Природная зона пустынь и полупустынь

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • сформировать знания о климатических условиях зоны пустынь, характерных растениях и животных;
  • обратить внимание учащихся на приспособленность растений и животных;
  • продолжить развитие экологического, рационально – логического и эмоционально – образного мышления;
  • развивать умение выявлять причинно – следственные связи;
  • умение работать с учебным текстом, картой;
  • воспитывать понимание красоты и мудрости природы, чувство гордости за родной край и чувство ответственности за сохранение природы родного края.

Оборудование:

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель. Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы с вами отправляемся в экспедицию.

2. Проверка знаний.

Но прежде давайте вспомним, что вы знаете.

– Что такое природные зоны? (Природными зонами называют пространства на Земле с одинаковыми погодными условиями и приспособившимися к ним одинаковыми растениями и животными.)

– Почему происходит смена природных зон ? (Все зависит от высоты солнца над горизонтом и выпадении осадков)

– Определите природную зону и покажите ее на карте. А расскажут о природных зонах ваши ученики.

Дети. Как море, волнуются здесь травы и зерновые культуры. Лето жаркое, с сухими ветрами. Для задержания снега сажают здесь лесные полосы. Множество грызунов населяют эти края, спасаясь в норах от хитрых лисиц, орлов. (Зона степей расположена южнее зоны лесов, она тянется от западных границ России до Алтая. Восточнее Алтая мы видим лишь небольшие степные островки. Это небольшая зона.

Дети. Большая часть России расположена в этой зоне. Это природная зона с богатой растительностью и разнообразным животным миром. В этой природной зоне существует следующая взаимосвязь дуб-сойка – сова.

(Лесная зона простирается от восточных рубежей страны до западных ее границ . Когда-то вся эта полоса была покрыта густыми лесами. За сотни лет значительная часть их вырублена. Но и сейчас леса составляют наше главное природное богатство)

Дети. Полгода здесь ночь и полгода день. Всюду снега и льды. Солнце летом поднимается над горизонтом невысоко. (Арктика) (На самом севере нашей страны располагается зона снега и льда. Она занимает острова Северного Ледовитого океана и северную часть полуострова Таймыр.)

Дети. Деревья здесь не растут. Болотистая местность – прекрасное место для комаров и мошкары. Лето здесь короткое. Навещают этот край летом многочисленные птицы. Мхи и лишайники господствуют всюду. (Южнее зоны арктических пустынь в области вечной мерзлоты находится тундра. Она занимает значительную часть побережья Северного Ледовитого океана.)

Учитель. Ребята, посмотрите на карту и скажите какую природную зону мы еще не назвали? (полупустыни и пустыни)

Определите тему урока.

3. Работа над новой темой.

а) определение цели урока:

Учитель. Сегодня на уроке мы познакомимся с новой природной зоной – полупустыни и пустыни. Ребята, какая цель нашего урока.

Дети. Познакомиться с особенностями этой природной зоны.

Дети. Изучить географическое положение пустыни и погодные условия.

Дети. Изучить растительный мир.

Дети. Познакомиться с животными этой зоны.

Дети. Экологические проблемы.

Учитель. Что вы представляете, когда слышите слово пустыня?

– Я хочу вам прочитать отрывок из повести В.Ежова “Белое солнце пустыни”: “Двигался путник не быстро и не медленно, нормальным походным шагом, шлепая ногами по обжигающему песку. В одной руке у него была фляга, а в другой – палка, пока еще неизвестного назначения. Человек шел, не интересуясь пейзажем, потому что никакого пейзажа и не было – один песок, и солнце, белое солнце, которое ослепляет и выжигает все под собой; есть только солнце над барханами без единого кустика или былинки вокруг, до самого горизонта…”

– На самом ли деле пустыня представляется совершенно безжизненным пространством, как описывается в повести В. Ежова? Или … есть еще такое высказывание, оно на доске. Вот это нам и предстоит выяснить на уроке. На доске одно только название “В пустыне вовсе не пусто”.

б) географическое положение пустыни и погодные условия:

– Покажите границы пустыни.

Дети. Пустыня на карте обозначена желто – оранжевым цветом. расположена к югу от степной зоны по берегам Каспийского моря, к западу и востоку от низовья Волги. Это небольшая по площади зона.

– А какой крупный областной центр находится в низовьях Волги? О чем вам это говорит.

Дети. Астрахань, значит мы живем в пустынной зоне.

– Давайте опишем наше лето. Какое оно?

