Урок литературы по стихотворению Н.Заболоцкого "Журавли": "Спешите делать добрые дела!". 6-й класс

Разделы: Литература

Класс: 6


Цели:

общие – познакомить учащихся с произведением Н.Заболоцкого “Журавли”; побудить учеников к размышлению о непреходящих ценностях, о воле к борьбе, стойкости, об утверждении силы духа, любви к жизни, к природе, о деятельной доброте; подвести детей к осознанию того, как важно быть внимательным к окружающему нас миру;

частные – продолжать работу по развитию и формированию навыков анализа поэтического текста; познакомить учащихся с новым литературным термином (аллитерация).

Эпиграф к уроку:

Чтоб себя и мир спасти,
Нам нужно, не теряя годы,
Забыть все культы и ввести
Непогрешимый культ природы.

Василий Фёдоров

Оформление:

  • словарь литературоведческих терминов.
  • иллюстрация “журавль”.
  • “красная книга бурятии”.
  • раздаточный иллюстративный материал для работы по развитию речи.
  • запись песни “подбитая птица” в исполнении в.кикабидзе.
  • плакат со словами “пусть хорошее будет, пусть плохое пройдёт!”.
  • репродукция картины а.рылеева “в голубом просторе”.

Ход урока

I. Вступление.

Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс.
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю: каждый в классе гений.
Но без труда талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений –
Мы вместе сочиним урок!
Мои соавторы и судьи,
Оценкой вас не накажу.
За странный слог не обессудьте,
А дальше прозой я скажу.

Здравствуйте, ребята! Помогите мне, пожалуйста, в одном деле: необходимо объявить вам тему урока, а я не могу собрать слоги в осмысленную фразу (на доске вразброс прикреплены листочки со слогами: спе-ши–те де-лать доб-ры-е де-ла)

Спасибо, ребята, вы молодцы, справились быстро и мне помогли. Теперь мы знаем тему урока и можем записать её в свои тетради.

А эпиграфом к уроку возьмём слова поэта Василия Фёдорова.

Будем говорить сегодня о добрых делах, о природе, о любви к природе на примере стихотворения Николая Заболоцкого “Журавли”. Поразмышляем вместе с поэтом о духовных ценностях, о воли к борьбе, об утверждении силы духа, о любви к жизни.

II. Биографическая справка о поэте Н.Заболоцком.

Николай Заболоцкий родился в деревне Красная Горка в 1903 г.

Из автобиографии:

“Здесь я окончил 3 класса начальной школы, вдоволь наслушался соловьёв, насмотрелся закатов и всей целомудренной прелести растительного мира…”

В творчестве Заболоцкого проблема взаимоотношений человека и природы – одна из важнейших тем. Он умел тонко передать одухотворённость природы, показать гармонию человека с ней. Правда, когда появились стихи Заболоцкого, его критиковали: “Нелепо! Разве это стихи? Разве можно сказать: “Тут природа вся валялась в страшно диком беспорядке”? А почему же нельзя?..

Но Заболоцкому пришлось ещё более страшное испытание перенести – в 1938 г. его несправедливо осудили и лишили свободы. Пройдя через кошмар сталинских лагерей, поэт остался убеждён, что человек в любых условиях должен оставаться человеком.

III. Чтение стихотворения “Журавли”

IV. Анализ стихотворения.

1) Вообразите картину, нарисованную в первой и второй строфах. Какие эпитеты вы могли бы назвать? Запишите в тетради эпитеты. (начальная интонация – величавое спокойствие. Это повествование, но о чём-то значительном. Об этом говорят чистые цвета – голубой и серебряный. замедленный темп, плавность)

2) Какое чувство вызывает эта картина?

(Красоты, великолепия, любования сильными, прекрасными птицами)

3) В третьей строфе происходит перелом, появляется “чёрное зияющее дуло” – воплощение смерти. Внезапность удара, стремительность, резкость, неожиданность. Почему поэт сказал не “журавль” или “вожак”, а “частица дивного величия”?

