Урок чтения по теме: "Обобщение знаний по сказке С.Т. Аксакова "Аленький цветочек"

Разделы: Начальная школа


Цели: учить анализу художественного произведения на сюжетном, языковом, идейном уровнях; формировать умения осмысливать, воссоздавать, воспроизводить прочитанное для полноценного восприятия произведения; развивать речь, обогащая ее художественным словом, творческое мышление, воображение; воспитывать через художественное произведение, его героев жизненную позицию: сочувствие, милосердие к людям.

Оборудование: звукозапись сказки по мультфильму “Аленький цветочек”, иллюстрации к сказке (6), элементы костюмов героев сказки для инсценирования, пословицы.

Ход урока

I. Введение в тему.

Звучит музыка из сказки “Аленький цветочек”. Музыка стихает, ученик читает зачин сказки.

- У: Кто написал эту замечательную сказку? (хором).
Д. - Аксаков.

У - Да, эту сказку написал Сергей Тимофеевич Аксаков (открываем фото).

У - Какое название дал автор сказке?

Д. (хором) “Аленький цветочек”.

У. - Что слышится в названии?

Д. - Нежность, красота.

У. - Для кого он написал сказку?

Д. - Сказка была написана для внучки Оленьки.

У. - Сказка была написана в последние годы жизни Аксакова. В автобиографической повести “Детские годы Багрова — внука” он записал сказку, рассказанную ему в детстве ключницей Пелагеей (открывается портрет).

- Как это выражается в языке сказки?

Д. - Языки народный, просторечный, так говорили сказители сказок.

II. Постановка темы урока.

У. - Прочитав сказку, мы задумываемся, о чем хотел рассказать нам автор. Какую мудрость передает Аксаков своей внучке и нам читателям. Выясним это на сегодняшнем уроке (открываем иллюстрации: 3 сестры, купец, зверь лесной, чудо морское).

III. Восстановление сюжета сказки по иллюстрациям (6).

У. - Перед нами иллюстрации к сказке. Назовите главных героев сказки. Д. - Три сестры, купец, зверь лесной, чудо морское (который превращается в принца).

У. - Вспомните сюжет сказки, опираясь на иллюстрации. Коротко передайте ход событий в сказке.

Д. - Три сестры купеческие заказали отцу подарки. Старшая — венец, средняя — хрустальное зеркальце, младшая — аленький цветочек, которого бы краше не было на белом свете. Отправился купец в тридевятое царство, в тридесятое государство и попал во владения к зверю лесному, чуду морскому. Там он нашел аленький цветочек для дочери младшей. Чудище попросил за цветочек аленький одну из дочерей, ту которая пойдет к нему по желанию. Выручила отца младшая дочь. Она пошла на житьё к зверю лесному, чуду морскому. Полюбив чудище за добрую его душу, она сняла с него колдовское заклятье. И стал чудище красавцем писанным.

IV. Создание проблемной ситуации.

V. - А как вы думаете, могли быть на месте младшей дочери ее сестры?
Д. - Нет.

У. - Почему?

Д. - Они не захотели выручить отца и пойти к зверю лесному.

V. Характеристика героев.

У. - Что мы узнали о сестрах из сказки?

Портреты трех сестер помогут вам рассказать о них. Старшая?

Д. - Старшая — горделивая. Она просит для себя венец самоцветный, да такой, как у королевы заморской.

У. - Зачитайте текст.

Д. - Недобрая, завистливая.

Д. - Она неблагодарная. Не пошла выручить отца.

У. - А средняя?

Д. - Средняя — самолюбивая. Ей нужны только богатства, да чтоб ее красота не старилась.

Д. - Неблагодарная тоже.

У. - А младшая дочь? Зачем ей нужен был аленький цветочек?

Д. - Для радости, утешения.

У. - Какая она?

Д. - Добрая, ласковая, (смелая) приветливая.

У. - Что же помогло снять заклятие со зверя лесного, чуда морского?

Д. - Любовь девушки.

У. - За что же полюбила девушка чудище?

Д. - (зачитывают текст)

У. - О чем рассказал Аксаков в этой сказке?

Д. - Он рассказал о самоотверженной любви, верности и преданности.

У. - Какой урок он преподает своей внучке и нам, читателям?

Д. - Что добрые чувства могут победить зло.

У. - Какая из пословиц, записанных на доске, подтверждает тему сказки? (две пословицы).

Д. - Любовь все побеждает.

VI. Инсценировка сказки.

У. - Как вы думаете, какой момент в сказке самый волнующий? Д. - Когда происходит превращение чудища в доброго молодца. У. - Давайте посмотрим, как это произошло. Звучит музыка, (выходят трое учащихся).

VII. Заключительные слова учителя.

У. - Сказка эта живет уже около 150 лет, и не на день не стареет, потому, что никогда не исчезнут добро и любовь. Пусть же аленький цветочек не увядает в душе каждого человека.

VIII. Работа над языком сказки.

У. - Среди русских народных сказок есть сказки, схожие по сюжету со сказкой “Аленький цветочек”. Назовите их.

Д. - “Заклятый царевич”, “Перышко Финиста ясна сокола”.

У. - Чтение каких из из них вам понравилось?

Д. - “Аленький цветочек”.

У. - Почему?

Д. - Сказка “Аленький цветочек” написана красивым, плавным языком.

У. - Да, ребята, сказка “Аленький цветочек” обработана писателем, и она вам понравилась больше. Как называются сказки, которые обработаны или пересказаны авторами?

Д. - Литературные сказки.

У. - А к какой группе литературных сказок относится сказка “Аленький цветочек”?

Д. - Это волшебная сказка.

У. - Почему?

Д. - В ней чудеса. Сказочные превращения, троекратность событий.

У. - Читая волшебные сказки, мы встречаем сказочные выражения, которые есть во многих сказках. Назовите из сказки сказочные выражения, которые указывают на неопределенность пути и длительность времени.

Д. - “За тридевять земель, в тридевятое царство, в тридесятое государство”.

“Поворотился он назад — нельзя идти, направо, налево — нельзя идти, сунулся вперед — дорога торная”.

“Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается”.

“Долго ли, мало ли времени”.

У. - Найдите сказочные выражения, которые описывают сказочные образы.

Д. - “Красоты невиданной и неслыханной, что ни в сказке сказать, ни пером описать”.

У. - Найдите сказочное выражение, которое может решить судьбу героя.

Д. - “Не прикажи меня рубить...”

У. - Украшают сказку яркие образные выражения (эпитеты). Приведите примеры из сказки.

Д. - Руки белые, красавица писаная, сады диковинные, палаты белокаменные.

У. - Сказку сказывает ключница Пелагея, а ее речь богата пословицами, поговорками да прибаутками. Какие вы нашли в сказке пословицы?

Д. - “Богатство — дело наживное”, “Двух смертей не бывать, а одной не миновать”, “От страха зуб на зуб не попадал”.

У. - Все это доказывает близость этой литературной сказки к народным сказкам. В сказке “Аленький цветочек”, Аксаков собрал все лучшее из французских, арабских и славянских сказок и, оказалась она дорога русским детям.

IX. Итог урока.

У.

  • Что на вас произвело впечатление?
  • Что вы не знали, а сегодня на уроке узнали и это новое для вас?
  • Какие задания вам показались интересными?