Дети. Жаркое, знойное. Температура поднимается до 30-40 С. Длинное. Мало дождей. Дуют сильные восточные ветры-суховеи.

Учитель. Значит, что можно сказать о лете в пустыне?

Учитель. Лето в пустыне жаркое: поверхность нагревается днем до + 70 С, а ночью прохладно, потому, что песок и глина быстро остывают.

Учитель. А какая у нас зима?

Дети. Малоснежная, морозная с ветрами. Средняя температура –10 С – –15С.

Учитель. А что можно сказать о зиме в пустыне?

4. Работа по учебнику с. 148–154.

– А теперь давайте познакомимся с информацией учебника. Для этого разделимся на 3 группы. 1-я группа будет изучать климат и виды пустынь. 2-я группа – растительный мир пустынь, 3-я группа – животный мир, потом мы с вами поделимся той информацией, которую вы узнали. Простым карандашом отмечайте те сведения, которые для вас были неизвестны.

– Какие виды пустынь встречаются?

– Причины возникновения пустынь.

– Труден путь через пустыню. Самая большая мечта путников – вдоволь напиться. И вдруг … о, чудо! Вдали отчетливо виден берег, а дальше – море и даже слышится шум волн и, кажется, что долетают соленые брызги. Путники оживляются: скорей, скорей … Но все это – обман. Кто знает, как называется это явление природы? (Мираж.)

– Среди раскаленных песков можно увидеть все: целые города, корабли, эпизоды давних событий. До сих пор это загадка. По-разному объясняют: одни – это происходит от соприкосновения разогретого и холодного воздуха. Поверхность соприкосновения отражает предметы, которые находятся очень далеко. Но как тогда объяснить древние города, шум волн? Другие говорят, что только не привидится от изнывающей жары. Иные путешественники убеждены, что мираж почти не случаются. Ученым еще предстоит найти ответ на этот вопрос.

5. Растительный мир пустынь

– Особенности климатических условий наложили отпечаток на своеобразный растительный мир.

– Если нет дождей, мало влаги, жаркий климат, то что можно сказать об особенностях растений.

Дети. – Растения с глубоким корнем (мощная корневая система до 20 м)

– Листья в виде колючек (они помогают собирать ночную влагу, чтобы уменьшить поверхность испарения многие деревья без листьев).

(Показ слайдов и краткий рассказ уч-ся о растениях)

Верблюжья колючка Самое распространенное растение пустыни – верблюжья колючка. У нее длинный корень, с его помощью растение питает себя водой, корень проникает на глубину почти 20 метров. Листья у растения в виде колючек, это позволяет воде меньше испаряться.

Джузгун Самые замечательные кустарники пустыни – различные виды джузгуна. Выглядит он совершенно безлистным. Но листья у него есть – очень мелкие, малозаметные. Функции листьев выполняют тонкие зеленые веточки, которые появляются у растения каждую весну. Джузгун – один из лучших закрепителей песков.

Саксаул – одно из самых типичных и замечательных растений пустыни. “Лес без тени” – так часто говорят про заросли саксаула, но тень все же есть. Нельзя его пилить и рубить топором – слишком хрупок. Гораздо проще саксаул ломать. Саксаул – лучшее древесное топливо в мире. Высота растений 4–5 м. Листьев у саксаула нет, от них остались чешуйки в миллиметр величиной. Саксаулы имеют для пустыни огромное практическое значение. С одной стороны, они являются активными закрепителями песков, с другой – лучшим топливом в условиях безлесной пустыни.

6. Животный мир пустынь

Учитель. Жизнь растений, как вы знаете, неотделима от жизни животных. На первый взгляд, пустыня лишена животных. Так ли это? (Мало животных)

Учитель. Животным негде прятаться (окрас под песок – это их маскировка, могут быстро передвигаться )

Учитель. Влага ночью (роса), спадает жара (значит, ночной образ жизни)

Учитель. Воду они получают вместе с пищей, поедая растения и др. животных, в выборе пищи они неприхотливы. Чтобы найти пищу они должны быстро передвигаться или впадать в спячку, чтобы не хотелось есть и пить.

Учитель. Угадайте, о ком речь?

Сколько важности в походке!
По пустыне сковородке,
По колючкам босиком
Кто идет с горбом – мешком?

Что вы знаете о верблюдах? (Верблюда называют кораблем пустыни. У нас живут двугорбые, поднимают до 500 кг груза, может 3–4 дня обходиться без пищи и воды, зато потом выпьет сразу 5–6 ведер. Ноги с перепонками, небо, губы и язык покрыты толстой кожей, вот он и ест колючки).

