Формирование коммуникативной самостоятельности у детей дошкольного возраста, имеющих тяжелые речевые нарушения

Разделы: Логопедия


Основное назначение человеческой речи – служить средством общения между людьми, т.е. выполнять коммуникативную функцию. При помощи речи мы можем поделиться с окружающими своими мыслями, чувствами, переживаниями, сообщить им информацию и т.п.

В последние годы и родители, и педагоги все чаще сталкиваются с тяжелыми нарушениями речевой функции у детей. Дети начинают говорить поздно, их речь бедна и примитивна, у них часто снижено собственное побуждение к речи.

Коррекционно-логопедическая работа в целом направлена на развитие, формирование и совершенствование у детей всех компонентов речи. Коммуникативные навыки ребенка являются основным средством его общения со взрослыми и со сверстниками. В логопедической работе с детьми, владеющими речью, формирование навыков общения включается в различные ее направления  и не выделяется как отдельный процесс.  А если ребенок не говорит, имеет тяжелое нарушение речи? Учитывая это, необходимо  уделять особое внимание развитию у них потребности в общении и формировать навыки как неречевого, так и речевого самостоятельного общения с окружающими. Коммуникативная самостоятельность у таких детей проявляется в том, что они по собственному побуждению, желанию вступают в контакт с окружающими, общаются с ними, используя при этом чаще всего невербальные средства общения. Невербальные средства – это целая система несловесных сигналов, внешних телесных движений, которая помогает «неговорящему» ребенку передать окружающим свои эмоции, настроение, желания, отношение к ним и др.

В формировании у ребенка навыков самостоятельного общения особое значение имеют правильно выстроенные взаимоотношения между родителями и педагогом. Четкие советы, направляющая помощь педагога и заинтересованность в проблеме, стремление помочь ребенку со стороны родителей – это залог успешной работы и положительного результата. Это не случайно, ведь первыми, кто передает ребенку опыт непосредственного общения и тем самым формирует его собственные коммуникативные потребности, становятся родители. Они разговаривают с ним, используя разные  эмоциональные средства (движения, жесты, интонации голоса).   Ребенок еще может не понимать слов, а вот  язык эмоций улавливает и различает очень хорошо. Со временем ребенок начинает не только слышать речь, но и понимать значения слов, различать предметы, которые они обозначают. Ребенку необходимо постоянно слышать речь взрослого. Результатом влияния слышимой ребенком речи является появление лепета, отдельных слов, звукоподражаний. С появлением лепета  ребёнок охотно использует свои голосовые возможности для привлечения внимания окружающих и общения с ними. Работа по формированию коммуникативной самостоятельности продолжается и на этапе формирования фразовой, а затем и связной речи.

Работая с детьми, имеющими тяжелые нарушения речевой функции, важно опираться на актуальный речевой уровень ребенка и его возможности.  Понятие нормы в применении  к этим детям достаточно размыто. Самое важное – последовательность этапов развития речи, а не возрастные границы. Это является специфичной особенностью в работе с этими детьми. В процессе формирования коммуникативной функции взрослые должны поддерживать самостоятельную активность детей, а для этого им необходимо уметь ориентироваться на психическое состояние и активность ребенка, учитывать уровень его самостоятельности и индивидуальные особенности.

Формирование коммуникативной самостоятельности должно быть частью обычной повседневной деятельности, естественным дополнением к совместным играм и всевозможным мероприятиям.

Опираясь на программу занятий «Маленькие ступеньки», я определила для себя следующие основные правила в работе по формированию коммуникативной самостоятельности у «неговорящих» детей. Единством этих правил является то, что ребенок в процессе всей коррекционно-логопедической работы, в том числе и по формированию навыков самостоятельного общения, выступает в качестве центрального субъекта, а взрослый лишь помогает, направляет, мотивирует его деятельность. 

ПЕРВОЕ ПРАВИЛО: Дать ребенку время на ответ. Слушать... Ждать.

Соблюдая это правило, важно стараться  всем своим поведением передать ребенку уверенность в том, что он непременно вам ответит. Ребенку необходимо давать время и ждать его ответа до тех пор, пока не увидишь, что он явно переключился на что-то другое.
Кроме того, предоставлять ему время и возможность самому начать общение. Если говорит только взрослый, если всегда инициатива принадлежит ему, у ребенка просто не будет возможности понять, какой может быть его роль в процессе взаимодействия с другим человеком.
Разговаривать с ребенком, конечно, очень важно, однако при этом необходимо стремиться вести себя так, как должен вести себя один из собеседников, даже в том случае, если ребенок может ответить только своим взглядом и вниманием. Чтобы ощутить его реакцию, в разговоре следует делать паузы. Ждать. Давать ему время. Выражать уверенность в том, что он вам ответит – и он ответит!
Данное правило важно соблюдать в  совместной игре взрослого и ребенка. Ребенок самостоятельно выбирает игру (подвижную игру, игру с правилами и т.д.), а взрослый играет роль участника этого процесса, но при этом выполняет направляющую и стимулирующую функцию.

ВТОРОЕ ПРАВИЛО: Разговаривать с ребенком о том, что его интересует.

