Статья: "Приобщение дошкольников к русской истории и культуре"

Разделы: Работа с дошкольниками


Пояснительная записка

Детский сад наряду с семьей является важнейшим социальным институтом воспитания ребенка дошкольного возраста. Дошкольное образовательное учреждение оказывает свое воспитательное воздействие на ребенка в самый сензитивный период его жизни. Воспитание служит всеобщей и необходимой формой развития ребенка, поэтому основной задачей детского сада является повышение эффективности и качества образования детей на основе всестороннего воспитания и развития личности каждого ребенка.
Для этого необходимо создание благоприятной образовательной среды, содействующей разностороннему индивидуальному развитию и духовно-нравственному становлению личности ребенка.

Социальный заказ государства на воспитание человека – современного, образованного, нравственного, обладающего чувством ответственности за судьбу страны – нашел свое отражение в таких важных документах, как Федеральный закон «Об образовании», Концепция модернизации российского образования до 2010 года, государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», Закон Красноярского края «О Краевом (национально-региональном) компоненте государственных образовательных стандартов общего образования в Красноярском крае» от 25.06.2004 года.      Поэтому педагогический коллектив одним из направлений своей деятельности выбрал приобщение детей к русской истории и культуре.
В связи с этим целью своей педагогической деятельности я определила: формирование нравственных качеств личности детей через приобщение их к истокам русской народной истории и культуре.
Для реализации цели мною были поставлены задачи:

  1. показать всестороннюю связь человека с окружающим миром, включить детей в активное познание своей «малой Родины»;
  2. приблизить ребенка к миру искусства, воспитывать способность к творчеству;
  3. формировать нравственные качества детей: основы гражданственности, любовь к Родине, бережное отношение к ее историческому и культурному наследию.

   В работе руководствовалась следующими принципами:

  1. культуросообразности;
  2. расширения связей ребенка с окружающим миром;
  3. приоритетности регионального культурного наследия;
  4. опоры на эмоционально-чувственную сферу ребенка.

Для достижения цели изучила методическую и детскую литературу. Подобрала материал для работы с детьми: фотографии, иллюстрации с изображением нашего города, геральдики, губернатора и мера; репродукции картин Красноярских художников; карты; картинки и видеоматериал растительного и животного мира Красноярского края. Оформила материал: фольклорный (загадки, потешки, заклички), народные промыслы (о народных игрушках, различных видах росписи), национальные традиции и обычаи.
Разработала систему занятий, которые имеют интегрированный характер -  включение сведений об истории и культуре «малой Родины» во все виды детской деятельности: познавательную, продуктивную, игровую.                                
Содержание занятий систематизировано по тематическим блокам и представлено в возрастном аспекте:

«Мой родной дом – семья; детский сад» (3-4 года);
«Мой родной дом – семья; детский сад; улица, на которой живу» (4-5 лет);
«Мой родной дом – семья; детский сад; улица, на которой живу; город Красноярск; Красноярский край(5-6 лет);
«Мой родной дом – семья; детский сад; улица, на которой живу; город Красноярск; Красноярский край; Россия (6-7 лет).

В группе организовала «Выставку мастеров». Содержанием выставки являются произведения народно – прикладного творчества местных мастеров, членов семьи и самих ребят – это вышивки, кружева, домотканые коврики, полотенца, произведения живописи художников нашего города, творческие работы детей по рисованию, лепке, ручному труду.
Вместе с родителями сделали макеты «Русская горница», «Острог города Красноярска», «Север нашего края».  
Совместно с педагогическим коллективом разработала сценарии праздников и развлечений: «Осенины», «Масленица», «Праздник детского сада – нашего родного дома», «Мой Красноярский край».
Сделала подборку народных игр, которые организовывала с детьми при проведении праздников и в свободное время.
Разработала планирование тематических циклов посещения музеев и проведения целевых прогулок. На целевых прогулках детей знакомила с архитектурой древнего и современного города, с мотивами орнаментальной резьбы, с культовыми сооружениями (соборами, церквями). В музеях (Литературный, Краеведческий, Дом-музей В.И. Сурикова) дети знакомились с предметами старины, народно-прикладного искусства, промысловой деятельностью своих предков и малых народов нашего края. После посещения музеев создавала условия для самостоятельной творческой деятельности детей. Из соленого теста, бумаги, картона они изготавливали понравившиеся предметы. Затем вместе с детьми оформляли выставку мастеров.
Разработала систему участия родителей в образовательном процессе, которая состояла из следующих компонентов:

- совместная деятельность родителей и детей (фольклорные праздники, походы, экскурсии);
- выставка рисунков, выполненных детьми совместно с родителями «Русские богатыри», «Мой любимый город – Красноярск».
- выставки фотографий «Ярмарка», «Красноярск – культурный». Выставка «Блюда национальной кухни», «Семейные реликвии».
- участие родителей в оформлении макетов и альбомов, изготовлении костюмов, декораций;

Наличие специально оборудованной среды, целенаправленная и систематическая работа позволили сформировать у детей:

- культурно-исторические представления о своей семье, о городе, крае;
- представление о том, что человек – творец и хозяин рукотворного мира;
- понятие, что такое музей, представление о его назначении;
- систему обычаев, включающей праздники, обряды, традиции в одежде, еде русского человека в прошлой и современной жизни; а также представления о жизни малых народов нашего края.

Сотрудничество с семьей позволило сформировать у родителей понимание, как тесно жизнь их семьи связана с жизнью Отечества.

Литература:

  1. Арапова-Пискарева Н.А. Мой родной дом. М.: Мозаика-Синтез, 2005.
  2. Арапова-Пискарева Н.А.Маленькие россияне. М.: Мозаика-Синтез, 2005.
  3. Князева О.Л., Маханева М.Д.Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Санкт-4.Петербург «Детство-Пресс», 2004.
  4. Ковалева Г.А.Воспитывая маленького гражданина. М.: «Аркти», 2005.
  5. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. М.: АРКТИ, 2005.
  6. «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.

Приложение

Дети на экскурсии» Здравствуй музей!» 

Рисунок1.
(Красноярский Краеведческий музей)

Выставка рисунков совместно родителей и детей «Мой любимый город – Красноярск»

Рисунок2.

Рисунок3

Театрализованное представление по мотивам русской народной сказки «Курочка Ряба»

Рисунок4