Тушканчик. Лапки кенгуру, тельце мыши, уши осла, а хвост льва? Зачем тушканчику хвост? У тушканчика хвост втрое длиннее тела. Сразу понятно, что он ему очень нужен. Сидит тушканчик на задних лапах, в передних держит веточку, обгладывает. А чтобы удобнее было сидеть – на хвост опирается. Хвост у него – подпорка. И толкач. Помогает при первом прыжке от песка оттолкнуться. А когда поскачет на двух ногах, а это труднее, чем прыгать на четырех, хвост помогает ему сохранять равновесие: хвост – балансир. И это еще не все. На конце хвоста у тушканчика белая кисточка. Для друзей это указатель: “Я тут, за мной!” А для врага – обманщик. Вильнет на бегу белой кисточкой вправо, а сам прыгнет влево: “Мое вам, с кисточкой!”

Тарантул. Не обидели песчаного тарантула глазами – восемь глаз у него. И восемь ног. На охоту выходит тарантул ночью. Носится по пескам со всех восьми ног, смотрит во все восемь глаз, никакому насекомому от него не спрятаться, не убежать. Руками его лучше не трогать – укусить может.

7. Физкультминутка.

– Наверное, зной и жара вас утомили. Предлагаю немного отдохнуть.

Давайте перенесемся все в лесную зону. Побродим по сказочному лесу, отдохнем в тени деревьев, подышим свежим воздухом. Я сейчас буду называть растения и животных разных природных зон. Если вы услышите растения и животных лесной зоны, то поднимаете руки вверх и покачиваетесь, если растения и животных других зон, то приседаете.

Береза, ель, джузгун, бурый медведь, тюлень, лось, белка, морошка, ольха, клен, песец, сосна, рысь, лемминг, дуб, дрофа, филин, тигр.

8. Продолжение изучения новой темы.

Заунывно позвякивает колокольчик на шеях верблюдов. Но вот на горизонте показалось сказочное видение: островок пальм, хижины, изобилие зелени, в водоемах – фламинго, лебеди, павлины разгуливают. Неужели снова мираж?

– Нет. Это оазис – участок в пустыне. Здесь есть вода.

На доске слайд оазиса.

– Что только не растет здесь: кипарисы, лианы, пальмы. Люди занимаются земледелием. Выращивают пшеницу, финики, мандарины, виноград, абрикосы, овощи. Оазис – это жизнь!

– Чем занимаются люди в пустыни? (Животноводством : разводят овец и коз для получения мяса, шерсти и молока. Верный помощник человека– верблюд.

Земледелием: выращивают виноград, арбузы, дыни, груши)

9. Экологические проблемы.

Учитель. – Освоение пустынь человеком привело к экологическим проблемам. Кто поможет мне определить экологические проблемы?

  1. Растения закрепляют и останавливают пески. Но вырубка саксаула (хорошее топливо) и пастбища приводит к разрушению растительного покрова. Песок под влиянием ветра, приходит в движение, становится подвижным. Песчаные бури – страшная сила. Целые города в пустыне заносились песками.
  2. Проблемой является и браконьерство. От рук браконьеров погибает много животных
  3. Люди построили каналы, чтобы орошать землю– это хорошо. Но неумеренное орошение привело к тому, что в почвах стало накапливаться много соли.

И как всегда виновник создавшихся проблем – человек

Вывод: люди, осваивая пустыню, не должны наносить природе ущерб. Иначе она будет пустынна.

10. Закрепление изученного материала.

Учитель. Вот, ребята, и закончилось наше путешествие по пустыням. Я предлагаю вам проверить свои знания. Перед вами текст, исправьте в нем ошибки.

Отличительной особенностью зоны пустынь является сплошной растительный покров. Ветер наносит холмы песка, которые называют джузгунами. Но есть растения, которые своими корнями удерживают передвижение песков – это сайгак. В пустыне встречаются верблюды. В горбах у них находится вода. Ящерицы и черепахи могут надолго впадать в спячку.

11. Итог урока.

– Кому из вас было интересно на уроке?

– Что нового узнали?

12. Домашнее задание.

  1. Стр. 150–154, р.т.  № 39, 40.
  2. По желанию: написать и красочно оформить сочинение: “Один день в пустыне”.
  3. Представить проект экологически грамотного поведения в человека в пустыни.