Урок литературы в 5-м классе "Я и теперь слышу его в сердце…" (глава "Чистый понедельник" из произведения И.С. Шмелева "Лето Господне")

Разделы: Литература


Цели:

  • Познакомить детей с личностью И. С. Шмелева и с его главой из книги “Лето господне” Чистый понедельник.
  • Развитие мышления, памяти, внимательности; формировать речевые умения.
  • Развитие познавательного, творческого интереса к предмету. Воспитание уважения к прошлому нашей родины, к обычаям и традициям, патриотизма, доброты; обогащение нравственно-эстетического опыта учащихся.

Словарная работа: эмигрант, угодники, благовест, четвертной, полтинник, эпиграф.(По ходу урока обращаемся к словарю.)

Оборудование: компьютер, стенды с рисунками, рецептами постных блюд, сочинениями. По уроку составлена презентация

Ход урока

1. Организационный момент

2. Сегодня на уроке мы начнем знакомиться с творчеством замечательного русского писателя И.С. Шмелева , одаренного и навсегда связанного с Москвой. Вы услышите много новых слов. Если вам что-либо будет непонятно, спрашиваете, т.к. с нами на уроке присутствует эксперт (ф.и. ученика), который с помощью словаря поможет разгадать тайны некоторых слов.

Откроем наш урок словами самого писателя: “Ты хочешь, милый мальчик, чтобы я рассказал тебе…Ну, что же, не поймешь чего, подскажет сердце”. Сам автор приглашает нас к диалогу, а это возможно, если мы хорошо знаем своего собеседника. Давайте познакомимся с ним.

3. Знакомство с личностью Ивана Шмелева, сопровождаемое презентацией

Доклады учеников.

– Иван Сергеевич Шмелев родился 21 сентября (3 октября) 1873 года в Москве. Отец его занимался подрядами: строил мосты, дома, брал подряды по иллюминации столицы в дни торжеств, держал купальни, лодки, бани, ввел впервые в Москве ледяные горы, ставил балаганы. Кипел в делах. Когда Шмелеву было семь лет, умер его отец – человек, игравший главную роль в жизни маленького Ивана. Семья отличалась патриархальностью религиозным укладом. “Дома я не видел книг, кроме Евангелия”, – вспоминал Шмелев. Поэтому в семье чтили православные обычаи. Жили строго по православному календарю, от праздника к празднику. Такими же религиозными были и слуги. Они рассказывали маленькому Ване истории о святых людях. Позднее одному из них , старому филенщику Горкину , посвятит страницы воспоминаний. Писать Шмелев начал, еще учась в гимназии.

– Новый поворот в его жизни был связан с женитьбой и со свадебным путешествием. Молодожены долго думали, куда поехать. В то время студент Шмелев не был глубоко религиозным, однако перед поездкой зашел в церковь попросить благословения. И преподобный Варнава чудесным образом провидел будущий писательский труд Шмелева; сказав ему: "Превознесешься своим талантом".

Беседа с учащимися.

– Как вы думаете, ребята, талантливые люди, они какие? Это как–то отражается на внешности человека?

– Давайте узнаем, какова же внешность писателя? Вот что о нем вспоминает его племянница: “Шмелев был среднего роста, тонкий, худощавый, с большими серыми глазами, владеющими всем лицом, склонными к ласковой усмешке, но чаще серьезными и грустными. Его лицо было изборождено глубокими складками – впадинами от созерцания и сострадания”.

– А теперь посмотрите внимательно на портрет автора. Что вы видите? (высокий лоб, нос с небольшой горбинкой, борода клинышком)

– А глаза, расскажите, о чем они говорят? (грустные, серьезные. Человек с таким взглядом много страдал, пережил горе. И лицо его в морщинках – как–будто следы пережитого)

– Иван Сергеевич, действительно, в жизни много страдал, перенес много горя, потерял единственного, горячо любимого сына, вынужден был покинуть Россию и до конца дней своих жить в далекой Франции. Но грусть по Родине не покидала его, он вспоминал каждый день далекий замоскворецкий дворик, в котором жил в 80-х годах 19 века мальчик Ваня Шмелев.

– посмотрите на карту старой Москвы. Особое своеобразие придает городу Москва – река. Она открывает напротив Кремля широкую луговую низину Замоскворечья, милый сердцу уголок родины, который пришлось оставить навсегда. Он эмигрировал из страны.

Эмигранты, лица, добровольно или вынужденно покинувшие страну, гражданами которой они являются, и поселившиеся в какой-либо другой стране.

– Из всех писателей-эмигрантов Шмелев жил беднее всех, в первую очередь, потому, что менее других умел (и хотел) заискивать перед богатыми издателями, искать себе покровителей, писать вопреки своим взглядам ради куска хлеба. Существование его в Париже без преувеличения можно назвать близким к нищете – не хватало денег на отопление, на новую одежду, отдых летом. Но Шмелев активно сотрудничал в журнале "Русский колокол", издаваемом Иваном Ильиным. Это был один из немногих журналов в русской эмиграции с патриотическим и православным уклоном. Поддержка и помощь Ильина, редактора журнала и друга семьи, действительно были очень значительны для Шмелева. Он не просто писал ему ободряющие письма и пропагандировал. Ильин взял на себя самый тяжелый труд – поиск издателей, переписку с ними, обсуждение возможных условий. Забота его простиралась до того, что он оговаривал диетическое меню для Шмелева.

