Программа по краеведению "Истоки"

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа


Цель: Воспитание свободной и ответственной личности, гражданина и патриота, интереса и бережного отношения к историческому и культурному наследию родного края, своей малой родины.

Задачи:

  • Формирование гражданственности, любви к Родине, почитания и уважения народных традиций и обычаев, ощущение своих корней, преемственности поколений, ответственности за судьбу своего народа и его культуры.
  • Развитие способности к взаимоотношениям и сотрудничеству.
  • Развитие навыков проектно–исследовательской деятельности.

Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
Животворящая святыня!
Земля была б без них мертва …
А.С.Пушкин

Пояснительная записка

Данная программа позволяет раскрыть учащимся истоки становления и развития социокультурного пространства нашей родины, заложить основы эмоционально – нравственного отношения подрастающего поколения к истории и культуре своего народа, значимость смысла жизни для самореализации и саморазвития.

На занятиях дети познакомятся с историей родного края,

совершат различные экскурсии, развивая чувство причастности к судьбе малой родины, начиная с древних времен и до наших дней.

Модуль 1. Мы – граждане России

Тема 1.Семья в народных традициях.

Семейный круг. Рождение и детство. Родильный обряд. Имя человека в традиционной русской культуре. Уроки послушания. Юность. Свадьба. Свадебный обряд. Похороны. Похоронный обряд.

Тема 2. Крестьянская усадьба.

Три части крестьянской избы: изба, сени, клеть.
Печь как граница двух миров. Половозрастные статусы крестьянской общины.

Тема 3. Русский земледельческий календарь.

Времена года и земледельческие традиции. Народные приметы, пословицы и поговорки.
Будни и праздники крестьянина. Формы общественной жизни.

Тема 4. Русский народный костюм.

Рождение одежды. Головные уборы, обувь. Связь отдельных элементов одежды с обрядами и половозрастными статусами.

Тема 5. Православные праздники.

Рождество. Святки. Крещение. Масленица. Пасха. Троица. Иван–Купала и др.

Тема 6. Игры наших предков.

История возникновения русских народных игр. Во что играли наши предки. Молодецкие потехи. Запинки, заклички, мирилки, дразнилки, чурилки, считалки. Для чего нужна игра.

Модуль 2. Мое село – моя Россия.

Тема 1. Моя родина – Калманский район.

История формирования карты района. Этнографическая неоднородность населения района. Фольклорные праздники.

Тема 2. История становления и развития Калманки.

Улицы села – истории строки. Памятники истории и культуры села. Традиции прошлого и настоящего жителей села. Заслуженные люди села.

Тема 3. Моя родословная.

Генеалогическое досье. Генеалогическая карточка. Родословные таблицы. Термины родства и свойства.

Тема 4. Я и моя семья.

Мое генеалогическое древо. Биография моих предков.
Семейные реликвии. История моей семьи в истории села.

Модуль 3. Наши праздники.

18 апреля – День охраны памятников и исторических мест.
18 мая – День музеев.
12 июня – День России.
22 августа – День российского флага.
9 декабря – День Героя Отечества.

Формы работы:

  1. Знакомство с народными традициями и обычаями.
  2. Встречи с интересными людьми.
  3. Конкурсы, викторины.
  4. Тематические выставки.
  5. Интеллектуально-познавательные игры.
  6. Исследовательские проекты.
  7. Инсценировки обрядов.
  8. Сбор материала и отражение его в экспозициях школьного музея.
  9. Экскурсии.
  10. Создание фонотеки, презентаций, видеофильмов.
  11. Просветительская деятельность.