Русский народный праздник как средство развития личностных качеств дошкольников

Разделы: Музыка, Работа с дошкольниками


Пояснительная записка

Какой из праздников ваш самый любимый?  Часто слышим адресованный вопрос корреспондента случайному прохожему и, не дожидаясь, догадываемся о самых популярных ответах: «Новый год, день рождения, 8 Марта», и лишь единицы назовут одним из любимейших праздников Рождество, Крещение, Пасху. В чем секрет такого разногласия между людьми, живущими в одном доме – Россия? Что поможет нам вернуть утраченное, восстановить складывающуюся веками систему нравственных ценностей и человеческих отношений? Только возвращение к русскому фольклору, к его истокам, народным традициям и православным праздникам поможет нам противостоять бездуховности современного мира.                                   

Народные праздники по самой своей природе педагогичны, они всегда включают в единое праздничное действие и детей и взрослых. Русский народный праздник всегда был открыт для новизны, изобретательности, вбирал в себя светские элементы как отечественной, так и зарубежной культур, впитывал церковную, православную религиозную обрядность. Эта открытость веяниям времени и одновременно сохранность традиций прошлого, уходящего в глубину веков до языческих времен, создавали богатую духовную атмосферу, положительно влияющую на духовно-нравственное совершенствование и развитие личностных качеств подрастающих и взрослых поколений. Более чем ныне, наши предки ощущали свое единство с окружающей их природой, были убеждены, что своими добрыми делами, таинствами, игрищами, обрядами они помогают весеннему пробуждению Солнца, прилету птиц и т.д. Кто знает, может так оно и есть? Мы катастрофически теряем искусство жить в ладу с природой, а значит, и с самим собой, друг с другом, сбиваемся с издревле освоенного и веками  проверенного ритма чередования труда и праздника. Приходится с печалью и сожалением говорить, что народная культура праздника в наши дни  значительно подорвана. Вспомним слова великого русского педагога К.Р.Ушинского, который говорил, что воспитание, лишенное народных корней, бессильно.

Как бывшей выпускнице музыкального училища: «отделения народные инструменты», тема фольклора очень близка и любима. Полученные знания, умения и навыки, привитый вкус к народной музыке требуют своего выхода в передаче накопленного опыта подрастающему поколению.

Изучив опыт педагогов: С.И.Мерзляковой; Г.П.Новиковой; В.М.Петрова;  Г.Н.Гришиной; Л.Д.Коротковой, и взяв на вооружение элементы из разных  программ, разработала свой план работы по ознакомлению дошкольников   с традициями и обычаями русского народа через фольклорные праздники. Благодаря такому подходу  дети приобщаются к народным традициям, у детей развивается национальное самосознание, а значит, и уважение к своему народу. 

Из православных праздников выбираю наиболее значимые: Рождество Богородицы, Покров, Рождественские святки, Крещение, Масленица, Вербное воскресенье, Пасха, Троица. Каждый из которых имеет тематическое построение и затрагивает жизненно-важные аспекты человека, от предметного видения мира через постепенное усложнение миропонимания, к  проблемам духовного становления личности. Мудрость и простота, органично сочетающиеся в обрядовых праздниках, помогают донести до маленького человека высокие нравственные идеалы. Воспитание трудолюбия, милосердия, честности, уважение к старшим, забота о младших - это заповеди в народной педагогике, которые служат своеобразным ориентиром, духовным компасом в развитии личностных качеств дошкольников и помогают в дальнейшей жизни адаптироваться им  в социальной среде.

В своем большинстве народные праздники  интегративны: сочетают в себе устное народное творчество, музыкальный фольклор, прикладное искусство, народный театр, что способствует развитию образного мышления, музыкальных способностей, индивидуального творчества, обогащает речь детей. Так  колыбельная  песня, спетая в младшем возрасте, способствует зарождению нежных материнских чувств,  знакомство с подвигами былинных богатырей развивает силу воли и мужество, русский хороводный танец помогает девочкам стать «лебедушкой», а мальчикам «ясным соколом», народные игры и театр помогают в развитии коммуникативных качеств  личности ребенка.                                                                                      

Каждый народный праздник для ребенка - встреча со сказкой, поэтому для всех педагогов и родителей  нашего дошкольного учреждения основной целью является - сотрудничество. Коллеги по работе проводят не только дополнительную работу в группе по ознакомлению детей с  обычаями  и традициями русского народа и основами православной культуры, но  активно и творчески исполняют роли,  готовят атрибуты вместе с воспитанниками. Родители шьют костюмы, пекут угощение, учат роли с детьми. Только все вместе - путем целенаправленного воспитательного влияния мы сможем заложить в маленьком человеке семена любви и добра.

В своем большинстве каждая подготовка к празднику для музыкальных руководителей является трудовым подвигом, так как отнимает слишком много времени, энергии и сил, чтобы этого избежать, предлагаю чаще использовать элементы импровизации  во время праздничного действия. Хочу поделиться сценарием новогодних колядок, который можно приготовить за три дня и доставить детям  настоящий праздник, вызвав бурю эмоций и чувств.                                      

(Сценарий праздника «Щедрый вечер» дан в приложении 1, фотографии с праздника, в приложении 2).                     

Библиография                                                                                                                                                         

  1. Мерзлякова С.И. Фольклор-музыка-театр: Программы и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС,1999, c.59-62.                                     
  2. Новикова Г.П.Эстетическое воспитание и развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста: Методические рекомендации для педагогов, воспитателей и музыкальных руководителей. Конспекты занятий. Сценарии досугов, развлечений, праздников.-М.,АРКТИ, 2002, c.12-29.                                                                                                                              
  3. Петров В. М., Гришина Г. Н., Короткова Л. Д. Весенние праздники, игры и забавы для детей.-М.: ТЦ Сфера, 2002, c.3-5.
  4. Пушкина С. И. Мы играем и поем: Инсценировки русских народных игр, песен, хороводов и сценарии праздников для детей младшего и среднего школьного возраста. - М.:Школьная Пресса, 2001, c.88-89.                                    
  5. Корчаловская Н. В.,Посевина Г. Д. Праздник в детском саду. (Сценарии детских праздников) - Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2001, c. 115-126.