Когда ребенок научится концентрировать внимание на окружающих его предметах и движениях, можно выбирать тему для разговора, следя за направлением его взгляда и обращая внимание на игрушки, которые его интересуют. До того, как он научится говорить, можно познакомить его с названиями предметов, которые ему нравятся, но не ограничиваться одними существительными. Необходимо обсуждать с ребенком движения и действия, качества, цвета и звуки.
По мере того как ребенок будет становиться более активным и начнет проявлять больший интерес к играм, диапазон возможных тем для разговора станет шире. У ребенка появятся уже определенные пристрастия, и они подскажут темы для бесед. Лучше подбирать такие темы, которые интересны ему самому, и о которых у него уже есть собственные знания и представления, позволяющие ему быть равноправным участником беседы.
Работая в этом направлении, важно создавать атмосферу близости, доверия, открытости друг другу. Взрослый при этом высказывает и обосновывает свое отношение к результатам детской деятельности, но не навязывает его как единственное и не подавляет его инициативу.

ТРЕТЬЕ ПРАВИЛО: На плановых занятиях привлекать внимание ребенка к словам и выбранным для занятий предметам.

У маленьких детей часто наблюдается тенденция быстро переключать взгляд с предмета на предмет. В этом случае, если следовать за ребенком, будет трудно заставить его сконцентрировать внимание на смысле и звучании тех слов, которые он должен узнать.
Эту задачу можно решать следующим образом: на занятии в течение некоторого времени играть с ребенком в специально приготовленном месте, где в поле его зрения будет попадать ограниченное число игрушек, и круг возможных заданий будет тоже невелик. Необходимо выбрать те игрушки и те игры, которые ребенок предпочитает другим и исключить на время все, что может его отвлечь. Элемент свободного выбора останется, если предложить ребенку несколько способов игры с одним и тем же предметом (объектом работы). Чтобы ребенок освоил, например, слово «мяч», можно расположиться, на ковре, взять с собой корзину с несколькими мячами разных цветов и размеров. Мячики можно катать, бить о пол, чтобы они подскакивали, можно подбрасывать их вверх, прятать и искать. Мяч и занятие ребенок может выбрать себе сам, но при этом в любом случае его внимание будет направлено на изучаемый предмет и его название.

ЧЕТВЕРТОЕ ПРАВИЛО: Стараться естественным образом развивать начатый разговор, тем самым поощряя ребенка и побуждая его продолжить беседу.

Применяя это правило, стараюсь не говорить: «Молодец!» или «Хорошо говоришь!», ведь во время обычного разговора так никто не говорит. Просто в ответ на слова (или жесты) ребенка показываю ему, что я его понимаю и принимаю к сведению то, что он сказал или сделал. Если ребенок дает игрушку (а это очень важный и недвусмысленный знак общения), беру, называю ее и играю с ней у него на виду. Если он просит у меня какой-нибудь предмет, стараюсь дать ему его, а если этого предмета нет под рукой, объясняю, что я понимаю его просьбу, хотя и не могу ее выполнить. Такого рода естественные поощрения убеждают ребенка в важности и эффективности его попыток вступить в контакт. Подобное поощрение имеет смысл использовать для того, чтобы показать ребенку, что он может продолжить общение без принуждения.

ПЯТОЕ ПРАВИЛО: Создавать проблемные ситуации, побуждающие ребенка к простейшему речевому высказыванию.

Для выполнения этого правила необходимо создать ситуацию, центром которой будет взрослый, побуждающий ребенка выразить свою потребность или желание. Обращаясь к взрослому, ребёнок пробует  разнообразные неречевые средства. Взрослому необходимо дать понять ребенку, что ему не хватает для понимания его жестов.  В свою очередь поведение ребенка направлено на то, чтобы вывести взрослого из состояния нейтралитета и обратить его внимание на свои попытки. Вместо указательных  жестов, попыток достать предмет у ребенка появляется потребность назвать его, что приводит к  активному лепетному говорению (дай-дай-дай). Если взрослый «не сдаётся» и ждёт нужного слова, ребенок, наконец, пробует его произнести.
Формируя побуждения к речи и развивая потребность в коммуникации, необходимо учитывать, что ребенок учится речи как средству познания в общении со взрослыми. С помощью взрослых регулируется деятельность и поведение ребенка. Поэтому на логопедических занятиях с детьми, имеющими тяжелые речевые нарушения, необходимо учить их вслушиваться в речь, подчинять свои действия речевой инструкции, словесно отвечать на вопрос, а для этого необходимо эмоционально-выразительно поощрять любую речевую попытку, независимо от правильности оформления речи. Опираясь на  относительную эмоциональную сохранность этих детей, следует придавать всей коррекционно-логопедической работе большую эмоциональную окрашенность. Эффективным средством повышения продуктивности коммуникативной деятельности детей с тяжелыми нарушениями речи является постоянная стимуляция, выражающаяся в одобрении, поощрении и т.д. с учетом индивидуальных потребностей.

Литература:

  1. Горшкова Е. «Учите детей общаться»,  ж-л «Логопед в детском саду» №8, 2007
  2. Жукова Н.С, Мастюкова Е.М., Филичёва Т.Б. «Логопедия» –  Екатеринбург, «АРД». 1998 г.
  3. Клюева Н.В., Филиппова Ю.В. «Общение детей 5-7 лет» – Ярославль, «Академия развития». 2001 г.
  4. Пиз А.  «Язык жестов» –  Воронеж. 1992.
  5. Программа для занятий  «Маленькие ступеньки»  http://www.gold-child.ru/metod/ds-st1.html
  6. Про чудесные превращения и «говорящие» движения // Дети, в школу собирайтесь.– М., 1996.– С. 64-88.
  7. Федоренко Л.П., Фомичёва Г.А., Лотарев В.К. «Методика развития речи детей дошкольного возраста» –  М. «Просвещение». 1977 г.
  8. Филичева Т.Б., Чевелева. Н.А. «Логопедическая работа в специальном детском саду» – М. «Просвещение». 1997 г.