– В конечном итоге жизнь Шмелевых за границей по-прежнему напоминала жизнь старой России, с ее православными праздниками, со многими обрядами, кушаньями, со всей красотой и гармонией русской жизни. Православный быт, сохранявшийся в их семье, не только служил огромным утешением для самих Шмелевых, но и радовал окружающих. Большое впечатление все подробности этого быта произвели на племянника Шмелевых Ива Жантийома-Кутырина, который, будучи крестником писателя, частью стал заменять ему потерянного сына. Дядя Ваня очень серьезно относился к роли крестного отца... – пишет Жантийом-Кутырин, – Церковные праздники отмечались по всем правилам. Пост строго соблюдался. Мы ходили в церковь”. Так, и потеряв родину, русские эмигранты находили ее в хранении дорогих сердцу обрядов.

4. Работа с книгой.

“Он воспитывал меня как русского ребенка, я гордился этим и говорил, что только мой мизинец является французом. Свой долг крестного он видел в том, чтобы привить мне любовь к вечной России, это для меня он написал Лето Господне. И его первый рассказ начинался словами:
Ты хочешь, милый мальчик, чтобы я тебе рассказал…” Ив Жантийом-Кутырин

В марте 1934 года Иван Шмелев начинает работу над книгой о самом сокровенном “Лето Господне”, в которой отражены восприятия доброго и наивного, чистого и доверчивого мальчика. Сегодня мы познакомимся с главой “Чистый понедельник”.

– Откроем книгу и прочитаем первые строки: “Я просыпаюсь от резкого света в комнате: голый какой-то свет, холодный, скучный. Да, сегодня Великий Пост. Розовые занавески, с охотниками и утками, уже сняли, когда я спал, и оттого так голо и скучно в комнате.” .

– Что в этом отрывке, написанном в 1934 году, и в нашей жизни совпадает? (Великий пост)

– Вы знаете, что такое пост? (Доклад учащ-ся)

– Пост – это воздержание на определенный срок от приема всякой пищи или ее отдельных видов (особенно мяса). Верующим в дни поста запрещаются увеселения, вступление в брак В православии существуют разные посты: летний – Петровский; осенний – Успенский; зимний – Рождественский, или Филипповский, и в некоторые другие дни. Великий пост – один из самых древних на Руси, проходит за семь недель до Пасхи. Наиболее строгими являются первая неделя и последняя – Страстная. Во время поста не разрешается вкушать мясную и молочную пищу, рыба дозволяется лишь дважды – в праздник Благовещения (7 апреля по новому стилю) и в Вербное воскресенье за неделю до Пасхи.

– Великий пост установлен в память 40-дневного поста Иисуса Христа в пустыне. Художник Крамской нарисовал на эту тему картину “Христос в пустыне”. Посмотрите на нее. Как вы думаете, что делает Христос в пустыне? (Думал)

– О чем он мог думать? (о людях, их бедах, о боли, о злобе человеческой, о всепрощении, и т.д.)

Пост – это не только ограничение в еде. Пост – это время, когда человек должен задуматься о себе, о том, как он живет. А не делает ли он чего плохого? Великий Пост – это подготовка к Светлому Христову Воскресению путем покаяния, углубления во внутреннюю духовную жизнь.

– Что легче: отказ от еды или не злиться, не обижаться, не обижать других, не ругаться?

– О том, как переживает эти дни мальчик глава из книги Шмелева “Лето господне”

С. Высоцкая.
Поутру печальный звон
Растревожил крепкий сон.
Полный грусти серебристой,
Нынче – Понедельник Чистый.
Накануне в воскресенье
Совершался чин прощенья,
В подражание святым
Мы друг другу все простим.
С понедельника говея,
Будем Критского Андрея
Покаянный петь Канон
И творить земной поклон.
Будет семь недель поста –
Благодати полнота!

– Первый день Великого поста называется Чистым понедельником: ранее в России был обычай чистить дом от духа масленицы – помыться в бане и практически полностью воздерживаться от пищи, то есть встречать пост в чистоте.
В Чистый понедельник обязательно мылись в бане, а женщины мыли посуду и “парили” молочную утварь, очищая ее от жира и остатков скоромного.

Беседа по главе

– Как называется глава ? (“Чистый понедельник”) .Как вы думаете, почему?

– Что знает Чистый понедельник о ходе Великого поста? Чем занимаются люди в этот день? (подтвердить словами из текста).

– От чьего имени ведется повествование? (мальчик)

– Что чувствует мальчик в это время? (Подтвердите словами текста) Почему?

И радостное что-то копошится в сердце: новое все теперь, другое.

