себя».

Запишите слова: первый ряд – с разделительным Ъ, второй ряд – с разделительным Ь, третий ряд – слова , в которых не пишется ни Ъ, ни Ь.

Об…явление, от…езд, гост…я, в…ход, угощен…е, об…ём, изгородь, раз…яснил, в…езд, мыт..ё, варен...е, в…зял, мал…чик, в…юга, с…прыгнул.

В тетрадях:

Объявление, отъезд, объём, разъяснил, въезд.

Гостья, угощенье, мытьё, варенье, вьюга.

Вход, изгородь, взял, мальчик, спрыгнул.

6) Кроссворд.

Приступим к следующему заданию. Отгадайте кроссворд (устная работа).

  1. седьмой день недели, общий день отдыха; (воскресенье)
  2. сообщение о чём-либо, доводимое до всеобщего сведения; (объявление)
  3. о человеке, который подражает другим, передразнивает, кривляется; (обезьяна)
  4. вьющееся растение с бело-розовыми цветками; (вьюнок)
  5. снежная буря, сильная метель (вьюга)

-Чем интересны эти слова?

7) Работа по развитию речи.

Следующее задание непростое. Необходимо внимательно прочитать и раскрыть смысл пословицы.

  • Хочется рыбку съесть, да не хочется в воду лезть.
  • Красна птица опереньем, а человек рукодельем.
  • Казак из пригоршни напьётся, из ладони пообедает.
  • Житие собачье, зато слава казачья.

Какие пословицы относятся к коренным жителям Кубани? Спишите эти пословицы и выделите в них все знакомые орфограммы (взаимопроверка).

6. Итог урока.

Понравился ли вам урок?

Чем понравился?

Достигли ли мы поставленной цели?

Выставление отметок по строкам стихотворения (на экране).

Не устанем повторять,
Любим мы отметку «пять»
Кто ж сегодня отличился?
Кто на славу потрудился?
Ну, кому поставим «пять»?
Попрошу Вас предлагать.
И «четвёрочку» поставим
От души ребят поздравим.
Что тут думать и гадать…
За «четвёркой» идёт «пять»!

7. Домашнее задание. Стр.119, упр.5 (учебник по русскому языку Е.В. Бунеева, Р.Н. Бунееев. 3 класс.)