(Нарушена гармония, расколота великолепная картина – “дивное величие”, частица этого великолепия обрушивается сверху на нас)

4) Как называется приём, построенный на контрасте, противопоставлении?

(Антитеза: начало спокойное, величавое – вдруг резкий перелом, внезапность, жёсткость)

5) В четвёртой строфе меняется ритм: строки жёстче, исчезает плавность и лёгкость, ощущение величия, света, простора, свободы.

“Два крыла, как два огромных горя”, “и рыданью горестному вторя”… Повторяются согласные звуки “р”, что усиливает ощущение тревоги, опасности, трагедии. Выделяется главное слово – горе, его звучание поддерживается другими словами. Звуковые повторы нужны здесь для того, чтобы усилить эмоциональное начало. Этот приём называется аллитерацией.

6) После этой эмоциональной кульминации идут две строфы, в которых сконцентрировано философское значение образов стихотворения. Смерть унесла “частицу дивного величия”, но вечны “гордый дух, высокое стремленье, воля непокорная к борьбе”. Это уже не просто журавли, речь идёт о смене поколений, о вечности красоты и величии духа.

7) А последние две строфы вновь говорят о торжестве жизни и говорят не только значением слов, но и их звучанием: “заря над ним образовала золотого зарева пятно”. С гибелью вожака не остановилась жизнь, он сильнее смерти. Но к этому выводу мы приходим, пережив острую горечь утраты.

8) Рассмотрите репродукцию картины А.Рылеева “В голубом просторе”. Можно ли её назвать иллюстрацией к стихотворению Заболоцкого?

V. Беседа по содержанию стихотворения.

1.Один за другим исчезают на земле целые виды животных, птиц, растений, озёра, степи, луга, моря…. Ни у одного животного на земном шаре не запрограммировано предварительной боязни или ненависти по отношению к человеку. И только сам человек своим безобразным, жестоким и безрассудным поведением отвратил от себя и озлобил птиц и зверей земли… Есть наука, занимающаяся проблемами охраны природы – экология: “экос” – дом, жилище; “логос” – учение. (Экология – наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой)

2. Красная Книга.

Для чего создана Красная Книга? (растения и животные находятся под охраной, у них есть гарантия, что их исчезновение не будет допущено)

Почему её назвали Красной? ( красный цвет – цвет запрета, предупреждения, опасности)

Журавли внесены в “Красную Книгу” как очень редкий, исчезающий вид. У нас в Бурятии можно встретить такие виды, как даурский журавль, чёрный журавль, красавка. Встречи с одиночными птицами и стайками из 2-3 птиц очень редки.

VI. Давайте послушаем песню в исполнении Вахтанга Кикабидзе “Подбитая птица”.

А задание вам, ребята, такое: попытайтесь во время прослушивания выписать из текста песни те слова, которые могли бы стать своеобразным призывом, пожеланием для всех нас.

(“Пусть хорошее будет, пусть плохое пройдёт!”

Вывод: О чём мы сегодня с вами говорили, размышляли на уроке? Что узнали?

Домашнее задание:

– подготовить выразительное чтение стихотворения;
– определить стихотворный размер.

Оценивание.

Творческое задание.

Таких птиц, как журавли, нужно беречь и охранять. И так, наверное, хочется, чтобы герой стихотворения Заболоцкого не погиб, а каким-то образом выжил, спасся, как и герой из песни. Давайте помечтаем. Перед вами иллюстрации с изображением журавля. Представим, что наш журавль не погиб, ему помогли выжить люди (не те, что стреляли – другие). Составьте 4-5 предложений по этой иллюстрации.

Зачитать 3-4 работы, оценить.

Урока время истекло…
Я вам, ребята, благодарна
За то, что встретили тепло
И поработали ударно.

Спасибо за урок. Всего вам хорошего!