– Кто такой Горкин и какое место в жизни мальчика, судя уже по началу, занимает он?

– Почему Горкин в восприятии мальчика похож на угодника? Какие детали внешности это подчеркивают?

– Какая обстановка царила в это время в доме? Как ее воспринимает мальчик?

– Какие слова напоминают мальчику звон колоколов (благовест)? Помни.(включить звон)

– Что надо помнить в пост? Чем отличается еда в пост?

– Посмотрим, можете ли вы отличить постное блюдо от обычного. Когда я произношу название постного блюда, вы встаете, когда обычного – садитесь.

– Кабачки тушеные.
– Мясное рагу.
– Кисель.
– Шашлык.
– Лапша грибная.
– Пельмени.

(Физкультминутка)

– А Шмелев в главе дает целый ряд названий.

Будут варить компот, делать картофельные котлеты с черносливом и шепталой, горох, маковый хлеб с красивыми завитушками из сахарного мака, розовые баранки, кресты на Крестопоклонной... мороженая клюква с сахаром, заливные орехи, засахаренный миндаль, горох моченый, бублики и сайки, изюм кувшинный, пастила рябиновая, постный сахар – лимонный, малиновый, с апельсинчиками внутри, халва... А жареная гречневая каша с луком, запить кваском! А постные пирожки с груздями, а гречневые блины с луком по субботам... а кутья с мармеладом в первую субботу, какое-то "коливо"! А миндальное молоко с белым киселем, а киселек клюквенный с ванилью, а...великая кулебяка на Благовещение, с вязигой, с осетринкой! А калья, необыкновенная калья, с кусочками голубой икры,с маринованными огурчиками... а моченые яблоки по воскресеньям, а талая, сладкая-сладкая "рязань"...а "грешники", с конопляным маслом, с хрустящей корочкой, с теплою пустотой внутри!

– Для чего так подробно описаны постные яства? Какие из них вам захотелось попробовать?

– К уроку вы подготовили выставку рецептов постных блюд.
(Выставка рецептов)

– За что ругал отец Василия Васильевича? (Какие слова показывают душевное состояние мальчика?)

– Как они помирились?

– Какое влияние на отношение мальчика с отцом оказывал Горкин?

– Почему Горкин велел мальчику обходиться с людьми так же, как обходился отец?

– Как воспринимает взрослый уже рассказчик свои воспоминания?

Сумеречное небо, тающий липкий снег, призывающий благовест... Как это давно было! Теплый, словно весенний, ветерок... – я и теперь его слышу в сердце.

– Давайте обратимся к эпиграфу. Как вы понимаете его смысл?

Два чувства дивно близки нам –
В них обретает сердце пищу –
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
А.С.Пушкин

5. Выводы

До конца дней своих чувствовал Шмелев боль от воспоминаний о России, ее природе, ее людях. Он описывает канувшую в прошлое патриархальную жизнь. Религиозные праздники, обряды тысячелетней давности, множество драгоценных мелочей отошедшей жизни воскрешает Шмелев, славя Замоскворечье, Москву, Русь. А для чего?

Дома вы написали сочинения на тему “Почему надо помнить и соблюдать традиции” (два зачитать)

– Итак, сегодня на уроке мы прикоснулись к новой стороне русской жизни. В этом нам помог И.С. Шмелев и его произведение “Лето господне”. Я смею надеяться, что оно не оставило вас равнодушными. У каждого из вас есть мысли по поводу урока, выразите их, пожалуйста.

– Кто-то возьмет лист бумаги и нарисует.

– Кто-то напишет какие-либо слова.

– Кто-то выберет одно из трех изображений и объяснит почему.

Как много мыслей может возникнуть после прочтения. (Религия, детство, семья, традиции, и т.д.)

Итак, книга действительно хороша, автор сам говорит: “В ней я показываю лицо Святой Руси, которую я ношу в своем сердце...Россию, которая заглянула в мою детскую душу”.

Увы, последние годы жизни Шмелев проводит в одиночестве. 24 июня 1950 г. Шмелев переехал в обитель Покрова Пресвятой Богородицы в Бюсси-ан-Отт, в 140 километрах от Парижа. В тот же день сердечный приступ оборвал его жизнь. Монахиня матушка Феодосия, присутствовавшая при кончине Ивана Сергеевича, писала: "Мистика этой смерти поразила меня – человек приехал умереть у ног Царицы Небесной под ее покровом".

За этим последовали два других события, не менее важных. В апреле 2000 года племянник Шмелева Ив Жантийом-Кутырин передал Российскому фонду культуры архив Ивана Шмелева; таким образом, на родине оказались рукописи, письма и библиотека писателя, а в мае 2001 года с благословения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II прах Шмелева и его жены был перенесен в Россию, в некрополь Донского монастыря в Москве, где сохранилось семейное захоронение Шмелевых. Так, спустя более полвека со дня своей смерти Шмелев вернулся из эмиграции.

7. Домашнее задание: ну а пост в заканчивается и наступает светлый день Пасхи. Напишите сочинение – миниатюру “Мой Светлый день Пасхи”.